«когда десятки раз за день прыгаешь в воду, чтобы снять корабль с мели, сухой одежды не напасешься. Вот порой и приходилось ходить голышом»
«То, что корабли времен Киевской Руси могли выдерживать сложнейшие походы, мы в нынешнем плавании убедились сполна: наша копия древней ладьи «Сварог» 412 раз налетала на мели, камни, подводные скалы и опоры разрушенных мостов, -- говорит руководитель экспедиции киевлянин Сергей Воронов. -- И еще 59 раз мы врезались в топляки -- утонувшие стволы деревьев. Удары о борт получались внушительными: вес ладьи превышает четыре тонны, и двигалась она со скоростью бегущего человека -- 2--3 метра в секунду. Корпус «Сварога», тем не менее, остался целым и невредимым. За это низкий поклон мастерам из Чернигова, построившим в минувшем году по нашему заказу этот корабль. Летом 2003-го мы прошли на «Свароге» водную часть Великого шелкового пути от Киева до Дона, пережив сильнейшие шторма в Азовском море (тогда ураганный ветер разодрал парус и сломал мачту). И вот сейчас за 31 сутки преодолели на «Свароге» древний Янтарный путь, связывавший по рекам и морям Византию и Киевскую Русь с Балтийским побережьем, откуда к нам везли янтарь».
«Польским властям мы дали расписку, что плывем на свой страх и риск»
-- Сергей, твоей команде впору подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Вряд ли кому-нибудь прежде так «везло»: в одном плавании посадить корабль на мель более четырехсот раз -- результат почти фантастический! -- обращаюсь к руководителю экспедиции Сергею Воронову. Он возглавляет Лабораторию исторических исследований, которая занимается созданием копий старинных судов, и плавает на них по древним торговым маршрутам.
-- У нас за плечами были уже пять сложнейших экспедиций на старинных кораблях, -- отвечает капитан. -- Но на этот раз водный путь оказался до того сложным, что его можно сравнить с дорогой через непроходимые джунгли. Дело в том, что Западный Буг, разделяющий Белоруссию и Польшу, уже более полувека находится в охраняемой пограничной полосе. А это значит, что дно реки не чистят, на ней не обозначают фарватер, там даже не пытались убрать остатки мостов, разрушенных во время Второй мировой войны. Прежде чем мы начали поход по Западному Бугу, представители польских властей объяснили, что разрешают нам плыть в виде исключения. При этом попросили расписку о том, что мы предупреждены: река практически несудоходна, плывем на свой страх и риск.
-- Ну, а до Западного Буга дошли без приключений?
-- В Чернобыльской зоне портили настроение показания дозиметра -- радиационный фон там в несколько раз выше, чем в столице. Дико было смотреть на внушительное количество отдыхающих (целые семьи!) и рыбаков, каким-то образом пробирающихся на небезопасный берег. Как будто там не зона отчуждения, а всеукраинская здравница.
С отдыхающими мы не общались -- налегали на весла, дабы побыстрее добраться до Мозыря, первого на нашем пути населенного пункта в Белоруссии. От Мозыря до Пинска прошли восемь шлюзов и добрались до Брестской крепости. Эта средневековая цитадель защищена каналом. Директор местного музея сообщила, что после фашистских катеров, участвовавших в 1941 году в штурме Брестской крепости, в этот канал до нашего «Сварога» не заходило ни одно судно.
-- «Сварог» -- тяжелое судно. Как же удавалось его сдергивать с мелей?
-- На мели корабль налетел с первого дня плавания по Западному Бугу. Бывало так, что аврал приходилось объявлять по нескольку раз за час. Члены команды прыгали в воду, упирались с обоих бортов, срывали «Сварог» с мели и вручную проводили его по безопасной траектории. Путь выискивали разведчики: один человек шел вблизи судна, а мастер зимнего марафонского плавания Сергей Зеленецкий обследовал маршрут на целый километр вперед. Глубины там небольшие, поэтому нужно было просто идти по колено, по пояс, а то и по грудь в воде. Но разведка помогала далеко не всегда -- скажем, успели увернуться от одной мели, как на пути оказывалась другая. Не спасало и то, что смогли уменьшить осадку четырехтонного корабля. Сняли руль -- он уходит в глубь на 1,2 метра -- и управляли только с помощью весел. К тому же все снаряжение и припасы выгрузили на надувной спасательный плот.
При «посадке» судна на камни или подводную скалу раздавался глухой удар, корпус моментально замирал на месте. Случалось, что обойти такое препятствие было невозможно, тогда приходилось прокладывать ему путь, расчищая завалы из тяжеленных валунов.
К вечеру команда буквально валилась от усталости. Порой недоставало сил даже поужинать. А уже в четыре утра объявляли подъем, в половине пятого начинали плыть и налегали на весла до десяти вечера. Но было интересно.
Мне как капитану было морально тяжело по 30--50 раз за день орать «Аврал!», видя, как измотаны ребята. Многие к тому же ранили ноги о камни. А тут еще, как назло, зарядили дожди. До этого больше месяца стояла жара, засуха, река сильно обмелела, а стоило нам прийти на Западный Буг, как небо словно прорвало. Из-за этого не было возможности вечером на берегу даже кашу сварить, вскипятить чайник -- где взять сухие дрова? Приходилось довольствоваться лишь хлебом, салом и луком.
«Чтобы сохранить вещи и продукты сухими, клали их в несколько полиэтиленовых пакетов»
-- Если человек по 17--18 часов в сутки ходит в мокрых шортах или плавках, это может обернуться весьма неприятными последствиями для здоровья
-- То же говорил и врач экспедиции (он же был по совместительству коком) профессор Сергей Гуляр. Когда десятки раз за день прыгаешь в воду, льет дождь, сухой одежды не напасешься. Вот и приходилось ходить голышом. Условия для этого были подходящие: глушь, безлюдье. Единственные, кого мы видели на берегу, -- пограничники. Но они мужики, и, надеюсь, наш вид их не шокировал.
-- Удавалось ли сохранять сухим запас продуктов и сменную одежду?
-- В предыдущих плаваниях у нас, случалось, промокало буквально все. Тогда мы научились, как при любой погоде сохранять вещи и продукты сухими: нужно класть их в несколько полиэтиленовых пакетов.
-- Ночевали на берегу?
-- Только на палубе, ведь если корабль сорвет с якоря, «ловить» его в темноте было бы непросто. Если шел дождь, то над палубой натягивали тент. Устраиваясь на ночлег, забирались в спальные мешки и надевали накомарники. Ведь кровососов там несметные полчища. Из-за их жуткого гула порой невозможно было уснуть.
-- Ну и как вы себя чувствовали после таких испытаний?
-- Все сильно исхудали, обгорели -- солнцезащитными кремами пользоваться было бесполезно, ведь они сразу же смывались водой. Но, слава Богу, никто серьезно не заболел, даже расстройства желудка не было, ведь мы старались пить только колодезную воду. Ею даже посуду мыли. Для питьевой воды у нас есть емкость, куда можно набрать 3--4-дневный запас.
Важно, что среди нас не было нытиков -- ребята держались бодро, шутили, относились друг к другу доброжелательно, помогали. Я, например, мог запросто отправлять тех, у кого были сильно исцарапаны ноги, на пару дней в «лазарет» -- на спасательный плот. И был уверен, что не начнутся разговоры: мол, одни трудятся, а другие «прохлаждаются».
В Варшаве нас встречали на высоком официальном уровне -- представители администрации президента Польши, нескольких министерств, Академии наук. Ученые передали нам справку: последнее упоминание о том, что по Янтарному пути проходил торговый парусник, относится аж к XV веку!
Путь к конечному пункту путешествия -- Гданьску (он расположен на берегу Балтийского моря) мы проскочили по Висле за четыре дня: скорость течения в реке после проливных дождей выросла до 40--50 километров в час. В Гданьске в это время проходил парад копий старинных кораблей из разных стран. Узнав, что мы прошли почти 2 тысячи километров по Янтарному пути, дирекция праздника предложила команде «Сварога» возглавить парад. А поселили нас в Центральном морском музее, точнее, в одном из его экспонатов -- старинном пароходе. Я, например, жил в капитанской каюте. Свой корабль и снаряжение мы оставили в этом музее -- до следующего лета. Польские ученые взялись построить за год такое же судно и пройти с нами по другому маршруту Янтарного пути -- через Балтийское море до Клайпеды, затем по рекам Литвы и Белоруссии добраться до Припяти и финишировать в Киеве.
291Читайте нас в Facebook