ПОИСК
Происшествия

«когда женя прыгнул впервые, у него не раскрылся основной парашют. Но тогда ему удалось обмануть смерть»

0:00 10 сентября 2004
Юрий ГАЕВ «ФАКТЫ» (Запорожье)
Во время тренировочного полета перед праздничным шоу ко Дню авиации на аэродроме «Коротич» под Харьковом разбился бывший тренер сборной Украины по высшему пилотажу Евгения Прозорова

«Летчик-испытатель от Бога», «талантливый инженер-конструктор», «невосполнимая потеря»… Вот строки из телеграмм-соболезнований, пришедших после гибели Евгения Прозорова в Запорожское машиностроительное КБ «Ивченко-Прогресс». Этому предприятию он отдал более 45 лет своей насыщенной жизни. Люди, знавшие Прозорова, говорят о нем как о личности, разносторонне одаренной. Метко стрелял, хорошо рисовал, писал книги, сочинял серьезные и смешные стихи, был очень коммуникабельным человеком. Но многочисленные предметы обстановки -- литература об авиации, модели и фотографии самолетов, настоящий, прикрепленный к стене винт самолета Z-466, почетная грамота за развитие авиации, свидетельствуют, что самой большой страстью хозяина дома было небо.

«Он был фанатично увлечен небом и всех вовлекал в круг своих интересов»

Школу Прозоров окончил с серебряной медалью. В 1952 году поступил в Харьковский авиационный институт, учебу в котором сочетал с занятиями в парашютной секции местного аэроклуба. Там же начал летать на планерах. Приехав по распределению в Запорожье, первым делом пошел на аэродром у села Широкое, где записался в «самолетное» отделение. С тех пор налетал более 3 тысяч часов, освоил все типы спортивных и неспортивных самолетов, стал мастером спорта СССР, заслуженным тренером УССР по самолетному спорту, судьей всесоюзной категории, 23 года тренировал сборную Украины по самолетному спорту. Здесь же, в Широком, познакомился с будущей женой Ниной, которая работала в аэроклубе летчиком-инструктором.

-- Он был фанатично увлечен небом и всех хотел вовлечь в круг своих интересов, -- рассказывает Нина Ивановна Прозорова. -- В КБ, где работал, создал парашютный кружок. В начале 60-х при районном отделении ДОСААФ организовал школу юных космонавтов и несколько лет руководил ею на общественных началах. Сумел даже в подвал, где размещалась школа, перевезти корпус Ил-18 без крыльев. Десятки прошедших через его школу мальчишек пошли в авиацию и летают на больших самолетах. Все выходные и отпуска на протяжении многих лет он проводил на аэродроме, не упуская случая подняться в воздух. Даже будучи в командировке в Англии ухитрился слетать на двухместной учебно-тренировочной «Сессне». Я не могла запретить, потому что это была его жизнь. Знаете, только в нынешнем году всей семьей нам впервые удалось съездить на Азовское море.

Свой богатый опыт Прозоров обобщил в книгах «Самолетный спорт на Украине» (1995 год) и «Земля над головой» (2003). Сверстан сигнальный экземпляр пособия для начинающих летчиков-спортсменов «Советуют мастера высшего пилотажа». Какой будет судьба рукописи после гибели Прозорова?

РЕКЛАМА

-- Несколько раз Жене удавалось обмануть смерть, -- вспоминает Нина Ивановна. -- Когда он впервые в жизни прыгнул, у него не раскрылся основной парашют, и только благодаря самообладанию и навыку он смог воспользоваться запасным.

В 1970-м под Севастополем у чешского самолета Z-466, который пилотировал Прозоров, отказал мотор. По рации передали, что нужно срочно, воспользовавшись парашютом, покинуть машину. Но пилот приказ нарушил: завел-таки двигатель и посадил машину. Восхищенные мастерством и самоотверженностью запорожского летчика чехи подарили Евгению винт от спасенного самолета.

РЕКЛАМА

-- Помню, как отец зашел домой, счастливо улыбаясь, с винтом на плече. Потом надежно закрепил этот трофей на стене своей комнаты, -- вспоминает дочь летчика Маргарита. -- В следующий раз он перехитрил судьбу в августе 1998 года на аэродроме в Широком, когда, выполняя на Як-55 парный полет, отделился от ведомого самолета и врезался в землю. От удара двигатель отлетел от машины на восемь метров, отец же получил компрессионный перелом позвонков.

-- Несколько лет назад во время тренировочных полетов за неделю до Дня авиации на моих глазах произошла авария, -- рассказывает заслуженный военный летчик СССР, начальник украинского центра летной подготовки Фарид Акчурин. -- Евгения вытащили из кабины в бессознательном состоянии. Потеря сознания в полете -- ситуация, после которой летать нельзя. Я запретил Прозорову даже появляться на нашем аэродроме. Он отличный человек и хороший летчик, но ведь он пренебрег собственным здоровьем. Когда я узнал, что он продолжает летать, сказал: «Мужики, кончайте рисковать, ведь «первый звонок» прозвенел. Меня не послушали. Кто теперь ответит за происшедшую трагедию?

РЕКЛАМА

Через четыре месяца Прозоров действительно вернулся в небо. Не мог он без него жить! Раза в два в месяц ездил на выходные в Харьков, за 300 километров. Совершал полет и в воскресенье вечером возвращался домой. Последнюю медкомиссию, дававшую разрешение на полеты, прошел в марте этого года. Когда на аэродроме «Коротич» в честь Дня авиации и закрытия 32-го чемпионата Украины по вертолетному спорту задумали провести воздушный праздник «Небо зовет», на облет самолета По-2 пригласили Евгения Викторовича Прозорова. Как классного и опытного специалиста .

По-2 воссоздали по чертежам и уцелевшим остаткам самолета

По-2 был создан авиаконструктором Николаем Поликарповым в 1927 году. В период с 1930 по 1953 годы авиазаводами СССР их было выпущено более 30 тысяч штук. Модель предназначалась для массового обучения летчиков в минимальные сроки, но нашла широкое применение в санитарной, почтовой и сельхозавиации, а во время Великой Отечественной войны использовалась в качестве легкого ночного бомбардировщика. В середине 50-х годов прошлого века По-2 заменили Ан-2 -- «кукурузником», а устаревшие самолеты, сделанные из фанеры и перкалевой ткани, сожгли. Поэтому в СНГ, а, возможно, и в мире, нет ни одного летающего По-2, только модели.

Экземпляр, на котором разбился запорожской пилот, воссоздан коллективом энтузиастов Харьковского национального аэрокосмического университета (ХАИ) всего два года назад по сохранившимся чертежам и уцелевшим остаткам найденного на старом школьном дворе самолета. Первым ставил По-2 на крыло харьковчанин Георгий Чуб, бывший летчик, а впоследствии, как и Прозоров, авиаконструктор. Эти два человека дружили, были фанатами одного дела. Когда в прошлом году (в день своего 65-летия) Чуб умер, доводку самолета продолжил Прозоров. На аэродроме «Коротич» он хотел показать зрителям, на что способна чудо-машина.

Утром 28 августа, за несколько часов до начала праздника, Евгений, тренируясь, выполнял фигуры высшего пилотажа. При заходе на посадку, когда до полосы оставалось метров 70, самолет резко снизился, ударился о землю шасси, затем крылом, корпусом и развалился на части. По мнению заместителя начальника Харьковского аэроклуба Виктора Выходцева, выполнявшего в тот день функции руководителя полетов, пилот мог на какое-то время потерять сознание, что случилось при сердечном приступе.

Окончательную причину должна назвать специальная комиссия.

-- Муж никогда не жаловался на сердце, -- говорит «ФАКТАМ» вдова Прозорова Нина Ивановна. -- Наверное, деревянный По-2 не предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа. Но Евгений не мог не испытать на прочность себя и свой самолет. Хотя, если б ему запретили, он бы этого не делал.

Как сообщил на траурном митинге один из соратников Прозорова, изувеченный самолет будет восстановлен. Небо не может жить без людей, так же как и люди без неба.

622

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров