Первый в мире воздушный таран петр нестеров совершил после того, как его публично обвинили в том, что он не сдержал слово офицера
С именем Петра Нестерова связаны не только усовершенствования летательных аппаратов, первые дальние перелеты и первый кинофильм, снятый в воздухе. Прежде всего русский летчик известен тем, что 9 сентября 1913 года над Сырецким полем в Киеве на самолете «Ньюпор-4» совершил первую в мире «мертвую петлю», впоследствии названную его именем. После этого Киевское общество воздухоплавания и научно-техническое товарищество наградило Петра Нестерова золотой медалью. Правда, царские генералы были весьма недовольны ошеломляющим успехом аса и прозвали его воздушным хулиганом.
Возможно, он успел бы еще много пользы принести своему Отечеству и всему мировому воздухоплаванию. Но грянула Первая мировая война.
Летчик пообещал, что австрийский разведчик больше не появится над позициями русских войск
-- Пятого августа 1914 года авиаотряд под командованием 27-летнего штабс-капитана Петра Нестерова убыл на фронт, -- рассказывает руководитель Галицкого авиационного историко-технического общества Ярослав Янчак. -- Он базировался в западных областях Украины: в Ровно, Бродах, Жовкве 18 августа началось наступление 8-й армии генерала Брусилова, а 19 августа перешла в наступление 3-я армия генерала Рузского. Весь авиаотряд Петра Нестерова был задействован в интенсивной воздушной разведке позиций врага. Существуют воспоминания современников о том, как 7 сентября летчики задержались в штабе армии и принялись обсуждать результаты разведки. В разговор вмешался генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии Бонч-Бруевич. Он заметил, что дальнейшая судьба всего наступления русской армии будет во многом зависеть от того, удастся ли скрыть от австрийцев новое направление движения русских корпусов. Мол, у противника тоже есть авиация, которая действует весьма активно. Особенно командование беспокоят разведывательные полеты одного австрийского «Альбатроса», на котором летает опытный пилот. «Эти полеты надо прекратить, дабы не сорвать планы наступления», -- приказал генерал. Петр Нестеров иронически поинтересовался: «И как вы собираетесь это сделать, когда на наших самолетах нет никакого оружия, кроме револьвера у летчика?». «Надо придумать способ атаки!» -- отрезал генерал. Это был своеобразный вызов, ибо практически все летчики русской армии знали, что Нестеров неоднократно высказывался о необходимости воздушного боя, но военные чиновники пропускали это мимо ушей. В конце той знаменательной встречи Нестеров в присутствии всех дал слово русского офицера, что австриец перестанет летать. На этом и разошлись.
Несколько раз после этого Нестеров обсуждал идею воздушного тарана со своим другом летчиком, поручиком Кованько. Сначала они сошлись на том, что это верная гибель, но потом Нестеров сделал расчеты и пришел к выводу, что, если ударить колесами по плоскости вражеского самолета на попутном курсе, можно сохранить собственный самолет. Однако смертельный риск по-прежнему оставался.
Между тем австрийский самолет-разведчик продолжал появляться над позициями русских войск. Стало известно даже, что управляли им лейтенант барон Розенталь и наблюдатель унтер-офицер Малина.
Первый в истории авиации бой состоялся 18 сентября 1914 года в небе над галицким селом
-- На фронте было короткое затишье, и русское командование, чтобы хоть как-то развлечь офицеров, приняло решение устроить бал, -- продолжает Ярослав Янчак. -- Во время гуляния и произошел публичный скандал. Генерал Бонч-Бруевич подозвал к себе Нестерова и принялся в оскорбительном тоне вычитывать штабс-капитана за то, что тот не сдержал слово офицера и не уничтожил австрийского разведчика. Все пояснения летчика о том, что его самолет устаревший, маломощный, не вооруженный и не может «выкарабкаться» на необходимую высоту, во внимание не принимались. «И это говорит наш герой!? Исполнитель «мертвой петли»?!» -- откровенно насмехался генерал над летчиком в присутствии офицеров и дам.
В часть Нестеров вернулся взбешенным. А через пару дней ему доложили, что в воздухе опять появился барон Розенталь. Русский летчик сразу же поднял в воздух свой старенький «Моран». Первый в истории авиации бой состоялся 18 сентября в небе над живописным галицким селом Воля Высоцкая. В результате нескольких удачных маневров Нестерову удалось подняться выше австрийца, а затем протаранить его самолет. Враг был уничтожен, но и «Моран» русского летчика рухнул на землю. По одной из версий, Нестеров погиб сразу, по другой -- раненого летчика добили местные жители во время банального ограбления. Грабителей пытались найти русские жандармы, но из-за военных действий следствие закрыли.
Смерть знаменитого аса потрясла общественность. На его похороны пришел весь Киев. На доме, где он жил, установили мемориальную доску, в его честь назвали улицу. В 1963 году Жовковский район Львовской области, где он погиб, переименовали в Нестеровский, а в 1974 году на месте того трагического воздушного боя построили музей-мемориал и установили 45-метровую стелу.
-- Прошли десятилетия, и политические ориентиры несколько изменились, -- считает Ярослав Янчак. -- Сыны «старшего брата» стали непопулярными на Западной Украине, и даже былые мировые заслуги уже в счет не принимались. Под предлогом «возвращения исторического названия» Нестеровский район снова переименовали в Жовковский. При этом никого не смутило то, что этот район некогда принадлежал польскому шляхтичу Жолкевскому, порубившему немало украинских казаков. Музей Нестерова был разграблен местными жителями до основания. Не осталось даже панели с надписью «от благодарных потомков», некогда установленной возле памятной стелы. Ни власти Украины, ни власти России не обратили на этот вандализм никакого внимания. Остатки разгромленного музея стыдливо спрятали за забором -- подальше от взглядов иностранных туристов, проезжающих по расположенной рядом международной автотрассе.
474Читайте нас в Facebook