Межконтинентальная ракета сс-18, созданная в днепропетровске, должна была оставаться неуязвимой, даже если возле нее взорвется атомная бомба
Ветераны некогда сверхсекретных Особого конструкторского бюро «Южное» имени Михаила Янгеля и Южного машиностроительного завода, где создавались стратегические ракеты, неизменно рассказывают о том, как в начале 1960-х, в разгар «холодной войны», Никита Хрущев пригласил генерала де Голля, президента Франции, которая тогда была членом НАТО, на Байконур -- посмотреть пуски ракет. Де Голль стал свидетелем грандиознейшего зрелища: огромные махины с адским грохотом, источая снопы огня, взмывали в небо. Президент Франции был потрясен: столь чудовищное оружие нацелено на страны НАТО! Вернувшись в Париж, он добился выхода Франции из этого военного блока.
«Ракеты конструктора Королева военных не устраивали»
Ныне Особое КБ «Южное» и завод «Южмаш» работают на мирное освоение космического пространства, создают троллейбусы и ветровые электростанции. В советские годы здесь также делали космические ракеты-носители и спутники, но все же основной работой конструкторов и заводчан были стратегические ракеты для «ядерного щита» СССР.
-- В 1954-м, когда организовывалось бюро, мне посчастливилось войти в число молодых инженеров, которых пригласил в свой коллектив генеральный конструктор Михаил Кузьмич Янгель, -- рассказывает ветеран ОКБ «Южное» Виктор Степневский. -- Тогда уже работал завод «Южмаш», на котором собирали ракеты Сергея Павловича Королева. Одна из разработанных им в те годы ракет -- Р-7 -- активно используется по сей день. «Союзы» и «Прогрессы», доставляющие сейчас космонавтов и грузы на Международную космическую станцию -- модификации «старушки» Р-7.
Однако для нужд обороны она оказалась недостаточно пригодной. Например, ее полет приходилось корректировать по радио. А это давало возможность противнику влиять на траекторию полета. Нужна была ракета с полностью автономным управлением. Идею ее создания предложил Янгель. Его поддержал Дмитрий Федорович Устинов, занимавший тогда пост министра вооружений. В результате вышло постановление правительства СССР о формировании в Днепропетровске на «Южмаше» Особого конструкторского бюро N 586, руководителем которого был назначен Янгель.
-- Приходилось слышать, что взаимоотношения между Королевым и Янгелем складывались не совсем гладко
-- Напряжение в их отношениях появилось еще до создания нашего ОКБ. В 1950-м, после окончания Академии авиационной промышленности, Янгель был принят в КБ Королева на должность начальника одного из отделов. Вскоре Королев, заметив таланты Янгеля, назначил его своим заместителем. А уже в следующем году директором Центрального научно-исследовательского института ракетной техники назначают Янгеля. КБ Королева было одним из подразделений института. Понятно, что в такой ситуации две столь выдающиеся личности ужиться не могли. Поэтому вскоре КБ Королева стало самостоятельным.
Вместе Янгеля и Королева видели нечасто. Один из таких редких случаев был во время испытаний нашей первой ракеты Р-12. Запомнилась брошенная Королевым фраза: «Ну, поглядим, как этот «карандаш» стартует. Наверное, сломается».
Свою первую ракету Р-12 мы создали всего за три года. «Южмаш» тогда еще продолжал выпускать королевские ракеты. Чтобы побыстрей сделать опытные образцы нашей, Янгель назначил своих конструкторов курировать изготовление тех или иных комплектующих, поставку материалов. Это значительно ускорило дело, и уже в июне 1959 года мы провели первый пуск. Р-12 могла поражать цели на расстоянии 2000 километров и не имела недостатков королевских ракет.
В Советском Союзе Р-12 простояла на боевом дежурстве 29 лет. По договору между СССР и США о сокращении ракет средней дальности часть Р-12 уничтожили, запуская их в безлюдные районы. Это самый дешевый способ утилизации. Так вот, присутствовавшие при этом американские наблюдатели поначалу не скрывали своей радости -- на их глазах уничтожались советские ракеты. Но вскоре наблюдатели выглядели озадаченными: ведь ни одна из десятков ракет не дала сбоя. И это после почти тридцати лет пребывания в шахтах!
-- Такая надежность давалась непросто. Вначале в ракетах просачивались топливо и окислитель, -- вступает в разговор ветеран ОКБ «Южное»» доктор технических наук Федор Санин. -- Причем случалось это почему-то под Новый год и майские праздники. Получалось, что всем отдыхать, а нам нужно ехать разбираться на месте, а затем -- в Москву на очередной нагоняй. Потом мы поняли, что течи происходили из-за смены температуры и влажности при смене теплого и холодного времен года.
-- Одна из ракет потекла перед ее испытательным пуском, -- дополнят Виктор Степневский. -- Простой выход нашел наш коллега Юрий Полеев: он привязал к ракете пустую консервную банку, чтобы топливо капало в нее, а не на оборудование. С этой банкой ракета и стартовала.
-- Однажды приезжает Янгель из Москвы с вестью: «Американцы снимают с вооружения жидкотопливные ракеты «Титан-2» и переходят на твердое топливо, -- продолжает Федор Санин. -- Но если мы замахнемся на подобное, придется «раздеть» страну -- уж очень дорогая это затея». Чтобы решить проблему герметичности ракет, мы провели огромнейшую работу. И добились того, что могли дать гарантию герметичности вначале на 5, затем на 10--15 лет. Сейчас гарантийный срок достигает 25 лет. За решение проблемы герметичности ракет мы с коллегами были удостоены Государственной премии СССР.
«Сатана» сорвала американский план «звездных войн»
-- Военные до того верили в надежность наших ракет, что это стало косвенной причиной трагедии, случившейся в 1960 году на Байконуре, -- говорит Виктор Степневский. -- На первые испытания межконтинентальной ракеты Р-16 командующий ракетными войсками генерал Неделин привез группу офицеров, учившихся в Академии имени Дзержинского, -- посмотреть новую технику, которую им предстояло обслуживать. Они находились недалеко от стартового комплекса, когда из-за ошибки техников произошел несанкционированный запуск второй ступени ракеты, и эта 200-тонная махина, заправленная под завязку топливом, взорвалась. Заживо сгорели десятки людей. Янгель уцелел лишь чудом -- перед взрывом спустился в бункер покурить. Он был до того потрясен случившимся, что у него случился инфаркт. К тому же Михаил Кузьмич получил сильные ожоги рук, когда помогал вытаскивать раненых и погибших.
-- Правда, что он пережил пять инфарктов?
-- Да. Умер он на моих глазах. Это было в юбилейный, 60-й день его рождения в 1971 году. Янгель тогда тяжело болел, сильно исхудал, и мы не знали, стоит ли тревожить его своими поздравлениями? Все же решили поздравить, тем более, что гостей он в тот день принимал не дома, а в зале коллегии Министерства общего машиностроения СССР. Там дежурили кардиологи со всем необходимым оборудованием. Подошла очередь нашей делегации. Мы вручили юбиляру резной рог и серебряную тарелку. Смерть застигла его как раз в тот момент, когда он принимал от нас эти подарки
-- Почему еще в 1962 году ваше ОКБ занялось космическими ракетами, ведь это была негласная привилегия королевского КБ? -- спрашиваю Виктора Степневского.
-- Толчком стала публикация в американском журнале «Лайф» сделанных со спутника фотографий нашего ОКБ и завода «Южмаш». Заголовок, помнится, звучал так: «Осиное гнездо советских ракетчиков». Вскоре мы оснастили боевую ракету Р-16 дополнительным двигателем и запустили со спутником в космос. А практика запусков на орбиту боевых ракет продолжается. Нынешняя украинско-российская ракета-носитель «Днепр» -- это модернизированная боевая СС-18.
-- СС-18 занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая мощная в мире ракета
-- Она уникальна, -- говорит Федор Санин. -- СС-18 рассчитана на то, чтобы остаться неуязвимой, даже если на крышке шахты, в которой она стоит на дежурстве, взорвется атомная бомба. Эта ракета прозвана на Западе «Сатаной», и не только из-за ее возможностей, но и из-за цвета -- она покрыта специальной черной мастикой. Наличие у СССР СС-18 стало одной из основных причин провала объявленной президентом США Рейганом программы «звездных войн». Программа предусматривала уничтожение в случае войны советских ракет и боеголовок в полете со специальных спутников. Но каждая СС-18 способна нести десять боеголовок индивидуального наведения, причем вместе с ними летит большое число ложных целей. Поставить заслон такой армаде американцы попросту не могли.
А в 1960-е годы другая наша ракета, СС-9, сорвала американский план создания наземной системы противоракетной обороны. США планировали построить комплексы, способные сбивать советские ракеты, запущенные в сторону Штатов через Северный полюс. Но тогда появилась СС-9, оснащенная орбитальной головной частью, которая могла пролететь в Америку по любой траектории -- хоть через Южный полюс. Ведущим конструктором этой ракеты был Леонид Данилович Кучма.
1360Читайте нас в Facebook