ПОИСК
Происшествия

После того как четырехлетнего артемку привезли в больницу, он спросил у врача: «тетя, где моя ручка?.. »

0:00 4 августа 2004
Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)
В минувшую пятницу в днепропетровском зоопарке медведица откусила ребенку кисть и, скорее всего, съела ее, поскольку в клетке со зверем были только следы крови

Несколько лет назад в передвижном зверинце, остановившемся в городском парке имени Глобы, медведь откусил 10-летней девочке кисть. Эта трагедия многим послужила уроком. А в другом зоопарке Днепропетровска, расположенном в парке имени Шевченко, были усилены меры безопасности, установлено двойное ограждение. Но маленький Артемка так часто бывал здесь, что все звери казались ему старыми добрыми друзьями. Конечно, мама не раз предупреждала: «К клеткам не подходи!» Однако медведица Чебурашка в тот день была такая грустная, что малыш достал из кармана принесенный для верблюда сухарик и шмыгнул под турникет…

Пока мама торговала мороженым, сын гулял по зоопарку

Анна Тимошевская воспитывает Артемку одна -- так уж получилось. Впрочем, одинокой она себя не чувствует. Мама Анны, Тамара Николаевна, уволилась с работы, чтобы нянчить внука. Женщины даже в садик его не отдали. Бабушка с внуком сидит, пока дочь на работе, а как только она возвращается, Тамара Николаевна мчится мыть полы в фирме, куда устроилась уборщицей. Словом, их маленькая семья все делала для непоседливого озорного мальчугана. Поэтому работа реализатором мороженого в пляжной зоне Монастырского острова Ане была как нельзя кстати -- можно было брать с собой Артемку. И сама при деле, и ребенок постоянно на свежем воздухе. А уж мальчик как был рад возможности целый день находиться рядом с мамой. В первые дни ему было даже не до мороженого -- рядом аттракционы, а прямо напротив маминого лотка настоящий зоопарк!

Окошечко кассы расположено довольно высоко, поэтому женщине, сидящей внутри помещения, не видно, как шмыгает в калитку четырехлетний проказник. А Артемка, очень быстро освоившись среди тенистых аллей, больше всего полюбил озорных макак и медлительного, важного верблюда, расхаживающего за металлической сеткой. С вечера готовил своим любимцам сухарики -- маленькие кусочки хлеба ухитрялся бросать из-за ограждения. Наблюдая, как дерутся из-за сухарей обезьянки, мальчишка потешался.

Конечно, мама старалась не отпускать сына от себя, но не привяжешь же непоседу к тележке с мороженым. Да и спрос на Анин товар не давал возможности постоянно держать Артема в поле зрения. «Мама, ну я на минуточку, только на обезьян посмотрю», -- канючил сынишка.

РЕКЛАМА

-- Я ему каждый раз строго-настрого наказывала к клеткам близко не подходить, особенно к волку, -- рассказывает Аня, не в силах сдержать слез. -- И он всегда мне докладывал: мама, я к волку не подходил, только издалека посмотрел. Он очень животных любит, готов каждую бродячую кошку расцеловать. У нас дома дворняжка живет и два котенка, которых Артемка принес. Вторую кошечку я так не хотела оставлять, чем же ее кормить? А он в слезы: «Ей же холодно, она замерзнет!» Пришлось взять. Артем, хоть и маленький, но очень ответственный. Сам выгуливает свою Грану и за кошками ухаживает. Эта любовь его и подвела…

Услышав жуткий крик ребенка, Женя перемахнул через двухметровое ограждение

У подсобного рабочего Жени в зоопарке был первый трудовой день. Мужчина раздавал обед зверям, когда раздался жуткий детский крик. Кассирша Надежда Степановна стояла в тот момент возле кассы и сразу стала искать взглядом маму с двумя ребятишками, которые недавно зашли в зоопарк. Вдруг она увидела, что Женя бросился к вольеру с медведями, расположенному в глубине напротив кассы. Высота забора, за которым находятся клетки, метра два, но он перемахнул его в считанные секунды. Только тогда Надежда Степановна увидела присевшего возле густой решетки мальчонку. Это он так кричал, что стыла кровь.

РЕКЛАМА

Женя рванул малыша к себе, но было уже поздно. Надежда Степановна увидела, что правая рука ребенка -- сплошное бесформенное месиво. Больше женщина ничего не помнит -- ей стало плохо. А когда пришла в себя и начала вызывать «скорую» из кассовой будочки, мальчика уже куда-то унесли.

Взрослым, которые подхватили ребенка, он рассказал, где мама. Все это время малыш держался мужественно. И только в больнице спросил у дежурного врача: «Тетя, а где моя ручка?»

РЕКЛАМА

Вспоминая те жуткие минуты, Аня не выпускает из рук упаковку с таблетками -- боится опять потерять сознание.

-- У меня в тот день был выходной, -- говорит мама мальчика. -- Но Артемка так просил: «Мама, поедем в парк, я сухариков обезьянкам отвезу», что я решила уступить. Думаю, хоть погуляю с сынишкой. Приехали на Монастырский остров, и я на минутку зашла в кафе, в котором работаю. Пока разговаривали с Лилией Леонидовной, заведующей, Артем куда-то выскочил. Разве могла я подумать, что за эти секунды случится непоправимое?!

Женщина уже собиралась пойти вслед за сыном (она была уверена, что мальчик хорошо ориентируется в парке, поэтому не потеряется), когда незнакомый мужчина внес в кафе окровавленного Артемку. Правая ручка была чем-то перевязана, но кровь все равно лилась. Вместе с заведующей кафе они бросились к ребенку. Аня только помнит, как держала стонущего сына, а Лилия Леонидовна рвала какие-то полотенца, салфетки и бинтовала то, что осталось от руки мальчика.

Ждать «скорую» они не стали. Охранники Монастырского острова повезли ребенка и маму в областную больницу имени Мечникова на своей машине. Как выводили малыша из шокового состояния и оказывали ему первую помощь, Анна не видела. Ее саму с трудом привели в чувство, а потом сделали успокоительный укол, после которого она пару часов пролежала а приемном покое.

Если бы не мгновенная реакция окружающих, ребенка могли и не спасти…

-- Мальчика привезли в очень тяжелом состоянии, -- рассказывает заместитель главного врача областной детской клинической больницы Александр Хитрин, -- большая кровопотеря, низкий гемоглобин. К тому же глубочайший шок, из которого ребенка пришлось выводить. В отделении реанимации ему была сделана срочная операция, введены противогангренные препараты, ведь укусы животных, тем более диких, очень опасны, поскольку возникают серьезнейшие осложнения. Можно сказать, что спасла мальчонку оперативность и быстрота реакции людей, которые оказались рядом. Окружающие наложили жгут, не теряя драгоценного времени, оперативно доставили в больницу. Сейчас ребенку лучше, он переведен в отделение травматологии. Конечно, требуется длительное лечение, психологическая реабилитация и хорошее протезирование.

В настоящее время в медицинской практике есть много примеров того, как ампутированные в результате несчастного случая конечности пришивались хирургами и впоследствии приживались. Но Артемкину ручку найти так и не удалось.

-- Когда я приехал на место происшествия, -- говорит сотрудник Жовтневого райотдела милиции Дмитрий Суховой, -- в клетке медведицы были только следы крови. Кровавая дорожка вела и к выходу из зоопарка.

Упрекнуть сотрудников зоозоны, организованной здесь еще в советские времена энтузиастами биологического факультета Днепропетровского госуниверситета, нельзя. Все меры предосторожности были приняты.

-- По сравнению с другими зоопарками, у нас правила содержания животных более строгие, -- рассказывает директор парка имени Шевченко Сергей Белый. -- Везде двойное ограждение, клетки обтянуты металлической сеткой, а вокруг вольеров, в которых находятся три медведя, установлены турникеты. Скорее всего мальчик пробрался к клеткам, проникнув через небольшое отверстие внизу турникета. Его худенькая ручка смогла протиснуться между прутьями решетки, хотя взрослый человек туда с трудом палец просунет. В клетке, к которой пробрался ребенок, обитает старая медведица -- Чебурашка. Она никогда не отличалась агрессивностью. Но это же дикий зверь, предсказать его поведение не может никто. Недаром мы при входе в зоозону поместили предупредительные таблички и категорически запрещаем кормить животных! Все они получают пищу в необходимом количестве, даем им и овощи. Так что объяснить эту трагедию сложно. Но мальчика и его маму мы в беде не оставим… Да и администрация кафе «Монастырское», где работает Анна Тимошевская, помогает этой семье чем может.

Действительно, руководство фирмы в первые же часы предоставило пострадавшему ребенку противогангренную сыворотку, одна ампула которой стоит около 400 долларов. Но возможности предприятия, конечно, не безграничны. А Артему вскоре потребуется дорогостоящее протезирование. По мере роста ребенка протез нужно менять. На торговле мороженым Аня вряд ли заработает такие деньги.

Когда на третий день ей разрешили зайти к сыну в палату, Артем расплакался: «Мама, это правда, что мне ручку пришьют? Так доктор сказал… » Просидевшая три дня под дверью реанимации женщина прижала его к себе: «Правда, сыночек… У тебя будет новая ручка».

343

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров