Женщина-казачка, владевшая мастерством боевого «спаса», могла одна одолеть 13 (! ) вооруженных мужчин
Каждый народ создал свою боевую культуру. Украинский «Спас» (по одной из версий, название произошло от слова спасаться) -- это приемы рукопашного боя, которыми пользовались еще волхвы в эпоху язычества, князья и дружинники в Киевской Руси. Техника, накапливавшаяся веками, основывалась на традиционных ремеслах и развлечениях: молотьба, косьба, верховая езда, танец. После того, как князь Владимир, а потом и Ярослав уничтожили волхвов, древнее искусство, тайком передаваясь от деда к отцу, от отца к сыну дошло до запорожских казаков. О казаках-запорожцах, владевших «Спасом», говорили, что их не берет ни сабля, ни пуля. Существует предание о том, как в одной из битв Богдан Хмельницкий, крутнувшись под брюхом коня, зарубил польского шляхтича.
-- В 1989 году в Запорожье образовалась группа единомышленников, начавших изучать украинские традиции, -- рассказывает Александр Притула, председатель Всеукраинской федерации казачьего боевого искусства «Спас». -- Стали ездить по селам, ходить от хаты к хате, чтоб изучить этнографический материал: украинские танцы, колядки, щедривки. И пришли к выводу, что существовала стройная система воспитания воли у казака. Причем, воспитывали не только мужчин, но и женщин. Есть предания, когда женщина, защищаясь, убила 13 нападавших мужчин, а жена полковника организовала людей и сама защищала хутор от врага. То есть наши женщины тоже знали «Спас».
Оказывается, сила «Спаса» не только в боевых приемах, но и в особой философии выживания. Например, старинная поговорка гласит: не ищи боя, он сам тебя найдет. Для молодого казака это было правилом, сам он не отличался агрессией.
Сегодня школы «Спаса» созданы уже в 17 областях Украины. Факультативный курс национальной борьбы введен в Киево-Могилянской академии.
Тренировки в запорожской школе, как правило, проходят под музыку: сопилка, баян, а лучше -- бандура (Александр Притула в рамках фестивалей организовывает съезды кобзарей). При любой возможности ребята выходят на занятия в поле, часто на остров Хортицу. Тренинг с одной, двумя саблями, боевыми палицами -- обычное дело.
На нынешнем фестивале сбор проходил на большой поляне в балке Громушиной. Сюда съехалась не одна сотня запорожцев и гостей «Спаса». Изюминкой фестиваля стали удалые бои молодых казаков-»спасовцев» «лава на лаву», когда две команды человек по 30 -- запорожцев и гостей -- сходились в кулачном бою. Правила простые: запрещается бить в лицо, в голову, ниже пояса. Нужно вытеснить кулаками соперника за прочерченную на песке линию. Это трижды смогла сделать команда запорожцев. А в перерывах между этими состязаниями по два соперника демонстрировали борьбу «Крест»: держа противника за пояс (руки разжимать запрещено), нужно положить его на лопатки .
-- Я первый раз на фестивале и впервые в «лаве». И могу сказать, что этот адреналин не сравнится ни с чем. На следующий год обязательно сюда вернусь, -- делится впечатлениями от схваток 22-летний Ростислав Носик из поселка Пологи Запорожской области.
Почетным гостем фестиваля стала народная артистка Украины Нина Матвиенко:
-- Наступает момент, когда нужно спасти деревце, кусочек земли и мы бывает проходим мимо. А эти молодые хлопцы, дети подобрали забытое нами деревце, сломанный цветок и брошенный камень памяти. И положили его на место. Это поразительно!
368Читайте нас в Facebook