В октябре 1958 года марка бернеса приговорили к смерти воры в законе. От бандитского ножа его спас Бывший уголовник
Исследователи творчества Марка Бернеса до сих пор не могут решить, кто он -- актер кино или артист эстрады? В его «арсенале» более полусотни песен, около ста фильмов. А песни, исполненные его героями в этих фильмах?! Он пел, обращаясь к каждому слушателю. Сам маэстро признавался: «Моя песня тихо и спокойно говорит о том, что ее волнует. Счастлива ли она? А что песне нужно для счастья? Чтобы ее слушали, чтобы ей верили, чтобы волновались ею. Я не люблю сытых, благополучных песен. Пусть песня будет нужной людям». Предлагаем несколько фактов из жизни выдающегося актера и певца.
1. Марк Бернес родился в Нежине. Потом семья переехала в Харьков. Его отец был старьевщиком и мечтал, чтобы сын стал бухгалтером. Судьба распорядилась иначе: пятнадцатилетний Марк случайно устроился в театр расклейщиком афиш. Потом стал живой афишей: ходил по городу с репертуаром театра на спине. В семнадцать, мечтая стать актером, уехал в Москву. Поначалу работал статистом в Малом театре, затем -- актером вспомогательного состава. Случалось, в один вечер играл сразу в двух столичных театрах: в Малом -- роль слуги, в Большом -- секунданта Евгения Онегина.
2. В 1935 году на съемках фильма «Узники» Бернес познакомился с драматургом Николаем Погодиным. Знакомство это со временем переросло в дружбу на всю жизнь. И уже в следующей ленте по сценарию Погодина, «Человек с ружьем», он сыграл эпизодическую роль парнишки с Нарвской заставы. Артист сам придумал своего героя и дал ему имя -- Костя Жигулев, выбрал песню «Тучи над городом встали». За роль Кости Жигулева артиста удостоили ордена «Знак Почета».
Четыре года спустя Марка Бернеса пригласили на Киевскую киностудию на роль инженера Петухова в «Большой жизни» Леонида Лукова. Его партнерами стали Борис Андреев и Петр Алейников. В том же году молодого артиста просто «подкарауливал» успех: роль летчика Кожухова в «Истребителях» и ставшая сразу же знаменитой песня «Любимый город может спать спокойно».
3. Во время Великой Отечественной войны Бернес выступал в «Боевых киносборниках», на фронтовых концертных площадках. В 1943-м снялся в картине «Два бойца» в роли одессита Аркадия Дзюбина. Второго бойца, Сашу с «Уралмаша», играл Борис Андреев. Роль Аркадия не сразу далась актеру. Нужно было придумать характерную внешность, научиться говорить с одесским акцентом. В этом фильме в его исполнении впервые прозвучали «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали».
-- Настоящая солдатская жизнь у нас с Андреевым началась сразу же после проб в фильм «Два бойца», -- вспоминал Марк Наумович. -- Мы получили солдатский паек, надели солдатское обмундирование. Я ходил по госпиталям, искал южан, чтобы учиться их диалекту, познакомился с колоритнейшим балаклавцем -- раненым моряком. И все-таки образ не получался. Шли разговоры, что ради спасения фильма нужно срочно искать мне замену Помню, от усталости и безразличия ко всему я зашел в парикмахерскую. Там работали молодые неопытные мастера. Девушка занялась моей стрижкой, а я обдумывал свою вторичную просьбу к военкому отправить меня на фронт. Стрижка закончилась, я взглянул в зеркало и увидел Дзюбина. Это был он, с характерным одесским начесом и насмешливым прищуром глаз.
Вспоминает вторая жена артиста Лиля Бодрова-Бернес: «Мы были на Каннском кинофестивале. Из всей советской группы на прием пригласили Жанну Болотову, нас с Марком и жену Григория Чухрая. Сидим мы за столиком А в нашей группе был грузинский актер, который, кстати, спустя несколько лет остался во Франции. На прием его никто не приглашал, но он каким-то образом туда попал и оказался за одним столиком с американцами. И вдруг он к нам подходит: «Марк, я с твоей помощью могу выиграть пари. Только что вон тот американец мне сказал, что отдал бы все на свете, чтобы увидеть Марка Бернеса. Я сейчас его приведу». И подводит к нашему столику пожилого уже мужчину. Тот обнимает Марка, целует, взволнованно что-то говорит ему по-французски Марк ничего не понимает. Когда подошла переводчица, выяснилось, что этот человек -- американский продюсер, который во время войны занимался прокатом фильма «Два бойца».
4. С этим фильмом косвенно связана еще одна, правда, довольно неприятная история. Вор-скрипушник (вокзальный вор) по кличке Лихой на запасных путях железнодорожного вокзала в Котласе сел играть в буру с тремя бывшими зэками, освободившимися из лагеря вместе с ним. Когда под вечер Лихой выставил на кон последнее, что у него было, -- золотые часики, которые он увел у молоденькой студентки в привокзальном буфете, у него уже было предчувствие, что и эту ставку он отдаст сопернику. Однако остановиться уже не мог. Поэтому, когда часы перекочевали в руки нового хозяина, Лихой пошел ва-банк -- предложил играть «на пятого»: проигравший в карты уголовник ставил на кон чужую человеческую жизнь (пятую по счету, если в игре участвовали четверо) и, проиграв, шел исполнять приговор.
В качестве «пятого» выбрали популярного актера Марка Бернеса. Оказывается, у уголовников были своих кинокумиры. Марк Бернес в «Двух бойцах» играл уроженца Одессы -- города, считавшегося центром уголовщины. Песня «Шаланды» была очень популярна в уголовной среде.
Марк Бернес в эти годы снялся в роли комиссара полиции в фильме «Дело N 306» и завязавшего с преступным миром вора Огонька в «Ночном патруле». Эту картину крутили и на Севере, где ее зрителями стали вольнопереселенцы и вышедшие на свободу уголовники. Власти и представить себе не могли, чем это может обернуться для популярного киноактера. По воровским понятиям, завязавший вор мог рассчитывать на спокойную жизнь только в том случае, если за ним не было серьезных грехов перед товарищами и если он не купил свою свободу ценой предательства. Огонек же пропагандировал свой уход, склоняя к нему реальных воров. Марк Бернес попал в разряд «сук» и был приговорен ворами в законе к смерти.
Игра состоялась 24 октября 1958 года, и 1 ноября знаменитый актер должен был погибнуть от бандитского ножа. Но в дело вмешался один бывший уголовник, оказавшийся страстным поклонником Бернеса. Он и решил во что бы то ни стало спасти своего кумира. Но как? Он позвонил в Москву одному из приятелей и объяснил ситуацию. Тот предупредил артиста о грозившей ему опасности. Благо дом на Сухаревской, где проживал Бернес со своей 5-летней дочкой Наташей (жена его, Полина Семеновна, умерла незадолго до этого от рака), знали многие москвичи. Актер отправился в МУР. Тогдашний начальник московского угрозыска Иван Парфентьев усомнился в правдивости информации, но решил не рисковать, и в тот же день четыре сыщика-муровца стали посменно охранять Марка Бернеса. В качестве постоянного телохранителя к нему приставили мастера спорта по самбо.
С 26 октября по 1 ноября 1958 года Марк Бернес почти не выходил из дома. Охрана контролировала подъезд и дверь его квартиры. Личный телохранитель находился рядом с певцом. Убийца так и не объявился, хотя его караулили в течение двух недель. Одновременно муровцы пытались вычислить киллера, используя свои каналы. Об убийстве-то «доброжелатель» предупредил, но исполнителя не выдал. С тех пор Марк Бернес больше не играл в кино преступников.
5. Вопреки распространенному мнению, Бернес не был баловнем судьбы, не был обласкан руководством страны. Символ советской песни, лауреат Сталинской премии в конце 50-х годов минувшего столетия подвергался постоянным нападкам. Он так и не дождался звания народного артиста СССР.
-- Он пережил очень тяжелые времена, -- вспоминает Лиля Бернес-Бодрова. -- Началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. В «Правде» появилась статья «Пошлость на эстраде», в «Комсомолке» -- фельетон «Звезда на Волге » Эта статья была организована зятем Хрущева Алексеем Аджубеем, который был тогда главным редактором «Комсомольской правды». Они с Марком когда-то не поделили даму, за которой оба ухаживали, -- актрису Изольду Извицкую. В это время проходил съезд комсомола. Марка пригласили выступить на закрытии. Тогда все было регламентировано: допустим, ты можешь исполнить две песни и не более, как бы тебя ни вызывали на «бис». Марк спел свои две песни, но его не хотели отпускать: зал стоя скандировал. Он за кулисы -- а там нет никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения исполнить что-то еще. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: «Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню». Этого было достаточно, чтобы начать травлю Бернеса. Несколько лет не было ни концертов, ни фильмов, его никуда не выпускали.
6. Многие женщины находили Бернеса привлекательным и были не прочь завязать с ним близкие отношения. «Я боготворила Марка Бернеса, -- вспоминает Эдита Пьеха. -- Это такая глыба! Мы были знакомы, и я Марка всегда, конечно, идеализировала, видя в нем того, экранного Бернеса -- из «Истребителей», «Двух бойцов».
Ходили слухи о его романе с Людмилой Гурченко, которая снимала в том же подъезде комнату и долго не была с ним знакома. В своей книге «Аплодисменты, аплодисменты» Гурченко рассказывает, как однажды ехала с Бернесом в лифте, но он не обратил на нее внимания. Потом уже, когда для нее настали тяжелые времена, не было работы, она позвонила ему и сказала: «Марк, мне очень плохо». И тогда Бернес предложил ей выступать в первом отделении на его творческих встречах, чтобы хоть немножко заработать. Никакого романа у них не было.
1435Читайте нас в Facebook