ПОИСК
Происшествия

На оснащение железной дороги в ираке новой украинской техникой дал добро… Саддам хусейн

0:00 27 августа 2004
Олег ТРАЧУК «ФАКТЫ» (Луганск)
Луганчане создали машину, которая может работать в условиях песчаных бурь в 55-градусную жару

Украинские политики ведут дебаты относительно того, выводить наших военных из Ирака или нет, а если все-таки нет, то сможет ли Украина рассчитывать на определенную долю участия в восстановлении экономики этого государства, которую определят американцы. А тем временем луганские тепловозостроители уже не первый год оснащают иракскую железную дорогу новой техникой. Добро на это они, кстати, получили не от американцев, а от… Саддама Хусейна. Недавно из Ирака вернулись члены сервисной группы, передававшей тепловозы иракским специалистам.

«Мы были кровно заинтересованы в этом контракте»

Еще в конце декабря 2001 года холдинговая компания «Лугансктепловоз» выиграла тендер, обойдя именитые фирмы Китая, Франции и Германии, и заключила контракт с иракским правительством. А вскоре он был одобрен комитетом по санкциям Совета безопасности ООН. И хотя это не разглашалось, известно, что в соответствии с контрактом компания должна была до конца лета 2004 года поставить в Ирак 30 тепловозов, специально разработанных для его железных дорог.

Спецы завода говорят, что заказ иракских железнодорожников вернул предприятию полноценную жизнь, постепенно затухающую в течение последних десяти лет.

-- Создать новый тепловоз удалось за считанные месяцы, -- утверждает технический директор «Лугансктепловоза» Геннадий Басов. -- Таких темпов еще не бывало за все время существования предприятия. А ведь перед тепловозостроителями стояли довольно специфические задачи.

РЕКЛАМА

Луганчанам предстояло изготовить машину, которая сможет работать в условиях пыльных бурь при средней температуре плюс 55 градусов! К тому же с учетом специфики железнодорожных путей в Ираке нагрузка на оси не должна превышать 20 тонн.

Работа была в полном разгаре, когда началась война.

РЕКЛАМА

-- Весь многотысячный коллектив завода следил за тем, что происходит в Ираке, -- вспоминает заместитель директора инженерно-сервисного центра «Лугтранспорт» холдинговой компании «Лугансктепловоз» Владимир Балыш. -- Мы были кровно заинтересованы в этом контракте -- вот она, конкретная работа, и реальные деньги, которые придут на родное предприятие. Для давно уже застоявшегося без дела завода это было бы большое подспорье.

К счастью, непростая ситуация в Ираке никоим образом не повлияла на уже подписанные соглашения. Новое руководство страны заявило, что все документы, подписанные их предшественниками, остаются в силе. И в подтверждение своих слов перечислило луганчанам очередной транш, как и было оговорено контрактом.

РЕКЛАМА

У иракских железнодорожников рабочий день составляет всего два часа

-- Я выехал на две недели раньше наших специалистов, чтобы подыскать жилье для группы, -- вспоминает Владимир Балыш, который работал в составе сервисной группы по приему и обслуживанию тепловозов. -- Из Луганска отправился в Киев, затем вылетел самолетом в Иорданию. А оттуда уже на специальном такси-джипе прибыл в Багдад. Мне удалось арендовать дом недалеко от Украинского посольства, в относительно спокойном жилом квартале. Жилье было оборудовано всем необходимым для нормального проживания. Но бытовые условия в Багдаде отличаются от украинских. В первые же дни пришлось купить простыни, полотенца, сковородки, генератор (электричество постоянно отключали), солярку. Возле дома мы посадили цветы -- обосновывались-то всерьез и надолго. Кто мог подумать, что возвращаться домой придется в спешном порядке, так и не завершив свои дела. Но ситуация в последнее время в Ираке настолько накалилась, что оставаться там было опасно.

К моменту прибытия в Багдад наших специалистов шесть первых луганских тепловозов ТЭ 114-И уже находились в этой стране. Оборудование депо «Багдад», куда их доставили, было разграблено во время войны. Тем не менее украинцы нашли выход: отыскали какой-то полупригодный верстак, отремонтировали его, за свои деньги купили тиски, слесарный инструмент. Конечно, условия работы во время военных действий идеальными не назовешь. Кроме того, мешали постоянные отключения электроэнергии и расхлябанность работников депо. Они, собственно, и разграбили свое предприятие. Рабочий день в депо официально начинается в 8 часов утра, однако народ в депо появляется не раньше девяти, до десяти часов пьют чай, а в полдень уже собираются домой.

-- К счастью, не все иракские железнодорожники такие, -- заверяет руководитель группы украинских специалистов Александр Шелихов. -- Есть там и толковые ребята, неплохо разбирающиеся в технике. С ними мы и работали.

Пробная поездка луганского тепловоза с иракской поездной бригадой и нашими специалистами прошла нормально. Техника иракцам понравилась. А им есть с чем сравнивать -- в депо находятся тепловозы самых разных стран: китайские, чешские, разумеется, советские (к слову, тоже луганские), немецкие, французские. Украинские тепловозы на фоне иностранной техники смотрелись не хуже, а по некоторым параметрам даже лучше.

«В Ираке выпивки много, а пьяных нет»

-- Поначалу мы сами управлялись с бытом, а потом наняли хозяйничать в доме молодую девушку из местных, -- говорит Владимир Балыш. -- Назначенная нами зарплата в 150 долларов ее вполне устраивала. Но нас в ее работе, честно говоря, устраивало не все. Она готовила, исходя их местных кулинарных пристрастий, а мы привыкли к иной пище. Пришлось ее учить. И, представьте себе, у нас это настолько удачно получилось, что под конец нашего пребывания девушка готовила украинский борщ не хуже наших женщин! Благо, выбор продуктов там прекрасный: баранина, говядина, куры. И все это дешевле, чем у нас. А вот свинины в Ираке нет -- мусульманская страна. Зато выпивки такой ассортимент, куда нашим супермаркетам! Нам-то за делами особо и некогда было употреблять, а вот местные любят выпить. Хотя надо отдать должное -- пьяных я там ни разу не видел.

Простые иракцы относились к украинским машиностроителям нормально, но когда началось восстание шиитов, местные старались меньше контактировать с иностранцами.

-- В магазин заходишь, а тебя чуть ли не выставляют, -- рассказывает машинист тепловоза Вячеслав Грязев. -- В лучшем случае быстренько обслужат и попросят покинуть магазин, хотя раньше отношение было более благожелательное. Без проблем заказывали продукты даже с доставкой на дом. А в последнее время продавцы говорили: «Мы к вам не пойдем, и вы к нам не ходите».

-- К тем, кто поддерживает американцев, иракцы относятся плохо, -- объясняет Александр Шелихов. -- Для них это оккупационные войска. Да и сами американцы ведут себя бесцеремонно. Буквально перед нашим отъездом патрульный танк переехал легковую машину вместе с людьми, которые в ней находились. И тот, кто им управлял, даже не счел нужным остановиться!

-- Нам приходилось быть всегда настороже, -- признается электрик Сергей Кривякин. -- Едешь на автомобиле -- смотри в оба, любое движение может быть расценено как провокация, и патруль имеет право без предупреждения открыть огонь. Поэтому мы старались ездить подальше от патрулей. А если и встречались с ними, окна в машине не открывали, так как это могли посчитать подготовкой к стрельбе и принять соответствующие меры.

-- Рядом с нами находилась военная база, и два с лишним месяца она подвергалась ракетному удару раз пять, -- продолжает Владимир Балыш. -- Тут же все дороги перекрывались, и лучше было в это время на улицу не выходить. Я уже не говорю о постоянных перестрелках. Ночами стреляли, а по утрам на улице вся мостовая была усеяна гильзами. Увидев первый раз такое, мы попросили принимающую строну в целях безопасности выделить нам что-нибудь из оружия, и уже на следующий день получили по автомату -- дескать, берите, такого добра у нас в каждом доме хватает. Конечно, стрелять мы в людей не стали бы, а припугнуть, к примеру, мародера можно было. Но, слава Богу, применить оружие ни разу не пришлось.

Как признались луганские тепловозостроители, большинство местных жителей не знает, что такое Украина. Мы для них -- русские из СССР, к которым отношение по старой памяти очень хорошее.

-- Многие иракцы учились в Союзе, причем большинство из них заканчивали военные училища, -- объясняет Владимир Балыш. -- Как, например, оба наших переводчиков-водителей. Правда, сейчас иракцы уже начинают узнавать и Украину, причем с хорошей стороны, благодаря нашим миротворцам в Ираке. Они очень достойно себя зарекомендовали, и иракцы об украинских ребятах отзываются с большой теплотой. А теперь об Украине будут знать еще и по нашим тепловозам.

В связи с неспокойной обстановкой после восстания шиитов было принято решение вывезти украинских специалистов на родину.

Сегодня шесть тепловозов ездят по иракским железным дорогам, а восемнадцать до сих пор стоят в Багдаде мертвым грузом. Четыре машины остаются пока в Луганске, но, согласно контракту, до конца августа они должны будут уйти в Ирак. А на днях представители правительства Ирака и руководства иракских железных дорог прибыли в Луганск с просьбой подписать контракт на дальнейшую поставку и обслуживание тепловозов.

-- Надеемся через месяц-другой вернуться в Багдад: ведь там наши тепловозы, которые надо обслуживать, учить иракских железнодорожников работать на этих машинах, -- улыбается Александр Шелихов.

370

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров