Специалисты до сих пор не знают, как обезвредить 960-килограммовую мину в севастополе, взрыв которой поразит два вокзала и парализует главную автомагистраль города
Ситуация в Севастополе напряженная. По уточненным данным Министерства по чрезвычайным ситуациям, немецкая мина, обнаруженная на дне Камышовой бухты и стараниями трех «предпринимателей» оказавшаяся на вершине Красной Горки, весит 960 килограммов, а эквивалент ее заряда равен тонне(!) тротила. Если учесть, что в субботу взорвалась лишь одно из шести установленных на мине защитных устройств-ловушек (как сообщили вчера «ФАКТЫ», в результате взрыва два человека погибли и еще один получил тяжелейшие ранения), а основная масса заряда осталась нетронутой, паника населения и беспокойство ответственных лиц понятны. В городе создана межведомственная специальная комиссия по ликвидации последствий чрезвычайного происшествия, которой руководит глава горадминистрации Леонид Жунько. Вчера в Севастополь прибыл первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Петр Борисов. Жители частных домов, расположенных в радиусе 300 метров от эпицентра опасности, эвакуированы. Улица Ревякина перекрыта.
Взрыв может спровоцировать оползень, который накроет улицу Ревякина
-- Специалисты разрабатывают несколько вариантов обезвреживания боеприпаса, -- рассказала «ФАКТАМ» по телефону наша коллега, редактор газеты «Слава Севастополя» Наталья Троицкая. -- Один из них -- взорвать мину на месте. Но это чревато страшными последствиями, ведь взрыв и ударная волна будут огромной силы! Внизу, под горой, на расстоянии примерно километра, находятся железнодорожный вокзал и автовокзал. Взрыв на горе может привести к оползню, который накроет улицу Ревякина (бывшее Лабораторное шоссе), связывающую вокзалы с центром города. Взрывная волна может достать до зданий вокзалов и железнодорожного полотна. На ее пути окажется и знаменитая панорама «Оборона Севастополя». А жилые дома вообще находятся в эпицентре опасности. Жители частного сектора, отселенные в школу-интернат N 3, с тревогой ждут своей участи.
«ФАКТЫ» проконсультировались с командиром батальона Киевского отряда МЧС майором Олегом Бондарем. Опытный пиротехник рассказал, что в случае взрыва такой же по мощности авиационной бомбы осколки боеприпаса разлетятся в радиусе 1830 метров, а стекла из окон домов вылетят вместе с рамами в радиусе 160 метров.
Намереваясь поговорить с кем-нибудь из отселенных, мы позвонили в школу-интернат. Но дежурная сказала, что все «беглецы» разъехались по родственникам. Во всяком случае, ни одна из приготовленных для них 50-ти коек не была занята.
Но с одним из жителей Красной Горки -- севастопольским тележурналистом Сергеем Норманским -- пообщаться все же удалось.
-- Мой дом находится на улице Танкистов. Это примерно в 800 метрах от дома по Каспийской, 9, где распиливали злополучную мину, -- рассказывает Сергей. -- В субботу у меня был выходной. В 16. 30 жена с ребенком отправились на прогулку в город. Я немного проводил их, а когда возвращался домой, вдруг услышал взрыв. Он был не слишком сильным -- даже стекла не задрожали. Я еще подумал, что у кого-то из соседей взорвался газовый баллон. Однако через пару часов мои родные вернулись с прогулки и принялись рассказывать невероятные вещи. Обратно они ехали в маршрутном такси, водитель которого, Толик, был приятелем одного из погибших при взрыве. «Я заезжал к приятелю буквально минут за пять до взрыва, -- объяснял водитель пассажирам, -- и видел, как трое мужиков во дворе собирались пилить металлическую болванку. Только отъехал -- сзади взрыв »
В воскресенье, придя на работу, я попытался узнать что-нибудь у дежурного МЧС, на официальном сайте министерства, в интернете. Но никакой информации не было. На телеканал начали звонить люди и рассказывать о лежащей возле гаража мине. Ситуация накалялась. Вернувшись домой, я увидел, что дорога-подъем на Красную Горку перекрыта. В подъехавшие автобусы рассаживали жителей домов, расположенных в радиусе 500 метров. Собак, кур и прочую живность хозяева оставляли на подворьях. Животные, чуя беду, кричали Весь район сейчас похож на блокадный Ленинград: окна заклеены крест-накрест полосками бумаги. Но не знаю, поможет ли это при взрыве, ведь тут застройка 50-х годов, домики напоминают ласточкины гнезда -- любая взрывная волна разнесет их в пыль.
Сотрудники расположенной неподалеку панорамы «Оборона Севастополя» пока сохраняют спокойствие.
-- Приходили к нам военные специалисты, -- рассказала администратор панорамы Галина Александровна. -- Наше здание находится недалеко от Красной Горки, всего в каких-нибудь полутора километрах. Смотровой зал -- это сплошные стекла, и крыша к тому же стеклянная. Но уверена, что пиротехники не допустят взрыва.
За килограмм взрывчатки в Севастополе можно выручить до 100 гривен
Дозвонились мы и до 1-й городской больницы, куда в субботу вечером был доставлен получивший ранения 50-летний работник ЧП «Кальчук» Николай Корнеев.
-- Мужчина находился в тяжелом состоянии, сразу поступил в отделение реанимации, -- рассказала главный врач больницы Наталья Беленко. -- У него оторваны кисти обеих рук, черепно-мозговая травма, изранено лицо. Пациент в сознании, но говорить не может. Сейчас он чувствует себя немного лучше, чем при поступлении. Медики делают все возможное, чтобы больной пошел на поправку.
Главврач заверила, что больница N 1, самая большая в городе, готова в случае возникновения экстренной ситуации оказать помощь всем нуждающимся.
Вчера в городской администрации состоялись несколько совещаний, на которых специалисты ломали головы, как утилизировать опасную находку. Дай Бог, чтобы все закончилось благополучно! Это сейчас главное. А когда завершится эта история, стоит подумать над тем, каким образом троица горе-предпринимателей смогла проникнуть на территорию практически закрытой для посторонних Камышовой бухты? Трое мужчин умудрились поднять тяжеленную болванку со дна. Затем с помощью автокрана они поместили ее в грузовик и везли через весь город! У себя во дворе «предприниматели» без всякого страха сбросили мину с самосвала. Очевидно, подобные «операции» они проделывали не раз.
-- Говорят, мужики якобы приняли немецкую донную мину за гидрографический буй с ценной электронной начинкой, -- поделился своими соображениями Сергей Норманский. -- Но мне представляется более вероятной другая версия: «предприниматели» захотели добыть тол, который затем могли бы выгодно продать. Говорят, за килограмм взрывчатки у нас в городе можно выручить до 100 гривен.
P. S. По версии севастопольских историков, поднятая со дна Камышовой бухты мина -- одна из четырех донных мин, сброшенных немецкой авиацией на Севастополь 22 июня 1941 года. Фашисты хотели таким образом перекрыть входы в бухту. Первая мина тогда упала на сушу, разрушив дом на улице Подгорной и убив нескольких человек (там сейчас стоит обелиск «Первым жертвам войны»). Вторая, найденная на прошлой неделе, унесла жизни двоих. Остальные, упавшие в море, до сих пор, возможно, покоятся на дне. Кто их найдет?
1519Читайте нас в Facebook