21-летний владимир, который 10 лет назад остался круглым сиротой и лишился крыши над головой, получил квартиру
«Отчим продал квартиру, чтобы начать бизнес»
«ФАКТЫ» рассказывали о том, как Володя в 12 лет остался на улице после смерти мамы, поскольку отчим продал их квартиру. Несколько лет Вова ютился в клубе для детей-инвалидов, оставался там ночевать, а днем был у сотрудников на подхвате. То кого-то из ребят нужно отвезти на коляске на учебу, кого-то вывезти на улицу подышать свежим воздухом. Несмотря на все трудности, с которыми парень столкнулся, он выстоял. Сейчас Владимир учится на четвертом курсе в университете, вскоре получит диплом социального педагога. В прошлом году стал руководителем одного из отделений городской социальной службы для молодежи.
-- В моей жизни всегда были люди, которые принимали мои проблемы близко к сердцу, -- рассказывает Владимир. -- Теперь пришло время, когда я могу быть полезен другим. Один паренек написал письмо в нашу службу, что у него дома нет телевизора. Я нашел людей, которые согласились пожертвовать деньги этой семье на покупку телевизора. К нам могут обращаться дети-инвалиды, мы стараемся им помочь.
Долгое время о проблемах Володи никто из окружающих не подозревал. Благодаря первой публикации в газете о судьбе Володи узнали сестры его отца, пропавшего без вести много лет назад. Оказалось, все эти годы они были уверены, что их племянника воспитывает сестра Володиной мамы. Женщины разыскали его в клубе для детей-инвалидов, который тогда был парню домом. Одна тетя приняла его к себе. А недавно Володе вручили ордер на однокомнатную квартиру в одной из новостроек Бортничей. Правда, Володя еще не переехал в свою квартиру.
-- Я надеялся встретить Новый год в своей квартире, но поскольку большинство жильцов не стали заезжать в новый дом, строители отложили заселение до весны, -- говорит Володя. -- В квартире уже сделан ремонт, родственники и знакомые обещали помочь с мебелью.
-- А отчим помогает тебе, ведь он должен был по закону купить тебе квартиру?
-- Нет. Да мы с ним и не поддерживаем отношения.
«Государство обязано обеспечить сирот жильем в 18 лет, но ребята порой годами ждут своей очереди»
Наверное, если бы четыре года назад Ирина Фролова, руководитель одного из кружков клуба для детей-инвалидов, не обратила внимание на беспризорного Вовку, парень бы просто пошел по наклонной.
-- Вовин случай уникален, с 12 лет ребенок «висел в воздухе», и никто из родных не спохватился, чтобы помочь ему вернуть квартиру, -- говорит Ирина Фролова. -- Вовин отчим продал двухкомнатную квартиру, вложил деньги в бизнес, но прогорел. Уже тогда опекунский совет должен был забить тревогу. Но, увы. Из-за того, что отчим устраивал свою личную жизнь так, чтобы им с пасынком было где жить, и мальчик ходил в одну и ту же школу, даже учителя ни о чем не подозревали. Не знаю, как объяснить тот факт, что парню в 16 лет выдали паспорт без прописки. Хотя было самое время разобраться в ситуации. Когда Вова подрос, жена отчима просто выставила его за дверь. В тот период мы и встретились с ним. Я его знала давно, он еще ребенком как сирота ездил с нашими детьми в лагерь. Чтобы парень был занят делом и имел хоть небольшие деньги, пристроила его в социальную службу для молодежи -- он сопровождал детей-инвалидов по городу. Вова дневал и ночевал в клубе. По инициативе социальной службы в 2000 году против его опекуна было возбуждено уголовное дело. Суд обязал его купить квартиру, но тот и по сей день не спешит, ведь побудить к этому может разве что совесть. Если спустя четыре года он не купит пасынку квартиру, ему назначат либо два года исправительных работ (из зарплаты в течение этого времени будут высчитывать 20 процентов), либо штраф от 50 до 120 минимальных зарплат.
-- Теперь, когда Киевская городская администрация выделила Володе жилье, его отчиму можно расслабиться? -- спрашиваю начальника отдела учета и распределения жилищной площади Оболонской районной госадминистрации г. Киева Людмилу Годинчук.
-- Отчим Володи не освобождается от выполнения решения суда. А государственная администрация обязана обеспечивать жильем детей-сирот, если им негде жить. Тем более, что в свое время Вова лишился квартиры по недосмотру опекунского совета. Это было как раз в тот период, когда начался бум продаж квартир. В начале 1990-х дети оставались без жилья и при живых папе и маме, если те продавали квартиру, чтобы отдать долги. Как правило, это были неблагополучные семьи, в которых родителей лишали родительских прав, а дети воспитывались в интернате. Последние два года у нас на очередь становится все больше ребят, которые остались без жилья таким образом. Сейчас на квартирном учете в нашем районе 19 сирот. Городские власти рассматривают разные варианты решения этой проблемы. Пока город выделяет нам в год две-три квартиры. Вова ждал своей очереди два года. Он мог бы и раньше стать на очередь, но не знал об этом, как и многие другие ребята. Нередко помогает собирать документы выпускникам интернатов исполнительный директор Всеукраинского общественного благотворительного фонда «Струмок» Людмила Музыка.
-- Наш фонд более десяти лет организовывает оздоровительные лагеря для детей-сирот, -- говорит Людмила Музыка. -- Помогать выпускникам интернатов оформлять документы на получение квартиры -- это моя личная инициатива. По закону государство обязано обеспечить их жильем в 18 лет, но ребята только в этом возрасте могут стать на очередь и потом годами ждут квартиру. А поскольку эти дети менее приспособлены к жизни, не готовы отстаивать свои права, они обращаются к нам за поддержкой. Если отца и мать лишили родительских прав, то после интерната ребенок должен вернуться в квартиру, в которой жил до этого. Нам приходилось иметь дело с двумя сестрами, у которых родители алкоголики. Одна из них согласилась жить в квартире с родителями и пошла по их стопам. Другой девушке мы помогли собрать документы и получить свое жилье. Но ведь до переезда человеку нужно где-то жить. Если ребенок учится или работает, ему дают общежитие. Но ведь многие после выхода из интерната бродяжничают, им ничем не поможешь.
Читайте нас в Facebook