«твое предложение настолько хорошее, что признай мы его, без работы останутся тысячи людей -- от ученых до механизаторов. А зачем нам безработица? « -- «утешали» в советские времена изобретателя виталия фролова
Сенсационное сообщение о том, что во Франции изобретен экологический автомобиль, будоражит мир несколько последних лет. Инженер Ги Негрэ создал «чистую» машину для компании Motor Development International (MDI), которая предлагает своим партнерам приобрести за 10 миллионов долларов типовой завод под ключ, готовый производить до 5 000 таких авто в год, и на сегодняшний день 12 стран мира уже купили у MDI соответствующие лицензии. Между тем принцип, положенный в основу этого ноу-хау, отнюдь не нов: он давно применяется в военной промышленности при изготовлении торпедных двигателей. Николаевец Виталий Фролов в свое время выиграл конкурс министерства обороны СССР и придумал движок, за 30 секунд развивающий огромную мощность. А еще в 1988 году изобрел «чистый» двигатель, работающий не на бензине или дизтопливе, а на сжатом воздухе.
«Идеи, за которые мне иностранцы предлагали баснословные деньги, в Украине никто не хотел брать даром»
-- Я за изобретение торпедного двигателя положил в карман 15 000 еще «крепких» советских рублей, -- улыбается Виталий Фролов. -- Сумма огромная, если учесть, что в стране больше 20 тысяч не платили вообще, придумай хоть водородную бомбу. А дело было так: американцы поставили на вооружение торпеду, которая способна была уничтожить любую нашу подлодку, спастись от чертяки можно было, лишь перехватив ее своей. Двигатель в торпеде работает считанные секунды, но за это время следовало набрать огромнейшее ускорение! Оказалось, предложенный мной «моторчик» -- самый-самый. Я, кстати, отказался подписать тогда документ о неразглашении государственной тайны. Если бы не заартачился, сейчас к пенсии получал прибавку -- 25 гривен.
-- А в чем причина вашего упрямства? -- интересуюсь у собеседника.
-- Я уже тогда был абсолютно уверен, что государство намеренно не давало ход многим достижениям науки и техники. Судите сами. Как-то услышав о всесоюзном конкурсе по защите от разрушений такой конструкции двигателя, как коленвал, я предложил свой метод -- установить накладки на рабочие шейки. Они тоже вырабатывались бы, но их легко менять -- прямо в поле у комбайна. Намытарился же я с этими накладками! Восемь лет дрался! В конце концов экспертиза контрольного совета все равно загубила новшество, а я так на защите психанул, что обозвал почтенных профессоров врагами народа. Помню, один из них догнал меня в коридоре и «успокоил»: «Не кипятись, твое предложение настолько хорошее, что признай мы его, без работы останутся тысячи людей -- от нас, ученого брата, до рабочего районной «Сельхозтехники» и колхозного механизатора. А зачем нам безработица?» Очень скоро, кстати, эту свою идею я нашел в иностранном журнале, но под другой фамилией. Не сомневаюсь, что нечистые на руку чиновники от науки вовсю торговали чужим интеллектуальным капиталом. Помните замечательную историю, когда в конце шестидесятых правительство Японии обратилось к СССР с предложением приобрести за 100 миллионов долларов фонд отказных заявок советского патентного ведомства? Было собрано совещание, вел его Косыгин. Но Академия наук очень категорично высказалась за полную консервацию «ненужных» изобретений, уж она-то знала настоящую их цену.
-- Еще в 1988 году вы изобрели «чистый» двигатель, работающий на сжатом воздухе. Почему идея не получила развития?
-- А кто вам сказал, что не получила? Мой автомобильчик был испытан и отмечен наградой ВДНХ. Потом я модифицировал движок для летательного аппарата. К тому времени авиазавод имени Антонова работал над созданием мотодельтапланов. Планировалось, что в начале девяностых легкий самолет станет у нас в стране едва ли не средством индивидуального транспорта. Но внедрение такой техники сдерживалось отсутствием хороших отечественных двигателей. Опять же объявили конкурс, я его выиграл, изготовили опытную партию моторов для установки на мотодельтапланы, авиапромышленность получила заказ на производство первых 300 моторов, как вдруг СССР распался. Я едва перетянул потом из России это свое изобретение -- патентовать его пришлось заново Понимаете, говорить об автомобилях, работающих на сжатом воздухе, можно только в очень богатой стране. Вот СССР такая задача была по плечу. А не допустило ее воплощения, думаю, советское энергетическое лобби: ведь страна обладала колоссальными запасами нефти, а это вам не какие-то накладки на коленвал!
-- А продать свою идею европейцам или американцам вам не предлагали?
-- Да хоть сейчас! Приезжали и продолжают ездить «покупатели» из Чехии, Германии, Италии. Уже полгода Ижевский автозавод ведет со мной переговоры о покупке нескольких моих изобретений за 100 000 долларов. С россиянами готов сотрудничать, так как не считаю их чужестранцами, ну а что касается Европы Вы поймите, мои разработки намного лучше того, что имеют сейчас ведущие автомобильные корпорации мира, там и близко ничего такого пока нет. Мы опередили мир как минимум лет на тридцать. Но в Украине до последнего времени мои идеи никого не интересовали, хотя я отдавал их даром.
«Западные производители не верят в возможность появления более экономичного двигателя. А он изобретен -- у нас»
-- Виталий Фролов обижается, когда его называют украинским кулибиным, -- мол, у меня есть своя фамилия, -- говорит «ФАКТАМ» Виктор Довгий, патентный поверенный торгово-промышленной палаты Николаевской области. -- Думаю, со временем талантливых изобретателей на просторах постсоветского пространства будут называть не иначе, как фроловыми. Тот, кто знаком с его идеями, в этом не сомневается. Много десятилетий автомобильная отрасль во всем мире шла по пути унификации двигателей. Сравните моторы трех-четырех известнейших фирм. Все уже настолько «вылизано», усовершенствовано, что производители авто в один голос заявляют о бесперспективности ожидания нового, более экономичного двигателя, а дальнейший прогресс отрасли связывают лишь с использованием новых видов топлива. Двигатели Фролова не только могут работать на водородном «горючем». Они за счет кардинальных изменений конструкции на 30 процентов(!) увеличивают кпд традиционного бензинового или дизельного мотора.
-- Виктор Петрович, у Фролова около двух десятков -- не побоюсь этого слова -- гениальных изобретений. Какое из них поразило лично вас?
-- Меня поражает то, что они десятилетиями лежат в его портфеле мертвым грузом и у нас никому не нужны. А он уперся: за границу не продам! Вот такой непрактичный патриот -- хочет, чтобы его изобретения послужили здесь, на родине.
Впрочем, приехав в Николаев, я застала у 54-летнего изобретателя Фролова группу ученых из Днепропетровска, которые на базе завода «Южмаш» ведут работы по водородной энергетике.
-- Уникальные двигатели Фролова существуют не только в чертежах, -- утверждает Днепропетровский конструктор-разработчик Владимир Тимощенко. -- Они облетаны, обкатаны на земле и на воде. Если не запустить их в производство сейчас, то в самое ближайшее время Украине придется многое из того, что предлагает изобретатель, за бешеные деньги покупать у других стран. Хотя для ученых, знакомых с его идеями, ясно: все западные новинки с точки зрения Фролова -- уже вчерашний день. Сейчас «Южмаш» ведет переговоры с первой частной украинской фирмой двигателестроения, которая называется «Двигуни Фролова» (главный конструктор в ней -- сам Фролов), планируя на нашем предприятии создать специальный отдел по внедрению разработок николаевского конструктора. Мы намерены в ближайшее время запустить производство нового трактора ЮМЗ с отечественным движком. Поначалу планировалось ставить на него американский, но фроловский при той же мощности весит не 400, а всего 100 кг (его в шутку называют портативным). Да и цена: американский стоит полторы тысячи долларов, а отечественный -- всего сто, более чем десятикратная экономия!
«Мой муж до сих пор прописан на аэродроме в Николаеве»
В Николаеве мне посчастливилось увидеть и чудо-мотор Фролова, о котором столько наслышалась.
-- Заканчивая Николаевский судостроительный техникум, -- рассказывает изобретатель, -- я в качестве диплома предложил госкомиссии свою модификацию бесшатунного двигателя внутреннего сгорания, разработанного советским конструктором авиадвигателей Баландиным. Посмотреть на мой усовершенствованный бесшатунник в техникум приезжали известные дизелисты даже из Москвы. Потом, в армии, командование части предоставило мне, солдату срочной службы, отлично оборудованные передвижные автомастерские, где я мог возиться с железяками целыми днями. Так что над своим мотором я трудился лет пятнадцать. Самым сложным было придумать механизм преобразования движения. Я выбросил подшипники скольжения, так что теперь смазка под давлением не нужна, усовершенствовал систему охлаждения. Если внедрять такой движок, то нет необходимости ставить линию производства коленвалов. Мощность мотора удалось за счет всего этого увеличить в два раза и значительно снизить потребление топлива. Еще одно преимущество: при ремонте не нужно разбирать движок, отдельные узлы снимаются и ставятся в дорожных условиях.
Первый семейный союз Виталия распался из-за двигателя: бездомный и безденежный изобретатель днями пропадал в гаражах и любую появлявшуюся в доме копейку вкладывал в свои железки. Жена в конце концов взбунтовалась, и, прихватив троих детей, уехала из Николаева.
-- Семья моей сестры жила в Узбекистане и занималась заготовкой трав в горах, -- вспоминает нынешняя супруга Виталия Людмила. -- Они попросили найти в Украине изобретателя уникального мотора для дельтаплана, некоего Фролова, и поинтересоваться, нельзя ли приобрести хотя бы чертежи мотора. Вот я и нашла
Симпатичную кореяночку все зовут Людмилой, и только муж -- ее настоящим именем: «Моя принцесса Нуга». Нуга же поведала о себе столь невероятную историю, что поверить в нее даже труднее, чем в самые смелые ноу-хау супруга.
-- Я -- племянница Ким Ир Сена, -- рассказала Люда.
Она узнала об этом, когда отец, заболев, засобирался в Северную Корею, но так и не успел осуществить свой план. Зато в последние дни он тщательнейшим образом восстановил семейное древо -- до этого многие годы молчал о корейской трагедии, похожей на черные страницы истории татар, чеченцев и других депортированных народов.
В следующем году супруги отметят 15-летие совместной жизни, и Виталий намерен подарить своей Нуге производственный конвейер, с которого сойдет наконец первый фроловский бесшатунный двигатель.
-- Муж до сих пор прописан на местном аэродроме, -- говорит Люда. -- Своей квартиры у него нет и никогда не было. Мы сначала жили в моей однокомнатной, а потом продали ее, чтобы доделать движок, а сами перебрались к моей маме. Денег не хватило, тогда пошло с молотка пианино. И так нищали, нищали Каждая копейка уходила на железяки. Когда перестали работать предприятия и возможность выточить что-то за бутылку водки пропала, муж закончил курсы токарей, потом фрезеровщиков, и сам принялся мастерить запчасти. Я порой теряла надежду, что это когда-нибудь кончится. Представьте, загрипповавшему ребенку не за что купить лекарства, а тут вдруг кто-то приезжает, предлагает за одно только изобретение тысячи долларов! Но муж упрямый! Все, говорит, останется в Украине. И хоть ты тресни! Что квартира! Даже гаража своего у мужа нет! А он все обещает мне: вот-вот моими идеями заинтересуются, потерпи еще немного.
Недавно один из центральных украинских каналов показал сюжет об изобретателе из Николаева, и Фролова засыпали письмами совсем незнакомые люди: кто-то сочувствовал, кто-то выказывал готовность материально поддержать семью автора уникального мотора, которая живет на военную пенсию Виталия Константиновича, а это меньше 300 гривен. «Я написал Президенту Кучме по вашему поводу, -- сообщал Фролову автор письма из Червонопартизанска Луганской области. -- Ну не годится бросать таких людей без поддержки! Украинскую машину с твоим движком мы все равно соберем. Ты не сдавайся, держись!»
Читайте нас в Facebook