В армии александр лавринович наблюдал за посадкой космонавтов, виктор ющенко охранял советско-турецкую границу, а михаил поплавский Едва не женился
В советские времена срочная служба считалась обязательной школой закалки мужского характера. В биографиях большинства наших государственных деятелей значится пункт: служба в армии. И никто из тех, к кому обращалась корреспондент «ФАКТОВ», не жалеет о «бесцельно прожитых годах». Наоборот, рассказывают о них с удовольствием.
Министр юстиции Александр Лавринович рад, что попал служить на Кавказ, а не куда подальше
Будущему министру Александру Лавриновичу служба в армии не грозила, поскольку в Киевском университете имени Тараса Шевченко, где он занимался, была военная кафедра. В 1978 году выпускник КГУ Саша Лавринович получил распределение в Институт сверхтвердых материалов АН УССР. Активность молодого инженера-физика заметили старшие коллеги, и вскоре его избрали секретарем комсомольской организации института. Конечно, трудно в это поверить, но уже тогда некоторым членам ВЛКСМ не нравились указания старших, кого и как избирать. Впрочем, с бунтовщиками товарищи коммунисты расправлялись строго, поэтому Лавринович, который подбил соратников на выход из комсомола, решил явиться в военкомат по собственному желанию.
Сегодня Александр Владимирович с благодарностью вспоминает майора, который помог попасть ему на Кавказ, а не куда подальше.
Как-то во время очередных учений начальник радиолокационной станции лейтенант Лавринович увидел на экране, как наш самолет, совершив по непонятным причинам зеркальный разворот, полетел вместо Карпат в Турцию. Это было настоящее ЧП -- ведь учения проводились с использованием боевых режимов! Можно только предположить, что было на борту нарушителя, если натовцы побоялись его тронуть.
Лейтенант Лавринович дважды наблюдал за посадкой наших космонавтов. Сначала спускаемый аппарат можно было видеть на экране монитора, а потом, если выйти из бункера -- и над головой.
Бывший начальник радиолокационной станции с улыбкой рассказывает, как однажды перестарался. Когда аппаратура зафиксировала испытания ракет на острове Тюлений в Каспийском море, он доложил об этом начальству. Но ему намекнули, что за секретными пусками наблюдать не следует, поскольку на Тюленьем испытывались ракеты, вызывавшие головную боль у наших противников.
После трехлетней службы в Дагестане Александр Лавринович вернулся в родной институт, закончил аспирантуру Киевского политеха и здесь же преподавал.
Михаил Поплавский отстаивал честь роты на боксерском ринге
Для машиниста электровоза кировской шахты Михаила Поплавского в 1969 году альтернативы службе в армии не было. И хотя будущий ректор призывался в армию из шахтерского края, на проводы он поехал в родную Мечиславку на Кировоградщине -- по традиции все Поплавские уходили в армию из родного села. Здесь накрывались длинные столы под шалашами -- на проводах Миши Поплавского гуляли все односельчане. Как положено, с самогоночкой, солеными помидорами-огурцами, горячими голубцами и картошкой с котлетами
Естественно, в дорогу молодого бойца снарядили по-хозяйски: салом, луком, чесноком, кольцами домашней колбасы. Не забыли и заветную бутылочку. В поезде призывники ели-пили по полной программе, а на конечной станции бродили по вагонам в поисках рассола. Буйны головушки так трещали, что не только никаких команд не воспринимали, но и не соображали, почему оказались в поезде.
После окончания учебки в белорусском Слониме сержант Поплавский стал профессиональным механиком-водителем БМП. На учениях «Двина» его экипаж тремя выстрелами подбил три макета немецких «тигров». За отличную стрельбу сам маршал Гречко, министр обороны СССР, лично вручил членам экипажа медали «За воинскую доблесть».
Бурлила в армии и спортивная жизнь. Имея третий юношеский разряд по боксу, Михаил отстаивал честь роты. Как-то на очередных соревнованиях против него выпустили спортсмена с третьим взрослым разрядом. Пришлось Михаилу Поплавскому искать на ринге пятый угол. «Впечатления» от боя оказались настолько сильными, что солдат, отлежавшись в санчасти, отдал перчатки тренеру.
Умение же держать удар Михал Михалычу в жизни пригодилось еще не раз. В течение полутора лет Поплавский играл за команду СКА (Минск) по футболу и как популярная личность пользовался определенными льготами. В частности, благосклонным отношением военных патрулей, которые обнаруживали нападающего армейцев в самоволке -- любовь, знаете ли. Но все-таки нарушителю дисциплины пришлось пару раз отсидеть по пять суток на губе, а это еще сильнее разжигало пыл влюбленных. До такой степени, что они решили пожениться. И не вернись тогда из армии сосед очаровательной белоруски, ел бы сейчас поющий ректор бульбу где-то на территории, подведомственной Александру Лукашенко Но сержанту Поплавскому вовремя вспомнились слова популярной в то время песенки: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло».
Хорошо помнит народный депутат, член фракции партий промышленников и предпринимателей и «Трудовая Украина» Михаил Поплавский и лозунг, висевший в спортроте: «Очень трудно ничего не делать, но мы трудностей не боимся!» Первое время после армии гражданский человек Поплавский даже скучал по четкому армейскому распорядку дня. Пока не увлекся новой работой -- руководством сельским Домом культуры в одном из районов Кировоградской области.
Валерий Пустовойтенко с детства мечтал о карьере военного
Отец будущего лидера Народно-демократической партии Валерия Пустовойтенко всегда подчеркивал, что жене удалось преподнести ему на 23 февраля самый приятный сюрприз -- родить сына. Поэтому не было ничего удивительного в том, что их Валера мечтал о карьере военного. Чтобы поступить в Ейское летное училище, юноша усердно тренировался. Но утаить от медкомиссии старый перелом на левой руке не удалось, и хирурги добро на поступление Пустовойтенко не дали.
Зато на проводах 19-летнего токаря одного из одесских заводов Пустовойтенко гуляла вся улица. Да что там улица, вся Одесса -- в 1966 году призывников было много. Валерий попал в часть ракетных войск стратегического назначения, дислоцировавшуюся в Ивановской области. Служил в батарее боевого обеспечения, где осваивал новые шахтные комплексы. Но на ответственной службе и курьезов хватало.
Валерий Павлович вспоминает, как в армии его постоянно подначивал заместитель командира взвода, который классно занимался на перекладине. Исполнит очередное немыслимое сальто -- и к Пустовойтенко: «А тебе слабо?» Валерий решил не оставаться в долгу. Однажды во время игры в баскетбол подошел к корзине и, взявшись за кольцо, глянул сверху вниз на невысокого крепыша: «Повторишь?» Ответа не последовало.
Разыгрывали сослуживцы и храпунов, проводя среди них своеобразные соревнования. А первого апреля вышедшего в чемпионы начальство «вызывало» для объявления благодарности. Но никто не обижался -- понятия «дедовщины» тогда не существовало. Наоборот, именно «деды» оценили спортивные данные Валерия и со временем сержант Пустовойтенко стал капитаном футбольной команды дивизии. Армейские товарищи остались на всю жизнь. Например, с бывшим сослуживцем Анатолием Шаповаловым, который сегодня работает главврачом одного из детских санаториев Одессы, Валерий Павлович дружит долгие годы.
Любимая дождалась из армии Виктора Ющенко, но замуж вышла за другого
В детстве Виктор Ющенко тоже очень гордился датой своего рождения -- как-никак 23 февраля был Днем Советской Армии и Военно-Морского флота. В этом году лидер «Нашей Украины» в День защитника Отечества отметит свой 50-летний юбилей. Возможно, в семейном кругу вспомнит армейские будни.
Будущего политика призвали в армию вскоре после окончания Тернопольского финансово-экономического института. В 1975 году молодой экономист Ющенко успел лишь два летних месяца поработать заместителем главного бухгалтера колхоза на Ивано-Франковщине и отправился служить на советско-турецкую границу.
«Моя погранзастава затерялась высоко в горах, -- рассказывает Виктор Андреевич. -- До ближайшего населенного пункта, Ленинакана, -- более сотни километров. И служба наша была несладкой. Бывало, проползешь по сопкам раз десять туда и обратно, и у тебя только одно желание -- принять душ». Но вода в этом районе была привозная. И служивым частенько приходилось топить снег, который здесь был в изобилии большую часть года, даже для приготовления чая, не говоря уже о других бытовых нуждах. Поэтому на традиционный вопрос новобранца Ющенко: «Как служба?», «старик» Толя Житенев с юмором ответил: «Сначала тебя вооружат лопатой для уборки снега. Когда это орудие труда освоишь, считай, половина срока прошла (призывники, закончившие вуз, служили один год. -- Авт. )».
Главным человеком для солдат был, конечно же, почтальон. Когда он раз в неделю приезжал из Ленинакана, на заставе наступал настоящий праздник. Виктор Ющенко до сих пор хранит полученные им в армии письма от родных, друзей и любимой девушки. Недавно перечитал некоторые послания, все всплыло в памяти, как будто происходило вчера.
Как и всех новобранцев, Виктора на службу провожала любимая. И так же, как все солдаты, он считал минуты, оставшиеся до дембеля, а значит, и до встречи с ней. Правда, закончилась эта история грустно. Нет, девушка его дождалась, но замуж вышла за другого. Сегодня былые переживания уже забылись, рана зажила, но тогда молодой человек пережил серьезную жизненную драму. Никак не хотел осознавать, что для кого-то разлука и обстоятельства могут оказаться сильнее чувств.
274Читайте нас в Facebook