Чемпион мира по велосипедному спорту василий жданов: «бывало, на тренировках мы разгонялись до 120 километров в час»
За рулем велосипеда он «намотал» более 450 тысяч километров. Взял да и объехал десять с половиной раз вокруг земного шара! Но за этими впечатляющими цифрами и красивыми фразами стоят многолетний каждодневный труд, травмы, радость побед и горечь поражений именитого велогонщика Василия Жданова. В 1985 году в Ереване при 40-градусной жаре ради успеха команды он закончил гонку почти в бессознательном состоянии и за сто километров пути потерял в весе 12 килограммов. «Состояние крайне тяжелое. Полное обезвоживание организма. Уровень гемоглобина значительно выше нормы. Требуется длительное стационарное лечение», — вердикт врачей звучал, как приговор Но уже спустя три недели Василий Жданов вместе со своими партнерами по сборной СССР стал чемпионом мира, установив при этом рекорд планеты.
«За пару лет работы тренером сборной Украины я потратил около 40 тысяч собственных долларов»
- Неужели стоило так рисковать здоровьем, пусть даже ради великой победы?
- Чувство, которое я пережил после победы на мировом первенстве в Италии, наверное, не испытаю уже никогда, — рассказывает Василий Жданов. — Такое понятие, как честь Родины, было для нас чем-то большим, чем просто слова. А разве можно забыть 1987 год, когда 9 мая, в День Победы, в Берлине мне удалось выиграть пролог 40-й велогонки Мира! Произошло это на глазах лидера ГДР Эриха Хонеккера. Как только выяснилось, что я показал лучший результат, советский посол, сидевший на гостевой трибуне, вскочил как мальчишка. Более того, духовой оркестр одной из советских танковых частей, прибывший поддержать нас, ни к селу ни к городу — видать, от переизбытка чувств — «врезал» легендарную Катюшу. Такого «провала» своих вождь немецкого народа снести не смог. Не дожидаясь церемонии награждения, он встал, впервые при прощании не подал руки советскому послу и удалился.
- Простите за цинизм, но одними лишь чувствами и эмоциями сыт не будешь.
- Если вы о деньгах, то никаких баснословных сумм мы не получали. К примеру, за успех в Италии в 1985 году и установленный там рекорд мира, кстати, не побитый до сих пор (100-километровую дистанцию Жданов и его партнеры по сборной СССР Зиновьев, Климов и Сумников проехали со средней скоростью 57(!) километров в час. — Авт. ), каждый из нас получил по 1300 рублей. Да сегодня какой-нибудь сопливый новичок за эти деньги даже велотуфли не обует.
Хотя тогда мы были рады и таким деньгам. Ведь родимый Госкомспорт без зазрения совести присваивал себе все честно заработанные спортсменами призовые, в лучшем случае выплачивая каждому после гонки по 100 инвалютных рублей. Ну разве не обидно: на глазах королевы-матери и принцессы Дианы выигрываю в Англии престижную гонку Молочный тур. А вместо 12 800 фунтов стерлингов, причитающихся победителю, мне достается медаль, молочная кружка, символизирующая здоровый образ жизни, и уважение советского народа.
- И поэтому, завершив спортивную карьеру, вы решили уйти в бизнес?
- Я по натуре — трудоголик. Когда закончился спорт, я остался пусть и не на обочине жизни, но и без пригласительного билета на ее праздник. Чем я только не занимался, даже «купи-продай» прошел. К счастью, быстро понял, что слово «спекуляция» не для меня. В Курске открыл производство по изготовлению блоков для сооружения ферм. Позже с компаньоном занялся строительством домов. Мы возвели десять домов, три из которых элитные. Сейчас занимаюсь недвижимостью в Украине и продвижением на рынке нашей страны пищевых добавок одной известной фирмы.
Правда, душа все равно принадлежит спорту. В середине 90-х я даже был главным тренером сборной Украины по велоспорту, возил наших ребят на Олимпиаду в Атланту. За пару лет потратил около 40 тысяч долларов, кровью и потом заработанных во время выступлений в профессиональных западных командах, и решил, что хватит. Так, чего доброго, и своих детей по миру пустишь. Хотя и сейчас помогаю перспективному гонщику, чемпиону мира среди юниоров Саше Квачуку, которого тренирует мой многолетний наставник Виталий Гаврилович Резван.
- А сами-то еще на велосипед садитесь?
- А как же! Несколько раз в неделю в любую погоду проезжаю по 40--50 километров.
«В моем авто никогда не будет магнитофона — из уважения к шоссе»
- За рулем автомобиля вы так же бесстрашны?
- У меня никогда не было тяги к технике. Что-то починить или разобрать — не для меня. Исключение составляют только велосипеды и автомобили. Какие только авто я не покупал: и «Ладу», и «Опель», и «Сеат» и «Мерседес». Но окончательно остановился на «БМВ». Лихачу на трассе все реже. Велоспорт научил меня с уважением относиться к ленте шоссе. На моих машинах, к примеру, никогда не будет магнитофона. Мне важно слышать в пути все звуки — от работы двигателя до «настроения» трассы.
- Кстати, в детстве мальчишки мечтают стать футболистами, а вы вдруг в велогонщики подались.
- Я тоже с футбола начинал. Но все изменила банка яблочного сока. Именно за такой приз мы, десяток пацанов, гоняли на велосипедах. После очередного заезда к нам подошел какой-то человек, оказалось, тренер по велоспорту, и пригласил к себе в группу. На следующий день в спортшколу пошли все, кроме меня. Когда же вечером ребята приехали домой на новеньких велосипедах, мне стало завидно. Утром отправился и я, но тренер меня не взял. Видно, понял, что я за птица. Обидно мне стало: хоть и яблочный, но все же чемпион! И тут подходит тренер старшей группы Валерий Быков и говорит: «Я тебя возьму. Завтра у нас соревнования — проверим тебя в деле». Я пришел и неожиданно обогнал всех. За победу получил новенький велосипед «Старт-шоссе» и две недели в секции не показывался. Но тут — проколол шины. Чтобы ее заменить, пришлось идти с повинной к тренеру. С того дня не пропустил ни одного занятия.
- В спорте высоких достижений вряд ли можно обойтись без травм
- Травм не счесть. Только на велогонке мира в 1986 году я «отметился» падениями на наждак шоссе в каждой из четырех стран, по которым мчался пелетон: дома — в Киеве, в Польше, Чехословакии и ГДР. Был весь в зеленке и йоде, которыми врачи пытались хоть как-то «закрасить» стесанные напрочь об асфальт оба бедра, плечи и спину. Трудно представить, но, по оценкам медиков, потери живой ткани тогда составляли у меня 25--27 процентов тела! Но я ехал. Правда, ночью меня укладывали спать на полотенце.
- А сколько сегодня стоит хороший гоночный велосипед?
- Порядка пяти тысяч долларов.
- И какую же скорость можно развить на этом «пятитысячнике»?
- На тренировках, отрабатывая скоростные качества, в упражнении «за машиной» мы разгонялись до 120 километров в час.
«В моем домашнем арсенале всегда не меньше двадцати наручных часов»
- Как велогонщик вы, понятное дело, придерживались определенного режима питания, в чем-то себе отказывали. Сейчас, наверное, наверстываете упущенное
- Скрывать нечего, покушать я люблю. Могу есть все — хоть черную икру, хоть китайских червей. Но из пищи культа не делаю. Гурманов не понимаю. Правда, не могу себе отказать во фруктах: съем хоть вагон.
- Вы всегда элегантно выглядите
- Не сочтите за нескромность, но со вкусом у меня — порядок. Помню, еще в сборной Союза я часто покупал вещи своим партнерам по команде, их женам, подругам, родителям и детям. Правда, «модником» себя не считаю, суперстилю предпочитаю удобство. Люблю «Boss», джинсы «Lewis», а в спортивных марках для меня лидер «Nike». Удобной одежде, кстати, отдают предпочтение моя жена и старшая дочь Лена. Только 11-летняя Настя у нас — барышня с большими запросами. Важнейшим же атрибутом внешнего вида мужчины считаю часы. По ним многое можно сказать о человеке. К примеру, в моем домашнем арсенале их никогда не бывает меньше двадцати.
- Раз уж речь зашла о семье Как вы познакомились со своей супругой?
- О, это целая детективная история! В сентябре 1987 года мы возвратились в Москву с соревнований из Франции. Но чтобы переночевать дома, в Харькове, пришлось за двойную цену купить билет у спекулянтов. В самолете я увидел красивую девушку-стюардессу с бездонными карими глазами. Правда, пока набирался смелости и собирался с мыслями, самолет уже приземлился в Харькове. Единственное, что я успел, так это с помощью своего друга известного велогонщика Саши Зиновьева узнать ее имя — Вита — и передать записку: «Завтра в 19 часов жду Вас в парке Шевченко».
Разумеется, на следующий день ни в 19, ни в 20 часов в парке Вита не появилась. Во-первых, как оказалось позже, в это время она «шла на посадку» в Ленинграде, а, во-вторых, никуда идти и не собиралась — мало ли ей записок писали. Словом, чудак в модных клетчатых брюках с огромным букетом роз так и простоял два часа у входа в парк, до последнего веря в чудо.
На выручку пришел еще один мой друг, кстати, автор книги о моей жизни в велоспорте, известный журналист Юрий Крикун. С помощью харьковских коллег он узнал, что фамилия небесной феи — Коток, возраст — 20 лет. Звонок столичного журналиста в харьковский авиаотряд с предложением написать очерк о «стюардессе по имени Вита», видимо, возымел действие. И в один из дней комсомолка Коток Вита была освобождена руководством от вечернего рейса. После содержательной беседы с журналистом она, конечно же, совершенно случайно, в сопровождении Юры оказалась у машины, за рулем которой сидел я. Спустя год мы сыграли свадьбу.
- Дочерей своих не хотите отдать в велоспорт?
- Чего-чего, а вот женский велоспорт не люблю. Лена и Настя ходят на плавание, занимаются бальными танцами.
- Василий, наверняка в вашей карьере были не только триумфы, но и неудачи, о которых сожалеете до сих пор?
- Самым большим провалом считаю сеульскую Олимпиаду 1988 года. Мы ехали в Корею фаворитами, а оказались первыми советскими велосипедистами, которые с 1972 года проиграли на Олимпийских играх нашу коронную командную гонку на 100 километров. Обидно было до слез. Хотя по-настоящему в своей жизни я плакал, наверное, только раз, когда в 1987 году меня, капитана сборной СССР, незаслуженно не взяли на чемпионат мира в Австрию. Плакал не от того, что не взяли, а потому, что видел тренерскую ошибку. Серебряные медали на том первенстве стали для команды слабым утешением. Сейчас же у меня могут выжать слезу только старые фильмы и наша жизнь. На безобразия, которыми полна действительность, я без боли смотреть не могу.
Читайте нас в Facebook