«алана «видит» предметы, ощупывая их руками, возможно, различает свет. Но чтобы дочка лучше ориентировалась в пространстве, мы хотим воспитать для нее собаку-поводыря»
Алана вытягивает ручки вперед и топает по комнате. Добравшись до тумбочки, обнаруживает игрушечную лягушку, ощупывает ее пальчиками, нажимает на «чувствительное место» -- и, к удовольствию девчушки, раздается смешное кваканье. Видит ли ребенок что-то? Пока понять сложно. Во всяком случае, дверной проем «чувствует» и людей обходит. А вот на собаку Алису, которая улеглась под ногами, нечаянно натыкается и наступает ей прямо на хвост. Собака при этом не делает никаких резких движений, чтобы не испугать девочку. Алиса -- пятимесячный щенок породы золотистый ретривер. Именно эти собаки считаются лучшими поводырями для слепых и стоят они немыслимо дорого: в Москве около пяти тысяч долларов, в США -- почти 60 тысяч. Конечно, речь идет о специально обученных собаках.
-- Мы сами собираемся дрессировать щенка, -- говорит Марина, мама Аланы. -- Правда, в книгах по служебному собаководству очень мало информации о том, как готовить собак-поводырей. Я отправила запрос американским собаководам с просьбой прислать описание методик по электронной почте, но знаю, что обычно подобные материалы держат в секрете. А дочке вскоре понадобится такая помощница, как Алиса. Пока же они привыкают друг к другу.
Родилась Алана недоношенной, весом 640 граммов. Почти два месяца врачи боролись за жизнь девочки, выходили ее, но выяснилось: из-за того, что сетчатка не успела развиться, ребенок не видит. «ФАКТЫ» писали об Алане еще в 2000 году. Тогда же наши читатели помогли собрать деньги на операцию, которую девочке сделали в одной из ведущих офтальмологических клиник Польши. Удалось сохранить участок сетчатки на одном глазике. Это, как считают специалисты, большая удача. Теперь предстоят еще операции в Киевском центре микрохирургии глаза. Появляются новые медицинские технологии, и врачи будут пытаться восстановить Алане зрение. Есть надежда, что хирурги-офтальмологи смогут пересаживать сетчатку. Сегодня же необходимо, чтобы девочка научилась всему, что должен уметь ребенок в ее возрасте, и хорошо ориентировалась в окружающем мире.
«Нас не нужно жалеть»
-- «Рыжий кот прищурил глазки и пошел просить колбаски», -- старательно выговаривает Алана каждое слово одного из любимых стихотворений. Что представляет девочка, «рисуя» эту выразительную и понятную для зрячих картинку? Наверное, у таких детей свои образы и ассоциации.
-- Дочка нас постоянно удивляет и радует, -- говорит Марина. -- Девочка она способная, с феноменальной памятью. Обожает слушать кассеты и диски с детскими песенками, сказками. Некоторые рассказывает слово в слово. А когда копирует голос волка из «Красной шапочки», то делает такое грозное личико! Не перестаю удивляться, откуда она может знать, как выглядит «страшный волк». Слепой ребенок приносит не меньше радости, чем зрячий. И не надо нас жалеть. Очень обидно становится, если кто-то, увидев Алану, начинает причитать: «Горе-то какое!». На самом деле нет никакого горя. Для нас с мужем огромная радость, что ребенка удалось спасти.
Об Алане и ее родителях «ФАКТЫ» писали несколько раз. Мы лишь хотим напомнить историю этой семьи. Ведь то, что врачи выходили кроху весом 640 граммов, уже можно считать чудом. Правда, приходилось слышать и такие мнения: «Зачем было спасать? А вдруг ребенок окажется неполноценным?» Судьба по-разному одаривает и наказывает людей. Но не нам судить, кто имеет право на жизнь и кто будет счастливым. У врачей же выбора нет. Если ребенок родился живым, они обязаны делать все возможное, чтобы сохранить ему жизнь.
«Папа, полетаем!»
-- «А мне летать, а мне летать, а мне летать охота » -- поет Алана песенку Водяного из популярного мультика. Тогда папа берет ее на руки и подбрасывает. Девчушка хохочет и приговаривает: «Полетаем!». Это ощущение полета Алана хорошо знает. Впервые она попала домой и оказалась в папиных руках, когда ей было почти три месяца. Тогда и научились они вместе летать.
-- Поначалу даже взять ребенка на руки боялся, -- говорит Андрей. -- Представляете, ступня у нее была длиной три сантиметра, а рост -- 32 сантиметра. А теперь вот какая взрослая! Постоянно просит: «Читай!». Детский невролог, который наблюдает дочку, считает, что она развивается нормально.
-- Я всегда с ужасом вспоминаю, как 13 сентября 2000 года меня привезли в больницу в критическом состоянии, и сразу сказали: «Спасать будем вас. А надежды на то, что ребенок выживет, практически нет», -- говорит Марина. -- На 25-й неделе беременности дети совершенно нежизнеспособны, да и называют ребенка страшным словом «плод». Помню, когда меня везли на операцию, я мысленно попрощалась с дочкой. Но врачей поразило, как Алана цеплялась за жизнь: начала сама дышать, закричала. И они просто вынуждены были делать все, чтобы это живое существо не погибло. Теперь у нас есть чудесная дочурка. Просто внимания ей надо уделять как можно больше. Представление о мире у нее формируется по-другому. Мир состоит из звуков и ощущений.
Каждую новую игрушку Алана внимательно «рассматривает» пальчиками. Музыка и сказки звучат в доме постоянно: так ребенок восполняет недостаток зрительной информации.
-- Родителям, чьи дети от рождения не видят, важно знать, как обращаться с такими малышами, -- говорит Марина. -- До многого приходится додумывать самостоятельно. Мы, например, очень переживали, что Алана не поворачивается на бочок, не может сидеть. Выяснилось, что зрячий ребенок, как обезьянка, повторяет движения за взрослыми, а незрячего надо научить, и существуют для этого специальные приемы. Чтобы ребенок сел, нужно положить перед ним мяч или большую игрушку, за которую он может схватиться для подстраховки. Как только мы это сделали, Алана стала нормально сидеть. Теперь она любит путешествовать по комнате, а еще чистить зубы. Ведь для этого надо пройти по длинному коридору в умывальную комнату с несколькими кранами, единственную на весь этаж. Конечно, бытовые условия у нас сложные. С трудностями наша семья научилась справляться. Думаю, единственная проблема, которую нам не преодолеть без посторонней помощи -- жилищная. К кому ни обращались, все соглашаются: «Вам необходима квартира. Девочке с таким недугом положена по закону отдельная комната. » Обещают помочь. Но руководство меняется, а дело ни с места. Сейчас нам вообще грозит выселение из общежития. Раньше я работала в следственном отделе милиции, теперь -- в полку конвойной службы Главного управления MВД Украины в г. Киеве, а живем мы в общежитии другого ведомства, без прописки.
«Алане нужна собака-поводырь»
В комнате общежития, где проживает вся семья -- мама, папа, Алана и ее старший братик Рома, -- пришлось еще устроить «будку» Алисе. Собака разместилась на нижней полке тумбы для телевизора. На большее не претендует: понимает, наверное, что хозяева в роскоши не купаются и используют каждый сантиметр жилой площади. Вскоре Алиса должна будет пройти общий курс дрессуры, а также освоить специальные навыки -- движение впереди слепого с изменением темпа, безукоризненное выполнение команды «рядом», а еще научиться вести слепого в толпе. Родители рассчитывают, что Алиса станет для Аланы настоящей помощницей.
-- Дочка у нас очень общительная, но в Киеве, к сожалению, нет дошкольных учреждений для незрячих детей, -- продолжает Марина. -- Это значит, что мама не может выйти на работу и должна постоянно находиться с ребенком, пока он не пойдет в школу. Государство выплачивает на ребенка-инвалида лишь 68 гривен в месяц, и денег, конечно, не хватает.
Глазик, который Алане прооперировали в польской клинике, выглядит нормально. А на втором, неоперированном, мутное пятнышко. В ближайшее время специалисты Киевского центра микрохирургии глаза сделают Алане косметическую операцию, чтобы дефект не был заметен. Кроме того, они планируют провести комплекс специальных лечебных процедур. Но пока о восстановлении зрения говорить рано.
-- «Купите наш зеленый лук, петрушку и морковку, купите нашу девочку -- шалунью и плутовку», -- читает шуточный стишок Марина.
-- Дайте мне «плутовку», -- тут же заявила Алана. И никак не хотела верить, что плутовку нельзя подержать в руках. Познание мира продолжается
238Читайте нас в Facebook