Знаменитый боксер мохаммед али признался, что предпочитал драться в полнолуние, поскольку в эти дни «зверел» и был способен стереть противника в порошок
Мохаммед Али -- это живая легенда. На своем пути он испытал и всеобщую любовь, и всеобщее презрение, был обласкан славой и столько же раз слышал проклятия в свой адрес. Его боготворили и ненавидели, но даже недоброжелатели отдавали должное его боксерскому таланту. Бои Мохаммеда Али считались эталонами боксерского искусства. Его по праву назвали лучшим спортсменом минувшего столетия. Мохаммед Али — целая эпоха в истории мирового бокса. Сам он назвал себя «величайшим человеком на Земле».
«Порхаю, как бабочка, и жалю, как оса»
1. 17 января 1942 года в городе Луисвилл (штат Кентукки) родился Кассиус Марселлус Клей. Мать Кассиуса — Одетта — едва не принесла из родильного дома чужого ребенка, перепутав бирки. Выручил ее сам маленький Кассиус, с момента прихода в этот мир беспрестанно и оглушительно оравший. Тот же младенец, которого вручили ей, был слишком тихим. И она вовремя заметила ошибку.
Больше всего на свете Кассиус любил с братом Руди носиться на велосипедах по улицам. Однажды местные хулиганы постарше отобрали у Клея велик. Мальчишка возвращался домой весь в слезах. Первый же попавшийся полисмен, которому темнокожий подросток пообещал сделать из обидчика котлету, как только тот будет пойман, оказался тренером любительского боксерского клуба. И пусть ни похититель, ни велосипед так и не были найдены, зато у новичка обнаружились отличные бойцовские качества. Буквально через шесть дней занятий он шутя уложил достаточно подготовленного парня.
2. Кассиус тренировался иступленно, направо и налево хвастая, что будет чемпионом, заработает кучу денег и купит себе «Кадиллак», поразивший его воображение в автосалоне родного городка. Отрабатывая быстроту реакции, он заставлял младшего брата бросать в себя камни. Ради бокса игнорировал настойчивые предостережения врачей — уже в 16 лет у него сильно подскакивало кровяное давление. Он выбрал свой путь — к вершине боксерского Олимпа.
Шестнадцатилетний Кассиус удивил известнейшего тренера Анджело Данди, позвонив тому и без обиняков заявив, что, если тот его примет в свою группу, он станет олимпийским чемпионом и лучшим в мире.
Тренеру достаточно было одной встречи с Кассиусом, чтобы понять: Клей был боксером от Бога с идеальным атлетическим сложением, развитой интуицией, гибким умом. Все тонкости боксерского искусства Касси схватывал на лету. Он был невероятно подвижен на ринге, а мягкие, пружинистые прыжки, похожие на ритуальные движения, затрудняли противнику наносить ответные удары.
3. 18-летний Кассиус Клей защищал американский флаг на Олимпиаде в Риме. 5 августа 1960 года новый олимпийский чемпион получил золотую награду. Всю ночь после награждения Кассиус ходил по улицам Рима, останавливая прохожих и показывая свою медаль.
В Америке на приемах в честь Кассиуса губернатор штата рассыпался в комплиментах и фотографировался с ним на память. А спустя несколько дней Кассиуса не пустили в луисвилльский ресторан: дескать, здесь нигеры не обслуживаются. После он признался, что испытал боль «какого-то особого, мучительного рода, начинающуюся в голове и уходящую в самую глубь живота, боль от удара, на который ты не можешь ответить». В тот же день Кассиус швырнул свое олимпийское золото через перила моста. Его олимпийская награда до сих пор покоится на дне Огайо.
4. Вскоре после Олимпиады он подписал свой первый профессиональный контракт. «Породистому животному, в которое имело смысл вкладывать деньги», заплатили 10 тысяч наличными. В контракте оговаривались проценты, взимавшиеся «за услуги» дельцов от бокса, — половина всех гонораров. Кассиус утверждал, что всегда кормил ораву дармоедов, наживавшихся на его мускулах. Как бы то ни было, боксер исполнил мечту детства — купил «Кадиллак» шоколадного цвета.
5. Карьера Клея стремительно неслась к самой вершине. За первую победу на профессиональном ринге в октябре 1960 года он заработал 2 тысячи долларов. К 25 февраля 1964 года, когда Клей вышел на ринг, чтобы драться за чемпионский титул против Сонни Листона, в его активе было 19 побед и ни одного поражения. При весе 97 кг и росте 192 см ему не было равных в легкости и маневренности на ринге. Он двигался с невероятной для тяжеловеса скоростью. «Я порхаю, как бабочка, и жалю, как оса!» -- хвастался Кассиус. А драться Клей предпочитал в полнолуние, признавшись однажды, что в эти дни он «звереет» и способен стереть противника в порошок.
Бой с Листоном проходил с явным преимуществом Клея. Когда гонг ударил в восьмой раз, Сонни не вышел на ринг, заявив, что у него травмировано плечо. Их второй бой состоялся в мае 1965 года. Листон оказался в нокауте уже в первом раунде.
«Страдай, если хочешь стать чемпионом»
6. После первого боя с Листоном Клей заявил, что принял ислам и отрекается от фамилии, которой его предков когда-то наградили белые рабовладельцы. А потому отныне и навсегда мир должен запомнить: чемпионом мира является Мохаммед Али. Он вступил в общество «Черных мусульман», декларировавшее непримиримую ненависть к белым, и даже стал мусульманским священником. Публика валом валила на нечастые службы красноречивого проповедника-боксера. Али неукоснительно соблюдал кодекс бытового поведения «Черных мусульман». Он не курил, не употреблял спиртное, не танцевал и даже не пел светские песни. Его первая жена, манекенщица Соня Рой, удрала от него через 6 месяцев после свадьбы, не вынеся ограничений, которыми супруг окончательно допек ее.
7. Второй раз Мохаммед Али шокировал Америку, когда в апреле 1967 года отказался служить во Вьетнаме. «Руководствуясь своей совестью, личными убеждениями и как мусульманский священник, я принял решение отказаться служить в армии», — заявил на церемонии присяги новобранец Али. — Не собираюсь ехать за десять тысяч километров, чтобы помогать тем, кто угнетает людей с другим цветом кожи в других странах мира».
Его поступок произвел эффект разорвавшейся бомбы. Против Мохаммеда было возбуждено уголовное дело об уклонении от воинской повинности. Суд Хьюстона вынес приговор: 5 лет тюрьмы и 10 тысяч долларов штрафа.
8. Тюремного заключения Али удалось избежать: он был оставлен на свободе под большой денежный залог. В декабре 1969 года в адрес Белого дома пришло обращение в защиту строптивого экс-чемпиона с требованием открыть для него ринг. Под ним стояли подписи ста двадцати представителей писательской и артистической элиты Америки — Игоря Стравинского, Джона Апдайка, Элизабет Тейлор, Айзека Азимова, Генри Фонды, Гарри Белафонте, Ирвина Шоу и других.
В июле 1971 года Верховный суд США принял решение о прекращении его дела и вынес оправдательный приговор: Мохаммед Али имел право на отказ от военной службы, руководствуясь своими религиозными и моральными убеждениями.
9. После длительного перерыва экс-чемпион мира вернулся на ринг. Он не уклонялся ни от одного предложенного матча, не боялся поражения и с непостижимым упорством тренировался. «Я бегал до тех пор, пока мои легкие чуть не лопались, а язык не распухал. Как же я терзал свое тело и как ненавидел бесконечные тренировки, когда каждый мускул просил пощады и хоть немного отдыха! — писал Али. — Но я упорно твердил себе: страдай, если хочешь стать чемпионом. А я очень хотел им стать».
«Все мои соперники падают в том раунде, который называю я, — хвастался Али. — Я самый великий! В боксе я -- астронавт. Джо Луис и Демпси были просто пилотами. Я дерусь в собственной лиге!»
10. Конец этой эйфории пришел в марте 1971 года в Нью-Йорке: Мохаммед Али впервые очутился в нокдауне. Отправил его туда Джо Фрэзер. Это был 32-й бой Али и его первое поражение. А 31 марта 1973 года в Сан-Диего Кен Нортон в первом же раунде сломал Али челюсть. Но трехкратный чемпион мира не покинул ринг и дрался еще 11 раундов, проиграв поединок по очкам. 10 сентября он взял над Нортоном реванш, а в конце января 1974 года побил Джо Фрэзера, восстановив тем самым свою репутацию. И все же лучшим боем Али, а возможно, лучшим и в истории бокса, специалисты считают его третий поединок с Джо Фрэзером. Он состоялся 1 октября 1975 года в Маниле (Филиппины). Соперники продержались 14 раундов. Судьи отдали победу Али.
«Я по-прежнему дерусь — с Паркинсоном»
11. 30 октября 1974 года Али вышел на ринг против Джорджа Формэна. Поединок в Киншасе (Заир). На кону боя, названного «Грохот в джунглях», стоял титул чемпиона мира. Джордж Формэн считался боксером фантастической силы. Зрители считали, что Джо раздавит Али, как муравья.
Мохаммед семь раундов позволял Джорджу молотить себя, словно грушу, только прикрывал голову. Тренер Али онемел от ужаса. Публика свистела. Но в восьмом раунде Мохаммед неожиданно взвинтил скорость и одним мощным ударом уложил соперника. До Али никто с таким успехом не применял подобную тактику. А Формэн потом в недоумении говорил: «Он не мог так быстро двигаться! Я же почти победил его!»
12. 15 февраля 1978 года Али проиграл бой молодому Леону Спинксу в Лас-Вегасе. Ровно через семь месяцев в матче-реванше он вернул себе чемпионский титул и объявил, что покидает бокс. И все же не смог устоять перед искушением провести еще несколько боев. В последний раз великий боксер вышел на ринг 11 декабря 1981 года в Нассау (Багамские острова). Он был уже слишком тяжел, и малоизвестный Тревор Бербик воспользовался этим, хотя Мохаммед продержался 10 раундов. А через год врачи обнаружили у него болезнь Паркинсона. В бою с Тревором Мохаммед уже почти не контролировал свою дрожащую левую руку. Он завершил свою карьеру с великолепными показателями -- 51 победа, 37 — нокаутом и только пять поражений.
13. После завершения своей блистательной карьеры Али пристрастился к виски, нарушая правила «Черных мусульман». Не ладилась семейная жизнь. В звездном прошлом остались три брака и восемь детей. В настоящем — крохи от разделов имущества с расчетливыми женушками и одиночество. Третья супруга — Вероника — выставила Али за дверь, обвинив его во всех смертных грехах. Через несколько лет в жизнь Мохаммеда вошла Лонни. Она жила по соседству, была на 15 лет моложе и с детства видела в нем своего принца. Мечта сбылась — Мохаммед и Лонни живут на собственном ранчо в Мичигане.
14. Он по-настоящему сильный человек. Тяжелая болезнь не сломила его чемпионский дух. Вот уже 23 года этот человек мужественно борется с болезнью Паркинсона. Каждое движение причиняет ему невыносимую боль, и говорить он может только шепотом. Но его едкие остроты язвительны, как и раньше. «Я по-прежнему дерусь — с Паркинсоном», — говорит Али.
Мохаммед Али активно занимается общественной и благотворительной деятельностью, пишет книги, читает лекции. Каждое остроумное интервью, каждая непролитая за завтраком чашка кофе — это его новая победа. И, возможно, не менее великая, чем те пять десятков побед на боксерском ринге.
1245Читайте нас в Facebook