14-летний школьник умер на приеме у стоматолога после применения общего наркоза
«Вася, ты не боишься уколов?» -- «Да нет, конечно! Я в школе на прививки всегда захожу первым!» Восьмикласснику Василию Сороке предстояло вырвать два зуба, и перед тем как зайти в операционную, он успокаивал пришедшую вместе с ним тетю. Но в тот трагический день медики решили применить не местный, а общий, ингаляционный наркоз. Через несколько минут после наложения маски у Васи стало останавливаться сердце. Более двух с половиной часов медики боролись за жизнь пациента -- но спасти ребенка не удалось.
За день до трагедии Васе исполнилось 14 лет
Маленький городок Заставну в Черновицкой области облетела страшная весть: в городской детской стоматологической поликлинике областного центра прямо на приеме у врача скончался 14-летний школьник Василий Сорока, ученик восьмого класса 2-ой заставненской школы.
Нам удалось созвониться с Людмилой Курилюк, тетей погибшего. Именно она в тот трагический день сопровождала Васю в Черновицкую городскую детскую стоматологическую поликлинику. Плача, женщина рассказала о том, что произошло:
-- Проблемы с передними резцами у племянника наметились еще четыре года назад. Молочные зубы выпали, а постоянные «вылезать» никак не хотели. Потом выяснилось, что вместо двух резцов «на выходе» оказались четыре зуба, идущие в два ряда. Из нашей городской поликлиники Васю направили на консультацию в областной центр. Хирург, посмотрев рентгеновский снимок, сказал, что без операции не обойтись. Врач расспросил меня о том, не бывает ли у мальчика аллергической реакции на какие-либо лекарства, производились ли когда-либо операции под наркозом. Но Васю никогда не оперировали и вообще никаких уколов, кроме прививок, ему не делали. Откуда я могла знать, что какие-то препараты ему противопоказаны? Вася ничем не болел, кроме обычных детских простуд. Был очень энергичным, живым ребенком, бегал по улице, обожал кататься на велосипеде. Обо всем этом я и сказала врачу. Перед тем как мальчику идти в операционную, я на всякий случай спросила его: «Вася, ты не боишься укола?», на что он гордо ответил: «В школе на прививки я всегда иду первым!».
Я ждала племянника в коридоре. Минут через пять из операционной вышел хирург, бросив мне на ходу: «Сейчас наркоз отойдет, и минут через 20 можете забирать ребенка домой!». Прошло какое-то время, медики вдруг забегали туда-сюда, двери кабинета захлопали. Выскочил один: «Почему же вы не сказали, что у мальчика больное сердце?». Почувствовав неладное, я попыталась спросить, что с Васей, но от меня только отмахивались. Приехала «скорая», врачи которой также скрылись в операционной. Потом я услышала, как медсестра говорит: «Он отходит». Сначала я подумала, что Вася отходит от наркоза, и даже обрадовалась. Но, увы, это оказалось совсем не то Ко мне вышел анестезиолог: «Что же он у вас такой полненький, наверное, болел чем-то? Надо было сделать обследование». Я вдруг поняла, что Вася умер Дальнейшее происходило, как в каком-то кошмаре. Я стала проситься в кабинет увидеть ребенка, меня не пускали. Я сидела два, три часа. Врач «скорой» пыталась сунуть мне какую-то бумагу, чтобы я на ней расписалась, -- я отказалась. Ждали прокуратуру, мне велели идти домой. Как я одна доехала до Заставны, как рассказала обо всем домашним, уже не помню. Старший брат Васи, десятиклассник, узнав о случившемся, отказался входить в опустевший дом. А ведь только за день до этого горя, 14 января, мы все вместе праздновали Васин день рождения -- ему исполнилось 14 лет.
По словам специалистов, «смерть от фторотана случается один раз на восемь тысяч случаев»
-- Ребенку необходимо было сделать операцию по рекомендации ортодонта, -- сказал «ФАКТАМ» заведующий детской стоматологической поликлиникой в Черновцах Петр Федак. -- И он сам, и пришедшая с ним родственница отказались от местного наркоза. У ребенка оказалась психическая непереносимость боли. (Вы заметили несоответствие между свидетельствами родственницы и врача? Имеет ли это значение -- решит прокуратура, если будет расследовать данное дело. -- Авт. ) Поэтому мы и решили прибегнуть к ингаляционному введению фторотана, вызывающего общее обезболивание организма на несколько минут. Провести пробу на этот вид наркоза технически невозможно. Но у родственницы на руках имелась медицинская карточка ребенка, из которой следовало, что он совершенно здоров. То, что в результате введения наркоза у подростка прекратилась сердечная деятельность -- непредсказуемая случайность. Мы проводили реанимационные мероприятия два с половиной часа, пока не стало ясно, что усилия тщетны. Жаль ребенка
Начальник Черновицкого областного бюро судебно-медицинской экспертизы Илья Беженар утверждает, что врачебной ошибки в смерти ребенка он не видит:
-- Анальгетик вводился по всем правилам. Но вскрытие показало, что у мальчика имелась аденома гипофиза (доброкачественная опухоль головного мозга). Возможно, анафилактический шок на ингаляционное введение фторотана произошел именно на фоне этого заболевания. Одно наложилось на другое Родители должны были давно обратить внимание на несоответствие между возрастом сына и его весом -- 85 килограммов.
По словам Людмилы Курилюк, родители мальчика собираются подавать в суд на медиков:
-- Если врачам показалось подозрительным, что мальчик полноват не по возрасту, то почему не отправили его на медицинское освидетельствование, хотя бы на кардиограмму? У анестезиолога, проводившего обезболивание, стаж работы 15 лет, он должен был предусмотреть всякие случайности. Когда мальчику в стоматологическом кресле стало плохо, в операционной не оказалось средств, чтобы заставить работать остановившееся сердце! (Это тоже стоит проверить. -- Авт. ). Я считаю, что врачи проявили непрофессионализм и халатность. Зубы вырвать ему успели, а мальчика не вернуть
Прокурор Первомайского района Черновцов Виктор Харченко, на территории которого находится больница, пока не уверен, будет ли по факту смерти мальчика возбуждено уголовное дело. Ждут окончательных результатов судебно-медицинской экспертизы.
«ФАКТЫ» провели свое маленькое расследование. Проконсультировавшись с несколькими ведущими специалистами-анестезиологами, удалось выяснить, что пробы на ингаляционное введение фторотана действительно не проводятся. Этот препарат -- наиболее мягкое из применяющихся при общем обезболивании средств. Секрет успеха при его применении -- очень постепенное введение. «За пациентом нужно следить очень внимательно. Наложил маску на секунду-другую -- потом отнял. После этого можно подержать у рта подольше » Один из собеседников заявил, что подобная смерть «случается очень редко -- один раз на восемь тысяч случаев».
Степень риска совсем не показалась нам мизерной -- наоборот! На прием к стоматологу ежедневно по всей стране идут тысячи пациентов. Так что, каждый восьмитысячный рискует не выбраться живым из кресла? Или перед визитом к стоматологу нужно пройти полную медкомиссию? Уверены, что инцидент в Черновцах должен быть расследован самым тщательным образом -- во избежание повторения подобных непредсказуемых случайностей.
4164Читайте нас в Facebook