ПОИСК
Происшествия

«пролетев полсалона маршрутки, я ударилась так, что услышала хруст собственных позвонков»

0:00 29 января 2004
Марина ЕВГРАШИНА «ФАКТЫ»
В микроавтобусах, конструкция которых не отвечает требованиям безопасности, пассажиры все чаще получают травмы, за которые пострадавшим не с кого спросить

Домой в тот день киевлянка Ирина Леонидовна возвращалась на 199-й маршрутке. Войдя в салон, порадовалась, что есть свободное место -- первое со стороны двери: перед глазами ничья голова маячить не будет. Маршрутка тронулась, Ирина Леонидовна углубилась в свои мысли и, когда ее вдруг сорвало с сиденья, даже не поняла, что происходит. А произошло то, что заставило ее 30 дней провести на больничном и по сей день страдать от головных болей и частичной утраты зрения.

«Как меня обследовали, что говорили врачи -- не помню. Все было, как в тумане… »

Ирина Леонидовна рассказывала о своем приключении, а мне вспомнилось, как в одном из автобусов увидела табличку, прикрепленную на ветровом стекле: «Это место для вашей головы -- если не будете держаться за поручень». Я тогда приняла это за шутку, но в другом автобусе на этом же месте увидела характерные расходящиеся трещины: чей-то лоб уже «отметился»? Видимо, ЧП, описанное Ириной Леонидовной, не из редких. Просто высокий рост женщины усугубил травму -- она угодила не в само стекло, а выше, в панель.

-- Меня швырнуло так, что я услышала хруст собственных позвонков, -- говорит Ирина Горецкая. -- Как доехала до своей остановки -- не помню. В память врезалось только, что водитель пытался вернуть мне гривню за проезд. Когда выходила, меня подхватила дочка: мы собирались вместе сходить в магазин, и она ждала на остановке. Увидев, в каком я состоянии, дочка поймала такси и -- в ближайшую больницу. Как обследовали, что говорили врачи -- не помню, все было, как в тумане. Констатировали закрытую черепно-мозговую травму, прописали лекарства и велели полежать. Но предупредили: если станет хуже, нужно непременно ложиться в стационар. Были выходные, я их пролежала дома, а в понедельник меня таки отправили в больницу.

Восемь дней я практически проспала, потом стало полегче, но выписалась только через 18 дней -- на полупостельный режим. Знаю, что звонил сотрудник милиции. Но разговаривать я была не в состоянии, поэтому о том, что со мной приключилось, он расспрашивал моего мужа. А через некоторое время мы получили бумагу, в которой было сказано, что уголовное дело по факту случившегося возбуждаться не будет ввиду отсутствия состава преступления, но я могу обратиться в суд в частном порядке.

РЕКЛАМА

В тот момент я еще не понимала, во что выльется моя травма, и не собиралась ставить вопрос о возбуждении уголовного дела. Но меня удивило, что в частном порядке мне предлагают решать совсем не частную проблему.

Травму я получила из-за того, что маршрутка, в которой ехала, была неправильно оборудована -- если бы не это, как бы я беспрепятственно пролетела полсалона? Каждый день в этой машине с работы и на работу едут сотни людей, и разве не преступно игнорировать их интересы? Может быть, нужно апеллировать не к Уголовному, а к Административному кодексу, но -- нужно! Ведь речь идет о здоровье людей.

РЕКЛАМА

У меня была эпизодическая потеря памяти, фотофобия. Это прошло, но я практически не вижу одним глазом. Зрение постепенно восстанавливается, но головные боли и головокружение не проходят, хотя минуло больше двух месяцев. Насколько я знаю, случай со мной не единственный, и наверное, выступать в интересах пострадавших в подобных ситуациях -- все-таки дело государственных структур.

«Если бы водитель умышленно травмировал пассажирку, тогда можно было бы говорить о составе преступления»

Участковому инспектору Николаю Сипченко, проводившему расследование обстоятельств случившегося с Ириной Горецкой, такая постановка вопроса показалась нерезонной. Он полагал, что если бы водитель умышленно нанес травму пассажирке, тогда можно было бы говорить о составе преступления. Но ведь нет! Да и вообще, судя по путевому листу, который этот водитель представил участковому, он в указанное пострадавшей время находился… в другом месте. Так что еще нужно разобраться, было ли происшествие.

РЕКЛАМА

Что да, то да: разобраться нужно. Но Николай Васильевич не потрудился даже связаться с руководством автопредприятия, которому принадлежала машина. Поэтому, когда я пришла к директору предприятия «ТОВ «Транс-груп» Валерию Королеву, тот удивился: «Травма на 199-й маршрутке? Впервые слышу… » Не стал участковый утруждать себя и официальным запросом в больницу, где проходила курс лечения Ирина Леонидовна. А раз так, то и до экспертизы дело не дошло. Может быть, потому, что Николай Васильевич, как я поняла из нашего с ним разговора, поставил под сомнение сам факт происшествия? Его заботило не то, что женщина пострадала, а… чем она докажет, что несчастье случилось с нею именно в маршрутке!

В то же русло вылился и наш разговор с Валерием Королевым. То есть в первый момент он выказал готовность разобраться в случившемся, но потом сменил курс на «чем докажет?»

У Ирины Леонидовны есть и свидетели: один видел, как она садилась в микроавтобус, другой -- как она из него выходила. Узнав об этом, директор автопредприятия воскликнул: «Да как же она сидела, что ее сорвало с сидения?» Но этот вопрос не ко мне, а к экспертам, которых надо было привлечь к расследованию происшествия. Возможно, и привлекут, потому что после того как Ирина Горецкая обратилась в редакцию и «ФАКТЫ» заинтересовались проблемой оборудования столичных автобусов, правоохранители вернулись к изучению обстоятельств происшествия на 199-й маршрутке.

«ФАКТЫ» неоднократно поднимали тему дорожно-транспортных происшествий с участием маршруток. Говорилось о том, что далеко не все они технически исправны, о том, что возят стоящих пассажиров… В одном из комментариев полковник милиции Анатолий Павловский, бывший тогда начальником управления ГАИ г. Киева, приводил статистику нарушений водителями маршруток правил дорожного движения -- они исчислялись сотнями! Каждое из таких нарушений чревато травмами -- и пешеходов и пассажиров микроавтобусов.

Справка. По данным коммунальной хозрасчетной службы перевозок Киевской городской госадминистрации, в 2003 году зафиксировано 65 ДТП с участием водителей маршруток некоммунальной формы собственности. Пострадало 103 человека, погибло восемь. По вине водителей произошло 10 ДТП, в которых пострадали 23 человека, погиб один.

Но характер травм, полученных в ДТП, в отчетности не отражается. «А зачем?» -- спросили меня в одном из кабинетов, где довелось обсуждать возникшую ситуацию. Впору напомнить, что во время войны медики вели учет видам ранений, с тем, чтобы конструкторы боевых машин обращали внимание на уязвимые участки. Сейчас не война, но дороги для жителей городов -- тот же фронт. И это хорошо понимают разработчики технических требований к безопасности конструкций транспортных средств.

Перевозчики часто нарушают Закон Украины «О дорожном движении»

Как мне сказали в ГП «ГосавтотрансНИИпроект», органе по сертификации дорожно-транспортных средств, организационно-методическом центре по вопросам сертификации, одна из бед наших маршруток в том, что конструкция ряда машин не отвечает требованиям, предъявляемым к транспортным средствам, предназначенным для перевозки пассажиров.

-- Учитывая рост числа ДТП с участием автобусов, -- говорит заведующий лабораторией технической службы по испытаниям ДТС Евгений Зелинский, -- МВД и Минтранс Украины издали совместный приказ «Об усилении контроля за выполнением правил безопасности перевозки пассажиров автобусами». Один из пунктов приказа гласит: при получении лицензий на осуществление пассажирских перевозок перевозчики обязаны предоставить лицензионным комиссиям документы, которые подтверждают соответствие конструкции автобусов требованиям безопасности и соответствие их технического состояния -- требованиям правил дорожного движения (акт технического осмотра).

Относительно маршрутки, в которой, как утверждает Ирина Леонидовна, она пострадала, то лицензионную карточку на нее директор автопредприятия представил, а вот о сертификате сказал, что… не в курсе, есть он или нет. Дескать, владелец машины (предприятие работает с ним по договору) живет в Белой Церкви, там регистрировал автобус, там и карточку получил. Печать на карточке, однако, киевского происхождения, но какая-то нечеткая. Поэтому я оставляю компетентным органам доискиваться, есть ли у владельца машины сертификат, а если есть, то кем он выдан. Читателю же предлагаю присмотреться к автобусам, в которых ездит сам.

В Киеве практически нет маршрута, где не курсируют автобусы без ограждений, которые предотвратили бы пассажиру травму, подобную полученной Ириной Леонидовной. Впрочем, есть в конструкциях автобусов и другие «погрешности»: число мест для сидения часто превышает допустимое, не всегда соответствует нормам расстояние между сидениями… Причина, как мне пояснили специалисты, в том, что за границей часто приобретается кузов-фургон иного целевого назначения (так дешевле!), а затем переоборудуется в автобус -- где договорится владелец. Те, кто занимается переоборудованием, похоже, далеко не всегда соблюдают требования нормативных документов, действующих в Украине, да и проверка переоборудованных автобусов на соответствие требованиям безопасности во многих случаях носит формальный характер. Вот и выходят такеи машины на маршруты. Имеют ли все эти автобусы сертификаты соответствия как на автобусы общего назначения? А если имеют, то не «улучшил» ли перевозчик конструкцию автобуса самостоятельно, что в итоге сделало для рассажира поездку небезопасной? При таком положении вещей вряд ли доищется правды потерпевший, действующий «в частном порядке», даже если двести раз будет прав!

К сведению пассажиров

На украинском рынке транспортных услуг сейчас работает около 15 тысяч перевозчиков, большинство которых, по мнению специалистов Министерства транспорта, не имеют профильного образования, опыта организации перевозок и соответствующей технической базы. Перевозчики часто нарушают Закон Украины «О дорожном движении», но незначительные штрафы, налагаемые судами за нарушение закона, не добавляют им ответственности. Поэтому, если дело доходит до травм, то:

Потерпевшие! Требуйте вызова скорой помощи и милиции прямо на место происшествия!

Только это поможет вам доказать, что вы пострадали в маршрутке, а не дома или на работе, и, возможно, получить компенсацию морального и материального ущерба.

354

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров