Бывший претендент на звание чемпиона мира гата камский построил в пригороде нью-йорка дом стоимостью свыше миллиона долларов и собирается стать президентом международной федерации шахмат
Из досье «ФАКТОВ»
Гата Камский родился 2 июня 1974 года в Сибири. В 12 лет стал чемпионом СССР среди юношей. В 1989 году вместе с отцом попросил политического убежища в США. В 16 лет стал международным гроссмейстером. Чемпион США 1991 года. В 1994--1995 гг. в претендентских матчах за шахматную корону победил сильнейших гроссмейстеров современности: Владимира Крамника -- 4,5:1,5, Найджела Шорта -- 5,5:1,5, Валерия Салова — 5,5:1,5, Вишванатана Ананда — 6:4. В 1996 году уступил в матче за звание чемпиона мира ФИДЕ Анатолию Карпову -- 7,5:10,5. Тогда же принял решение оставить шахматы.
Все чаще успеха в современном спорте добиваются совсем юные атлеты. И яркий пример тому -- победа россиянки Марии Шараповой на Уимблдонском турнире. Ради карьеры дети, а часто и их родители, обрекают себя на нелегкую жизнь, полную различных трудностей и испытаний. Наградой за отданное спорту детство становятся всемирная слава и многомиллионные гонорары. А вот родители, приведшие своих чад к вершинам, остаются в тени. Или же, наоборот, становятся героями скандальной хроники. Как это случилось, например, с отцом Штеффи Граф, проведшим за решеткой больше года, или родителями Анны Курниковой, ведущими с дочерью тяжбу из-за недвижимости во Флориде. Неоднократно жаловались на рукоприкладство отцов теннисистки Елена Докич и Мари Пирс.
Обвиняли в издевательствах над собственным сыном и Рустама Камского -- отца претендента на шахматную корону.
Борщ на обед заменял Камским и первое, и второе, и третье
Кстати, шахматисты часто завершают свою карьеру совершенно неожиданным образом, когда, казалось бы, еще играть и играть. Так, в 1996 году, уступив в матче за звание чемпиона мира Анатолию Карпову и получив гонорар в 562 тысячи долларов, Гата Камский объявил о завершении активных выступлений. Сообщалось, что он поступил учиться на медицинский факультет одного из американских университетов. В течение последующих четырех лет о Гате вообще ничего не было слышно. Правда, стало известно, что с шахматами он не расстался и играет в Интернете под псевдонимом «Удав». Недавно Камский сыграл в двух однодневных турнирах на Манхэттене и выиграл 160 и 50 долларов. А три месяца назад появились слухи о том, что молодой гроссмейстер собирается выставить свою кандидатуру на пост президента Международной федерации шахмат. Своими успехами и достижениями талантливый выходец из СССР обязан прежде всего своему отцу --- Рустаму.
В Ленинград Рустам Камский прибыл из Сибири с одной мечтой: маленький сын Гата должен непременно завоевать мир. В какой области это произойдет, для честолюбивого отца, который сам растил своего ребенка, значения не имело.
-- Жаль, -- как-то в сердцах признался Рустам Камский. -- Надо было сына в теннис отдать. Там гонорары намного выше.
В 80-е имена шахматных звезд были на слуху, и Рустам привел сына в клуб Дворца пионеров. Шахматы Гату увлекли. Рустам, считал, что сын должен постоянно участвовать в соревнованиях с превосходящими по силе и возрасту соперниками, а также регулярно заниматься спортом. Камский-старший даже смастерил во дворе теннисный стол. Отец и сын жили очень скромно. Когда у мальчика поломалась оправа очков, отец не стал покупать новую, а замотал ее скотчем. Так Гата и ходил почти три года. Борщ на обед заменял Камским и первое, и второе, и третье. За обеденным столом мальчик занимался шахматами и делал уроки. Чтобы будущего гроссмейстера ничего не отвлекало, Рустам перегородкой разделил комнату на две половины. В одной из них и спал Гатя, как его ласково называл беззаветно преданный отец. Привычка к спартанскому образу жизни сохранилась у Камских на всю жизнь. Помню, как перед заключительным ужином на дортмундском турнире (где Гата впервые обыграл Каспарова) Рустам сказал: «Обедать сегодня не будем, ведь, вечером — банкет».
Все доходы отца, работавшего частным фотографом, а затем получавшего небольшую зарплату в качестве тренера своего сына, уходили на книги, тренеров. Позже он купил один из первых в Советском Союзе персональных компьютеров с базой данных на всех соперников. В квартире вундеркинда перебывали все ведущие ленинградские шахматисты. Первое, что поражало при входе в эту огромную коммуналку, -- несколько десятков пар обуви, выставленных, как на парад, по всей длине огромного коридора. Старые сапоги и тапочки выполняли роль пограничных столбов, словно предупреждая: ни пяди назад. Так, в борьбе за каждый сантиметр территории, формировался неуступчивый характер Гаты.
За полтора года пребывания в Америке 16-летний Гата достиг восьмого рейтинга в мире
Успехи не заставили себя долго ждать. В 1987 году 12-летний кандидат в мастера стал самым молодым в истории чемпионом СССР среди юношей. Кстати, и в учебе Гата, принятый сразу в третий класс английской школы, был одним из лучших. Правда, друзья у маленького Камо, как называли его одноклассники, так и не появились.
Через два года Камские, играя на турнире в Нью-Йорке, попросили там политического убежища, мотивируя это преследованием татар в Советском Союзе. Рустам поведал миру, что он происходит из известной татарской театральной семьи, а его отец -- Гатаулла Сабиров, взяв себе артистический псевдоним, стал Камским. За первые полтора года пребывания в Америке 16-летний Гата достиг восьмого рейтинга в мире. Камские стали героями скандальных хроник. То Рустам в своих заявлениях угрожал расправой Найджелу Шорту за то, что английский гроссмейстер слишком громко чихал во время партии, то обвинял сильнейших шахматистов в заговоре против сына. Сам же Гата избегал общения с журналистами. После провала на межзональных соревнованиях в Маниле, где он занял только 51-е место, и проигрыша десяти из 13 партий на турнире в Линаресе, молодого шахматиста поторопились списать со счетов. Но Камских, представлявших собой единое целое и всегда говоривших о себе «мы», это заботило мало.
После раскола шахматного мира Гата блестяще выступил в двух параллельных циклах чемпионата мира. Путь к Каспарову ему преградил индиец Вишванатан Ананд, зато Камский завоевал право сыграть с Карповым. После проигранного матча Рустам заявил, что Гате не позволили выиграть, и объявил, что они с сыном навсегда покидают несправедливый шахматный мир.
Из Казани Камский-младший привез себе жену
Выведать номер телефона Камских оказалось делом нелегким, журналистов они по-прежнему не жалуют. К телефону сначала подошла вторая жена Рустама, 37-летняя Бэлла, а затем и сам хозяин.
-- Журналистов мы к себе не пускаем. Один случайно попал, так стащил пульт от телевизора и книгу.
-- Чем сейчас занимаетесь?
-- Копаюсь на своем участке, он у меня больше гектара. В пригороде Нью-Йорка Лонг-Айленде, прямо на берегу Атлантического океана. Будут домашние помидоры.
-- А в супермаркете купить нельзя?
-- Здесь в Америке таких нет. Я привык всего добиваться сам: сам дом построил, сам на огороде работаю.
-- Говорят, на призовые деньги вы с Гатой купили дом и зарабатываете себе на жизнь тем, что сдаете квартиры. Это правда, что ваш дом стоит миллион долларов?
-- Намного больше. Мы его начали строить, когда Гата ушел из шахмат.
-- Не боитесь, что вас могут обокрасть?
-- У нас три собаки — английские мастино. Каждая весит почти 160 килограммов. С такими не страшно.
-- Почему Гате не удалось победить Карпова?
-- Там, на матче, была специальная комната с пятью компьютерами, а те в свою очередь были связаны с комнатой отдыха участников и секундантами Карпова. Совершенно случайно зашел в тот момент, когда в партии были сделаны только первые ходы, и увидел, что они анализируют позицию аж после 32-го хода. Я только перед девятой партией это узнал, и хотел разбить видеомагнитофон о голову мастера Гагарина, который работал на противника.
-- Что вы с сыном думаете о нынешней ситуации в шахматах?
-- Я ненавижу обман, подлость. Всегда таким был. Боролся с шахматной мафией. Обязательно передайте привет Руслану Пономареву. Пусть он держится. Я и Гате советовал не уходить из шахмат, бороться. Правильно Руслан сделал, что не стал играть с Каспаровым. Илюмжинов с Каспаровым его бы обманули. Выиграть все равно бы не дали, ничего бы не заплатили, да еще и оболгали бы. С нами, ведь, было то же самое. Президент американской федерации нас предавал. Мы рассчитывали на помощь Ассоциации гроссмейстеров. Но, когда я это сказал в интервью, Каспаров через две недели разогнал эту организацию.
-- Увидим ли мы снова Гату за шахматной доской?
-- После 99-го года сын не сыграл ни одной официальной партии. В позапрошлом году мы поехали к себе на родину -- в Казань. На Востоке любят сначала пригласить, а потом устроить испытание. Против него в сеансе одновременной игры посадили 30 лучших местных игроков — восемь мастеров спорта и 22 кандидата в мастера. Так он сделал всего лишь одну ничью, а остальные партии выиграл! Организаторы были потрясены, никогда у них еще такого не было. Оттуда же Гата привез себе жену. В свое время мы помогали тамошней школе для одаренных детей, вот и заприметили там эту девочку. Она окончила в Казани медицинский институт, свободно говорит по-английски. Вот-вот должен родиться ребенок. Я вообще думаю, что невесту для сына надо готовить заранее, лет с семнадцати, как я для себя Бэллу.
-- Какие планы у Гаты?
-- Он ушел с медицинского факультета, перевелся на юридический. Скоро должен получить диплом юриста. Дальше загадывать трудно, может, будем бороться за пост президента ФИДЕ, чтобы очистить шахматы от грязи.
-- Хотелось бы пообщаться с Гатой. Может, все-таки он сам расскажет о своей жизни?
Ответа не последовало
1928Читайте нас в Facebook