Чтобы втридорога продать якобы эксклюзивные путевки на экзотические острова, мошенники приглашают в свои турагентства актеров, изображающих преуспевающих бизнесменов
Почти все рекламные издания, специализирующиеся на трудоустройстве, сегодня забиты объявлениями о приеме на работу в туристические компании. Обещая зарплату от 400 до 1000 долларов в месяц, ни диплома, ни опыта работы от претендентов не требуют, достаточно быть «энергичным и целеустремленным» После ознакомления с подобными объявлениями невольно напрашивается вопрос: неужели отечественный турбизнес так остро нуждается в менеджерах, что любому дилетанту готовы платить тысячу долларов в месяц?
Ответить на этот вопрос неожиданно вызвался Андрей Федоров -- так по телефону представился молодой человек, который полгода вербовал простаков для работы в туристических компаниях: «Вы же пишете о мошенниках? Так вот, я один из них. Хотите расскажу, в чем заключается обман при трудоустройстве на турбиржи и как неплохо заработать, продавая сертификаты на отдых? Я могу быть у вас через пятнадцать минут». В редакцию «ФАКТОВ» Андрей приехал без опоздания.
За обучение на обязательных трехдневных курсах повышения квалификации нужно заплатить 100 долларов
-- Вчера я опять оказался безработным, -- начал свой рассказ Андрей. -- Хотя, по сути, я им и не переставал быть. Уже год как закончил институт, а все не найду себе достойного применения: в одном месте платят мало, в другом меня не берут: нет опыта А тут увидел объявление, что турфирме нужны менеджеры. Пошел на собеседование -- и завертелось.
Взяли меня на так называемую «туристическую биржу». Подозрения в том, что здесь что-то нечисто, закрались еще на собеседовании. У меня не попросили ни диплома, ни трудовой книжки, ни идентификационного номера. А когда пошел на подготовительные курсы, никаких сомнений в том, что это очередной «лохотрон», не осталось. Но я за «учебу» заплатил 100 совсем не лишних долларов. Пришлось «отбивать».
-- Где находилась биржа?
-- Туристическая биржа и по сей день существует. Помещение арендуется в центре Киева. Но офис меняется примерно раз в полтора-два месяца. Обычно это пустующий этаж в каком-нибудь НИИ. Попасть туда можно только после записи на собеседование: охранники постоянно ведут видеонаблюдение и чужакам двери не открывают. Зал биржевых продаж -- это огромная комната, на стенах которой висят плакаты с видами заграничных курортов. Из мебели -- полсотни пластиковых столов (все должно быть легким, поскольку приходится часто переезжать).
Одновременно в этом зале работают пятьдесят так называемых менеджеров по кадрам. Их задача -- провести собеседование с претендентом на рабочее место.
Беседа ведется по тщательно отработанной «говорилке», в которой есть ответы на все возникающие у безработных вопросы. Текст нужно знать наизусть. Это несложно: «говорилка» умещается на двух страницах. Но главное -- произносить ее уверенно. Задача менеджера -- наловить побольше дурачков, желающих стать туроператорами. Для этого безработному нужно пойти учиться на трехдневные платные курсы. Мы обязательно говорим претендентам на вакансии, что без этого работать в нашей туристической компании невозможно.
Фишка заключается в том, что обучение, как я уже говорил, стоит 100 долларов. Причем деньги нужно внести в течение четырех часов.
-- Почему такая спешка в оплате? Неужели «фирма» не может потерпеть хотя бы до следующего дня?
-- Во-первых, до утра клиент может и передумать. А во-вторых, у нас ежедневная оплата. Деньги распределяются так: 10 долларов -- секретарю на телефоне, 50 долларов -- менеджеру, работающему за столом с клиентами, остальное забирает руководство. Менеджер свою долю получает в этот же день вечером -- это его основной заработок.
-- И чему учат на курсах?
-- Психолог три дня обучает приемам, как заинтересовать человека и заставить его заплатить не только за учебу, но и за тур на экзотические острова.
-- Какой тур?
-- Продажа сертификатов на эти туры -- второй источник доходов фирмы. Кстати, всем, кто хочет работать на бирже, также приходится покупать сертификат клубного отдыха -- таймшер «Семейное путешествие».
-- Отдых-то хоть настоящий?
-- Да, но если покупать путевку в обычном турагентстве, выйдет гораздо дешевле. Но мы об этом, конечно же, молчим. Минимальная цена одной недели отдыха в Испании по нашим клубным сертификатам составляет 450 долларов. Однако купить семь дней отдыха нельзя, клиенту приходится раскошелиться минимум на три недели, а это 1350 долларов с человека. Но не стоит забывать, что отдых семейный, значит, человеку нужно взять у нас три--четыре путевки. В обычных турфирмах ему бы предложили скидку, а у нас все «по полной программе». Менеджер, продавший сертификат, получает премию в размере 350 долларов.
За неделю менеджер может заработать полторы-две тысячи долларов
-- Итак, заработок менеджера зависит от количества привлеченных в ряды турбизнеса, а также проданных путевок. И много у вас набегало?
-- Очень хорошими показателями являются следующие цифры: 30--40 телефонных звонков в день, 10--12 человек, пришедших на собеседование, 5--10 согласившихся на курсы и в идеале -- один проданный таймшер. Но даже если продавать один сертификат в неделю, это тоже весьма качественная работа. В неделю я продавал два-три путешествия и отправлял на курсы не меньше пяти человек. Вот и выходило полторы--две тысячи долларов за несколько рабочих дней.
-- То есть вложенные 100 долларов вы вернули в течение одного дня, потом пошла чистая прибыль
-- Так все делают. Умудрился «отбить» деньги, значит, сможешь и немного заработать. Кстати, не всех берут работать в зале, потому что «разводить» людей, сидя лицом к лицу, сложно. Тут, между прочим, талант нужен! Многие просятся принимать звонки и записывать на собеседование. Некоторые идут в актеры, у них тоже нормальная зарплата -- не меньше 50 баксов в день.
-- В актеры?!
-- Сейчас объясню. Когда продают туры, то особым образом составляют график приема желающих отдохнуть: людей приглашают на собеседование практически ко всем менеджерам одновременно. Это создает подобие ажиотажа. Кроме того, в назначенный момент все они смогут увидеть представление.
-- Какое?
-- Где-то на десятой минуте общения в зал входят так называемые важные люди в кольце охраны. Крепкие ребята с рациями и металлоискателями нарочито подчеркнуто раздвигают попадающихся на пути менеджеров и администраторов. Делегация чинно ходит по бирже, все осматривает, слушает объяснения сопровождающего, после чего «важный человек» громко говорит, что готов перейти к подписанию документов. И все уходят в комнату для VIP-клиентов.
Просмотрев это шоу, большинство перестает читать наши бумаги, а сразу соглашается купить сертификат. За один выход в зал каждый из 50 менеджеров отстегивает актерам по доллару. Итого, за представление они получают 50 баксов. А таких шоу за день утраивается не меньше 20-ти.
У человека, желающего продать туристический сертификат, выманили на различные справки 7 тысяч долларов
-- Что делать тем, кто купил сертификат, но потом передумал?
-- Это отдельная статья доходов фирмы: мы принимает эти бумаги обратно. Правда, с некоторыми оговорками
Оформление сделки занимает несколько минут: снимается копия сертификата, в готовом договоре указываются реквизиты клиента и номер таймшера, срок действия договора -- от недели до двух месяцев. Через два-три дня мы звоним клиенту и говорим, что есть покупатель, готовый заплатить 2025 долларов (то есть в полтора раза дороже). Но для оформления нужно заказать справку, доказывающую его подлинность. Сделать это можно у наших компаньонов.
-- А у вас и компаньоны имеются?
-- Ну, на самом деле это тоже мы, только «вторичников» принимают в другом помещении и под другой вывеской. Как говорили у нас на курсах: чем больше порогов обобьет лох, тем лучше.
Справка стоит около 180 долларов. Клиент начинает прикидывать: даже с этой относительно большой тратой он оказывается в выигрыше. Поэтому обычно он соглашается. А потом возникает еще одно препятствие, и еще одно, и еще Предлоги для выуживания денег могут быть следующие:
* справка о проверке сертификата;
* плата за оформление выхода из клуба;
* оформление страховки;
* требование компаньонов повысить комиссионные.
-- Но ведь клиент в конце концов «взорвется» и откажется платить
-- Тогда с ним начинают работать по методу «приходите завтра». В наборе отговорок -- различные жизненные ситуации: покупатель не явился, заболел, уехал в командировку, разбил машину, нашего директора положили в больницу Здесь все зависит от внушаемости клиента или, если хотите, степени «лохости».
Потом наступает черед «замены менеджера». Разъяренного клиента передают другому, «более квалифицированному» сотруднику, а на предыдущего менеджера списывают всю волокиту. Есть еще один способ проволочки: обмен менеджеров между филиалами. Делается это, когда набирается большое количество недовольных клиентов, которые начинают жаловаться в милицию. Одна фирма закрывается, а на ее месте открывается другая, причем не меняя сотрудников.
Клиент должен в конце концов смириться с тем, что его авансовые платежи -- это добыча менеджеров. У меня был случай, когда у человека, желающего продать таймшер-сертификат, на всякие справки выманили 7 тысяч долларов.
-- Ничего себе! Что же вас заставило отказаться от таких деньжищ?
-- Не поверите, так все надоело: врать, улыбаться, заискивать, прятать глаза, а потом бояться, что тебя найдут и башку открутят, платить штрафы.
-- За что вас штрафуют?
-- Да за все подряд: опоздал или ушел в туалет, не предупредив администратора, -- с зарплаты снимут 20 долларов. Не смог продать ни одного обучающего курса -- еще 20 долларов. Не вытряс из жалующегося клиента минимум 200 долларов -- доложи недостающую сумму Сил нет! Нормальной жизни хочется
Читайте нас в Facebook