«украина не строит канал черное море -- дунай, а лишь восстанавливает судоходство по существующему водному пути»
«Протестов по поводу возобновления водного пути из Черного моря в Дунай через Украину по рукаву Быстрый действительно поступает немало -- посмотрите на эти документы, -- говорит заместитель начальника Государственной службы заповедного дела Министерства охраны окружающей среды Украины Сергей Комарчук. -- Видите, этот пришел из Соединенных Штатов, тот -- из Италии, а вот, например, -- из Испании Они написаны как будто под копирку -- знаки совпадают вплоть до запятых. Понятно, что при таком подходе организации, приславшие эти письма, вряд ли пытались предметно разобраться в сути вопроса, иначе они написали бы что-то сами, а не пользовались составленным кем-то текстом. По крайней мере, к нам за информацией они не обращались. Поэтому, видимо, не знают, что две экологические экспертизы, проведенные национальными университетами Киева и Харькова с привлечением зарубежных ученых, показали, что вреда Дунайскому биосферному заповеднику судоходство по рукаву Быстрый не принесет. Собственно, оно там никогда не прекращалось, просто с 1958 года большегрузные суда в Быстрый перестали заходить из-за того, что участок моря при входе в рукав стал мелководным. А рыбацкие суда, моторные лодки там ходили и ходят. »
Берега рукава Быстрый защищают от волн заросли камыша
-- Многие почему-то считают, что в мае нынешнего года Украина начала строить канал протяженностью 162 километра через территорию Дунайского биосферного заповедника, и выступают по этому поводу с протестами, -- продолжает Сергей Комарчук. -- На самом деле восстанавливается существовавший водный путь. Какие-либо работы непосредственно в рукаве Быстрый (по нему большегрузные суда пойдут из Черного моря в Дунай и обратно. -- Авт. ) не ведутся. Речь идет лишь об углублении дна моря на участке, прилегающем к рукаву. В перспективе предстоит также углубить 12 перекатов на Дунае, расположенных за пределами заповедника. А рукав Быстрый и без того глубоководный. При этом в воде возле его берегов стеной стоят заросли камыша. Это отличный барьер для волн -- камыш их «гасит» и не дает размывать берег. Травы нет лишь на небольшом 60-метровом участке, но если понадобится, ее там высадят. При соблюдении определенного режима прохода многотоннажных судов не должно быть ущерба для природы, в том числе для птиц. Тем более, что рукав Быстрый находится на большом расстоянии от участков, где необходимо соблюдать жесткий режим охраны.
-- Чем же тогда вызвано требование Европейского Союза, о котором сообщили информационные агентства, приостановить работы в районе Быстрого?
-- На самом деле с таким требованием выступает Румыния -- страна, заинтересованная сохранить свою абсолютную монополию на пропуск судов по пути Черное море -- Дунай. Сейчас у Румынии три таких водных пути, строится еще один канал. У нас -- ни одного. А Евросоюз заявил лишь о своей озабоченности ситуацией и желании разобраться в ней предметно.
-- Но допустимо ли вообще налаживать транспортное сообщение по территории заповедника?
-- Конечно, ведь его статус биосферного предусматривает традиционную хозяйственную деятельность. Там нельзя строить металлургические или химические заводы, открывать другие вредные производства, но пропускать суда можно. В октябре минувшего года мы провели по этому поводу научную конференцию в Одессе с участием представителей стран, где организован проход судов через заповедники, -- Канады, США, Германии, России, Вьетнама и, кстати, той же Румынии. Выступившие на конференции зарубежные эксперты подтвердили, что украинский проект соответствует мировой практике, а также что вариант с рукавом Быстрым оптимален с точки зрения экологии. Ведь альтернативный вариант -- через Жебрановское пасмо -- предусматривает проход судов возле одного из участков заповедника, требующих строгой охраны: это мелководье, на котором живет огромное количество птиц, в том числе занесенных в Красную книгу. К тому же реализация Жебрановского варианта обошлась бы в 10 раз дороже -- 900 миллионов гривен. Он предусматривает создание 12-километрового канала, что нарушило бы гидрологический режим территории. Но наши оппоненты почему-то агитируют за Жебрановский вариант, надеясь, видимо, что Украина надолго увязнет в этой стройке, а возможно, и вовсе откажется от идеи собственного пути из Черного моря в Дунай.
-- Действительно ли канал Быстрый не входит в Дунайский биосферный заповедник?
-- Вокруг этого вопроса было много споров, но сейчас точки над «i» расставлены. По указу Президента Украины о создании заповедника, в него вошли земли и часть акватории Черного моря -- о водных путях речи не шло. Значит, дунайские рукава не являются частью заповедника. Это подтвердил и суд. Однако логично было бы ввести внутренние водные пути в состав заповедника, и мы сейчас этого добиваемся. Ведь в указ Президента Украины они не попали по сугубо бюрократическим причинам. Если Быстрый станет частью заповедника, традиционная хозяйственная деятельность в этой акватории запрещаться не должна.
Проход судов по рукаву Быстрый планируется открыть в День Независимости Украины
-- Идея создать собственный выход из Черного моря в Дунай обсуждается уже около 10 лет. Мне, например, дважды пришлось докладывать о ней в Совете национальной безопасности и обороны Украины, -- говорит ведущий гидрограф госпредприятия «Укрморкартогарфия» Генрих Можаровский. -- Для Украины плавание по рукаву Быстрый имеет важнейшее значение, это вопрос стратегический и экономический. Пользуясь своей монополией, Румыния за три года взвинтила цены за проход через свои дунайские каналы с 45 центов до 1,41 доллара за тонну грузовместимости судна. Для сравнения: этот показатель для Керчь-Еникальского канала (Керченский пролив) -- 5,6 цента, канала от Очакова до Николаева -- 26 центов.
Ныне, чтобы пройти из Черного моря на судоремонтные заводы в украинских Измаиле или Килии, кораблю типа «Колхида» приходится заплатить Румынии канальный сбор 11200 долларов. Это сопоставимо со стоимостью самого ремонта -- 12 тысяч долларов. Неудивительно, что многие судовладельцы отказываются от ремонта в Измаиле и Килии. Румыния всячески пытается помешать открытию судоходства по Быстрому, даже распустила слухи, что во время Великой Отечественной войны на подступах к нему были сброшены сотни глубинных бомб. Это явная ложь -- достаточно ознакомиться с картой опасных районов Черного моря. Один из них находился как раз напротив румынского канала Сулинского. В годы войны советские подлодки минировали подходы к нему, чтобы помешать фашистам доставлять грузы в Румынию. А подступы к Быстрому были чистыми, поэтому через него пошли корабли советской Дунайской флотилии, участвовавшие в освобождении Румынии в 1944 году.
Как заявило предприятие «Дельта-лоцман», которое будет заниматься пропуском судов по Быстрому, канальный сбор будет втрое меньший, чем берет Румыния. Торжественное открытие судоходства по этому рукаву планируется в День Независимости Украины 24 августа.
368Читайте нас в Facebook