Известный художник-таксидермист сергей евтушенко: «столкнувшись лицом к лицу с разъяренным львом, люди приваливались спиной к двери, пытаясь удержать хищника»
«Хотите сфотографироваться с африканским носорогом?» -- спрашивает меня директор первой в Украине частной студии художественной таксидермии Сергей Евтушенко и, заметив, что я начинаю поправлять волосы, говорит: «Оставьте прическу в покое! Когда идет носорог весом четыре тонны со скоростью 70 километров в час, волосы дыбом встают! Не бойтесь, он не кусается! Похлопайте его по щеке!» Я глажу лоснящуюся морду чудовища и неожиданно обнаруживаю вполне явственную мужскую щетину.
«Женщина просила сделать чучело из погибшей собачки, чтобы положить его на коврик в прихожей»
-- Он что, не побрился?
-- Не успел к вашему приходу! -- смеется Сергей Владимирович. -- А вы не знали, что у всех млекопитающих есть щетина? Даже у китов встречаются «рудименты бороды»!..
Мы находимся в студии художественной таксидермии, похожей на зоологический музей. Со стен скалятся звериные морды, на шкафах громоздятся чучела птиц, а прямо над рабочим столом хозяина студии застыл в прыжке страус. Весь этот «парк юрского периода» вскоре разберут по домам заказчики, особо не торгуясь. Ведь сегодня иметь в доме чучело -- особый шик. Такой же признак благополучия и избранности, как некогда чешская стенка и горка хрусталя.
-- Говорят, у вас бывают многие депутаты и политики, Сергей Владимирович. Интересно, как отличаются вкусы представителей разных фракций? Кто любит ходить на тигра, а кто довольствуется зайцем?
-- Я имена своих клиентов не разглашаю. Скажу лишь, что большинство политиков -- поклонники крупного зверя. Среди политического бомонда по-прежнему популярна «большая африканская пятерка»: слон, леопард, буйвол, носорог, лев. В Украину привозят уже выделанные шкуры -- тащить целиком убитое животное через границу не имеет смысла, да никто и не позволит. На месте, в Африке шкуру вычиняет и консервирует умелец-абориген, который выезжает вместе с нашими туристами на сафари. Из этого сырья мы и делаем чучела.
-- На сафари стреляют всех, кого увидят?
-- Да вы что, смеетесь! Охота лицензирована. Туристов сопровождает егерь, который говорит, какого зверя можно убить. Он никогда не укажет на молодое, пышущее здоровьем животное, которое еще лет десять будет плодить себе подобных. Как правило, выбирают самого старого и слабого зверя, который все равно должен скоро умереть -- либо естественной смертью, либо от зубов хищника. После выстрела составляют акт, что животное добыто законным способом.
-- А если охотник «мажет» мимо цели и попадает в молодняк?
-- Тогда -- огромный штраф. Но такие проколы случаются редко. Трофейная охота в резервациях животных очень выгодна государствам, куда приезжают туристы. Это позволяет регулировать численность животных, дает средства на их содержание, оплату труда егерей и селекционную работу.
-- С «африканской пятеркой» понятно. А что входит в «украинскую пятерку» самых востребованных охотниками животных?
-- Очень часто просят сделать чучело кабана, оленя, косули. Остальных назвать трудно -- слишком велик разброс предпочтений.
-- Бывали случаи, когда вы отказывали клиенту?
-- Меня может остановить лишь мотив заказа. Ну, охотник -- понятно. Убитый зверь для него -- предмет гордости, эквивалент мужской доблести и силы. Но однажды ко мне обратилась хозяйка пекинеса, который скончался от старости. Женщина была одинока, говорила, что собака для нее много значила, была почти что близким человеком. И просила сделать чучело любимицы в той позе, в которой она обычно лежала, чтобы положить его на коврик в прихожей. Представляете, умер человек. Не доведи Господь, чтобы его чучело стояло в коридоре!.. Я два месяца отговаривал женщину: «Вы будете каждый день смотреть на чучело и каждый день плакать » Еле убедил. Хозяйка забрала собачку (она хранилась у нас в морозильной камере) и похоронила.
«Она была красива, как хорошо сохранившееся чучело»
-- Какими еще смежными профессиями должен владеть таксидермист, кроме профессии психолога?
-- Он должен быть и скульптором, и художником, и конструктором, и столяром, и слесарем, и инженером, и скорняком, но в первую очередь -- умелым препаратором. Это редкая, штучная профессия. В Киеве таких человек 10--15. Я рад, что в нашей фирме работает один из лучших в Украине специалистов Павел Казарян. В своем деле он просто ас -- может законсервировать все, что летает, бегает и плавает. Кроме медузы -- там нужна технология, отличная от той, которую мы используем.
-- А заболеть не боитесь? Все-таки вы играете с огнем. Неизвестно откуда везут животных, невесть с какими болезнями.
-- Мы соблюдаем все меры предосторожности. Делаем прививки, работаем в перчатках. До сих пор -- постучу по дереву! -- никакая зараза не цеплялась. Между прочим, в начале семидесятых я изучал тему «Бешенство в Украине» и препарировал большое количество подозрительных животных?
-- Сергей Владимирович, как-то прочитала в одном романе: «Она была красива особой таксидермической красотой». Мне интересно, как расшифрует эти слова профессионал.
-- Ну что-то вроде «она была красива, как хорошо сохранившееся чучело» Речь идет о красоте безупречной и мертвой.
-- Что делаете вы, чтобы ваши работы выглядели безупречно?
-- Объясняю заказчикам, как правильно снять и законсервировать шкуру. Ведь многие охотники не знают, как это делать. В результате 90 процентов шкур оказываются бракованными. То «подпаренные» -- это когда микробы уже съели луковицы волос, то в крови, то порезанные все внутри. Приходится изворачиваться. Доставать «запчасти» к животным, дотачивать, перешивать.
Однажды заказчица, одна довольно известная в Украине особа, принесла нам такую вот испорченную чернобурку. Купила ее на рынке. Мех роскошнейший, но шкура была выделана самым варварским образом: порезана, дырка на лбу, на самом видном месте. Видимо, за что-то эту лису цепляли. Все задублено Я даже не представлял, что можно из этого сырья сделать? А дама попросила даже не чучело, а горжетку из чернобурки.
Горжетка! Это ретро-мода, меховые мастерские сейчас такое не делают. Причем лиса должна была зубами захватывать хвостик, получался как бы такой съемный воротник. Но с головой была проблема: ее разделали неправильно. А нужно так, чтобы губочки были эластичные, тянулись, чтобы глазки остались и на веках все реснички просматривались. Мы долго бились, смастерили одну голову из двух. Без ложной скромности скажу, получился настоящий шедевр. Дама блистала потом в этой горжетке и выглядела великолепно.
«Стоит отвернуться, паразит сожрет страуса с головой»
-- А что вы набиваете в чучело -- солому или опилки?
-- Солома -- это позапрошлый век! Сейчас внутренности делают из пенопласта. Отливают остов тела, головы животного, и на этот манекен надевают шкуру, прошедшую специальную обработку. Сложнее всего сохранить шкуру. Есть андренус, его еще называют музейным жуком, есть моль, пухоед. Это страшные паразиты. Вы повесите дома страуса, добытого где-нибудь в Африке, уедете на месяц-полтора в отпуск, а приедете -- птички нет! Паразит продырявил кожу, сожрал весь пух и перо. Поэтому мы тщательно обрабатываем чучело сильнодействующими средствами от насекомых. Или просто засовываем чучело на 3--4 дня в морозилку, чтобы убить яйца и личинки паразитов.
-- Признайтесь, вы часто подшучивали над своими друзьями? Ведь ваши птицы и звери выглядят, как живые.
-- Не без этого. Был у меня один розыгрыш, о котором до сих пор вспомнить приятно. Однажды, когда я еще работал в институте зоологии, мы изготовили чучело льва и поставили его в переходе между двумя корпусами. Утро. Люди бегут на работу, рывком открывают дверь и сталкиваются лицом к лицу со львом. Зверь вообще-то стоит на подставке. И признаков жизни не подает. Но человек не успевает этого понять!
Реакция была сумасшедшая. Одни цепенели и искали глазами, где бы спрятаться, вторые захлопывали дверь и приваливались к ней, надеясь удержать льва, если он вдруг надумает за ними погнаться. И только потом до них начинало доходить: откуда взяться в институте льву?
-- У вас не было случая, чтобы вы пошили «одинаковое платье» двум разным заказчикам? Скажем, прихожу я к Петрову -- висит голова кабана. Заглядываю к Иванову -- точно такая же!
-- Двух одинаковых кабанов в природе не бывает, как и двух людей. У них разное выражение морды, разный цвет шерсти и глаз. Иванову мы сделаем голову половозрелого кабана с темно-карими глазами, а Петрову -- голову кабана-ветерана со светло-карими глазами, выцветшими от времени. Стараемся, чтобы модели не повторялись.
-- Носорог -- ваше имущество или у него есть хозяин?
-- Его хозяин в срочном порядке строит новое жилище. Должно быть, старое показалось ему маловатым для того, чтобы в нем поместился такой монстр. Ведь голова животного при жизни весила тонны полторы
499Читайте нас в Facebook