Директор института потребительских экспертиз олег хатнюк: «не экономьте пару копеек на литре бензина, заправляйтесь на крупных сетевых азс»
«Требования к содержанию серы в топливе в Европе и России раз в десять жестче, чем в Украине»
-- Скажу сразу, -- говорит директор Института потребительских экспертиз Олег Хатнюк, -- почти на всех столичных заправках довольно неплохое топливо, отвечающее требованиям ГОСТа. И, тем не менее, отклонения по качеству имеют место. Один из параметров, которые контролировали наши специалисты, -- содержание в бензине серы. Попадая с выхлопными газами во влажную атмосферу, оксиды серы образуют серную и сернистую кислоты. Получается даже не кислотный дождь, а кислотный туман -- невероятная отрава, разъедающая легкие человека. С другой стороны, страдает и двигатель. По последствиям, вызванным присутствием серы в топливе, самым потенциально опасным является банальная солярка. Интересно, что в Европе и России требования к дизтопливу в десять раз жестче, чем у нас. Наверное, поэтому все протестированные нами заправки в норматив (естественно, принятый в Украине) уложились. У ТНК, к примеру, содержание серы в дизтопливе даже в несколько раз ниже допустимого. Хорошие результаты у АЗС «Ойкос» и «Нефтегаз-Экойл». А вот у других крупных производителей, во всяком случае, на тех заправках, которые мы проверяли, содержание серы в топливе было заметно выше остальных.
-- А что с октановым числом?
-- Октановое число бензина зависит от двух вещей — от собственно компонентного состава бензина и от качества и количества введенных в него присадок. Но все имеет свою цену. Так, один из наиболее действенных способов повысить октановое число бензина — добавить в него содержащую свинец этиловую жидкость. Октановое число в этом случае может вырасти как на дрожжах. Все было бы просто замечательно, если бы эта присадка не являлась опасным ядом. В первую очередь, от него страдают сами водители. Но, к чести проверенных нами АЗС, в Киеве мы этого ядовитого вещества в топливе не обнаружили. Зато нашли высокое содержание бензола, который также применяется в роли присадки. Чем плох бензол? Во-первых, он тоже токсичен. Во-вторых, имея повышенную растворяющую способность, бензол способен конденсироваться на стенках цилиндров и смывать масляную пленку, защищающую стенки цилиндров от износа. И чем более изношен двигатель, тем интенсивней идет этот процесс.
-- А кто из заправщиков грешит чрезмерной добавкой бензола?
-- У крупных сетей в основном все в норме. Хорошие показатели у ТНК и «Лукойла». Несколько большее содержание бензола мы нашли в пробе бензина, купленного на АЗС НК «Альянс» и «Украина-нафта» (но в пределах нормы) и некоторых мелких АЗС. У мощных сетевиков, по-видимому, нет соблазна химичить — слишком высока оказывается цена риска (у той же ТНК джобберов регулярно проверяют мобильные лаборатории качества и за подобные прегрешения запросто могут исключить из сети). А вот мелкие компании, желающие повысить свою прибыль, нередко продают «бодягу». Поэтому мой совет: избегайте заправок-одиночек. Экономия пяти-десяти копеек на литре бензина может закончиться серьезным ремонтом двигателя.
«В отличие от «мелких наливаек», у крупных сетевиков, таких, как ТНК, бензин стабильно на высоком уровне»
-- Что еще вы измеряли?
-- Фракционный состав. Дело в том, что бензин с чересчур облегченным фракционным составом (грубо говоря, когда бензин имеет свойство слишком быстро испаряться. -- Авт. ) хуже прокачивается через топливную систему, где образуются паровые пробки. Кроме того, увеличиваются потери бензина за счет испарения. В противоположной ситуации утяжеленного фракционного состава (это значит, что даже при повышении температуры бензин слишком плохо испаряется. -- Авт. ) снижается мощность двигателя, автомобиль начинает дымить. Двигатель хуже заводится.
-- Каковы же результаты теста?
-- Вновь лучшие результаты показали крупные сетевики. В отличие от них, у «мелких наливаек» прослеживаются проблемы практически по всем параметрам, которые мы проверяли. Тогда как на заправках, к примеру, ТНК параметры топлива стабильно на высоком уровне.
-- Видимо, это происходит потому, что ТНК постоянно занимается контролем качества топлива на своих заправках и на АЗС, которые продают бензин под ее маркой. Скажите, а как относятся к вашим исследованиям компании, у которых есть проблемы с качеством топлива? Вы не боитесь неадекватных действий с их стороны?
-- Чуть-чуть. Уже были попытки попугать наш институт. Нам обещали «вывезти всех сотрудников в лес -- пособирать грибы». Хотя заправщики уже начинают понимать: если хочешь работать на рынке всерьез и надолго, обманом лучше не заниматься.
341Читайте нас в Facebook