О тех, кто в 60--80 годах отправлял в тюрьмы участников украинского сопротивления, официально мы сможем узнать только через полвека
На днях из отраслевого государственного архива СБУ в Национальную научную библиотеку Украины имени Вернадского был передан большой массив украиноязычной периодики, издававшейся за рубежом в 40--80-х годах XX столетия. Исследуя данную публицистику в эпоху «железного занавеса», сотрудники КГБ УССР и пропагандистского аппарата ЦК Компартии составляли аналитические отчеты и указания, формировавшие в сознании простого советского гражданина «идеологически правильное» отношение к жизни и деятельности украинских диаспор в Канаде и США, в Аргентине и Бразилии, в Австралии и во Франции, в Бельгии и Германии. Теперь же газеты и журналы украинских эмигрантов и политических беженцев прошлого века послужат историкам и журналистам.
-- Переданная пресса -- это часть истории нашей украинской журналистики. В СССР публицистику украинской диаспоры читало очень ограниченное число людей. Хорошо, что сегодня к ней открывается доступ, -- считает директор Института журналистики Национального университета имени Шевченко Владимир Ризун. -- Я буду ориентировать будущих журналистов при работе над бакалаврскими и магистерскими дипломами в том числе и на эти материалы.
Всего в Национальную научную библиотеку из бывших архивов украинского КГБ в этот раз было передано 802 газетные подшивки и 3500 журналов и брошюр. Такого количества периодики оказалось достаточно, чтобы загрузить целый грузовик. Впрочем, это не первый акт обнародования архивных документов КГБ в Украине. Как рассказал «ФАКТАМ» начальник отраслевого государственного архива СБУ Сергей Богунов, на протяжении 1992--1998 годов в украинские библиотеки и научные заведения из фондов спецслужб было перевезено более 169 тысяч уголовных дел, касающихся лиц, репрессированных в 1918--1953 годах, а также более миллиона документов о фильтрационных проверках пленных и остарбайтеров, вывезенных в Германию в период Второй мировой войны. Среди них уникальные документы о жизни кинорежиссера и писателя Александра Довженко, первого президента Украины Михаила Грушевского, художника Николая Глущенко, а также дневники главного фигуранта «дела Союза Освобождения Украины» (СОУ) академика Сергея Ефремова.
Большинство раскрытых для общественности материалов уже, к сожалению, не касаются живых людей. У нас, в отличие от Германии, стран Прибалтики, Чехии и Словакии, где материалы уголовных дел, заведенных спецслужбами против инакомыслящих в 60--80 годах, которые были рассекречены сразу после развала соцлагеря и СССР, доступ к подобным документам жестко регулируется определенными законом нормами.
-- При желании ознакомиться с архивными документами по делам украинских диссидентов-шестидесятников и участников более позднего сопротивления можно. Правда, только после получения непосредственного разрешения фигурантов или согласия на то их родственников, -- считает Сергей Богунов. -- Но пока передавать диссидентские дела мы не собираемся, в живых еще остались люди, которых они касаются. В этом состоит этическая сторона решения таких вопросов. Нужно учитывать их желания. Кроме того, любой документ может храниться в архивах до 75 лет со дня его создания.
Читайте нас в Facebook