ПОИСК
Происшествия

«женя схватился за правый бок и спокойно сказал: «меня, кажется, прокололи… »

0:00 27 марта 2004
Наталья ГАРМАШ «ФАКТЫ» (Днепропетровск)
Гибель 17-летнего фехтовальщика из Днепропетровска Евгения Прокопьева во время спортивного поединка, по мнению работников прокуратуры, -- не роковая случайность, а результат халатности организаторов турнира

Как уже сообщали «ФАКТЫ» (в номере за 16 марта сего года), во время соревнований на II Всеукраинской школьной спартакиаде по фехтованию в Харькове смертельный удар рапирой получил Евгений Прокопьев из Днепропетровска. Ему только исполнилось 17 лет. Это первый случай гибели ребенка во время соревнований по фехтованию в Украине. Что же стало причиной трагедии? И можно ли было ее предотвратить?

Услышав по телефону страшную весть, Женин отец не поверил

Когда тренер по фехтованию Сергей Агалаков позвонил родителям Жени Прокопьева, трубку снял его отец.

-- О, Серега! -- обрадовался он тренеру, который занимался не только с Женей, но и со старшей дочерью Наташей. -- Как там ваши успехи на соревнованиях в Харькове?

-- Очень плохо, -- ответил Сергей. -- Жени больше нет…

РЕКЛАМА

-- Ну и шутки у тебя! -- возмутился Юрий и бросил трубку.

Пришлось Сергею Леонидовичу звонить на мобильный Наташи Прокопьевой, тоже известной днепропетровской фехтовальщицы. Она шла домой из института и закричала на всю улицу, пугая прохожих: «Неправда!!!» Дочь и принесла в дом эту страшную весть.

РЕКЛАМА

-- Отец в Женьке души не чаял, -- рассказывает мама Елена Петровна, -- они были не просто папа и сын, а настоящие друзья. Муж у меня всю жизнь прослужил во внутренних войсках, а выйдя на пенсию, стал водить маршрутку. Видно, пристрастие к машинам Жене по наследству передалось. Вечером усталый отец подъедет к дому -- Женя маршрутку и помоет, и в гараж поставит. После соревнований они собирались ее ремонтировать. Последний раз сын звонил из Харькова отцу: «Папа, ты стойки купил?»

Сейчас маршрутка, с которой так любил возиться Женька, стоит в гараже. «Не могу сесть за руль, -- сказал Елене Петровне муж. -- Я эту машину ради сына держал, а теперь жизнь потеряла всякий смысл».

РЕКЛАМА

Женя, действительно, был надеждой и смыслом жизни этой семьи. Дедушка Петя, который делил с ним маленькую спальню, оклеенную снимками машин, написал записочку и положил ее рядом с телом внука: «Женя, родной, забери меня с собой. Твой друг дед Петя».

-- У них постоянно какие-то секреты были, он с дедом во всем советовался, -- рассказывает старшая сестра Наташа. -- Мы только сейчас узнали, что дедушка готовил ему к выпускному сюрприз: хотел на дачу весь Женькин класс пригласить на шашлыки.

Когда Женя погиб, были каникулы. Но проститься со школьным Д'Артаньяном, чье тело родители согласились ненадолго завезти в родную СШ N 44, пришли не только одноклассники -- все ученики от мала до велика. Девчонки вспоминали, какой Женя был воспитанный и добрый, ребята говорили о том, что надежнее его не было друга.

Заботливый и надежный -- таким Женьку запомнили все. Чтобы папа, которому из-за болезни каждый день необходимо принимать лекарства, не забывал взять приготовленную женой пилюльку, сын с помощью компьютера большими разноцветными буквами нарисовал плакат: «Папа, съешь таблетку!!!»

Отец прикрепил теперь плакат на видное место, и ему кажется, что их дружба и взаимное доверие неподвластны смерти. Что Женька, как всегда веселый и шумный, позвонит в дверь и крикнет на бегу: «Папа, съел таблетку?!»

-- С сыном часто случались всякие неожиданные истории, -- рассказывает Елена Петровна. -- Совсем маленьким он потерялся на вокзале в Магадане (муж там служил). Нашли ребенка довольно далеко от вокзала, на проспекте, где он стоял, открыв от удивления рот и повторял: «Сколько машинок!» А однажды, отправившись лет в пять гулять с друзьями на сопку, потерял один валенок в глубоком снегу. Так и потопал в мороз в одних колготках. Уже в поселке, где мы жили, какой-то прапорщик заметил, что малыш идет по снегу босой и не плачет. Взял его на руки и принес домой.

Он никогда не жаловался, не ныл, не требовал к себе повышенного внимания. Может быть, это и притягивало к нему друзей. А, возможно, стало предпосылкой трагедии? Потому что проблем из своей спортивной экипировки Женя никогда не делал, довольствовался обычным отечественным нагрудником, простенькой маской. А когда потерял набочник, решил заменить его старым нагрудником. Мама сама подреставрировала перед соревнованиями протертую на рукавах и воротнике курточку.

Никто не заметил, когда у одного из фехтовальщиков сломалась рапира

Участники престижных европейских турниров по фехтованию утверждают, что выйти на дорожку без полной экипировки -- надежного костюма, выдерживающего укол в 1600 ньютон (единица силы удара), набочника, прошедшего специальную маркировку, рапиры с лезвием из марагенового сплава, который при повреждении не образует острых углов, тяжелого нагрудника, по прочности сравнимого с металлическим, -- практически невозможно. Каждый спортсмен перед боем обязан продемонстрировать судьям, насколько он защищен. Но на II Всеукраинской школьной спартакиаде, проходившей в харьковском спорткомплексе «Унифект», такой формы ни у кого из юных участников не было и в помине. Выступали в обычных отечественных тренировочных костюмах. Правда, судьи якобы предлагали фехтовальщикам расстегнуть нагрудник и показать, есть ли под правой рукой набочник из плотной ткани. Однако родные Жени Прокопьева утверждают, что набочника у сына вообще не было. Тем не менее за два дня Женя провел несколько поединков и уже вышел на фехтовальную дорожку, чтобы побороться за вхождение в финальную четверку. До конца этого, последнего, боя оставалось чуть больше минуты.

Сборная Днепропетровской области, куда входил и кандидат в мастера спорта одиннадцатиклассник Евгений Прокопьев, показала на соревнованиях не самый лучший результат, хотя и выступила довольно прилично. В последнем командном поединке, когда спортсмены попарно сменяют друг друга на фехтовальной дорожке, Женя по очкам выводил команду вперед. Тренер сборной Сергей Агалаков, стоя у края дорожки, напряженно наблюдал за поединком. Все произошло в доли секунды, поэтому ни он, ни судья не заметили, когда у Жениного соперника сломался наконечник клинка. Резкий, глубокий выпад в сторону днепропетровского спортсмена -- и на табло загорелись две лампочки: «Стой!» До конца поединка оставалась 1 минута 11 секунд.

-- Я только подумал: «Кому будет присужден укол?» -- рассказывает Сергей Агалаков, -- как увидел, что Женя схватился за правый бок и спокойно так сказал: «Меня, кажется, прокололи… »

Все остальное, вспоминают Сергей Леонидович и второй тренер Наталья Чилова, происходило словно за гранью реальности. Небольшая дырочка на одежде чуть ниже подмышки даже не кровила. Но, оглянувшись на Жениного соперника Олега, они увидели, как этот невысокий худенький паренек, с ужасом взглянув на окровавленное острие сломанной рапиры, упал на дорожку без сознания. Тогда и тренеры поняли, что произошло ужасное: Женя ранен. Но насколько опасно ранение, не смогла определить даже врач, дежурившая на соревнованиях. Она сделал болеутоляющий укол и дала тренеру ватку, чтобы приложил к ранке.

Прибывшая на «скорой» врач-терапевт только развела руками

Пока ждали «скорую», Жене становилось все хуже. Сняв с него одежду, Сергей Леонидович увидел, что и с противоположной стороны груди, прямо под мышкой, тоже есть отверстие, а левая рука оцарапана острым краем клинка.

-- Я, кажется, теряю сознание, -- спустя пять минут сказал сидящий на полу Женя и упал навзничь. Сняв с себя курточку, Наталья Владимировна подмостила ее под Женину голову. И хотя лицо мальчика стало белым как мел, они все еще не могли поверить, что случилось непоправимое.

Минут через пятнадцать к спорткомплексу подъехала «скорая», но пожилая докторша вряд ли могла помочь раненому спортсмену. «Вызывайте реанимацию, -- только и сказала, -- а у меня машина не оборудована». И хотя все это время тренеры боролись за Женю, делая искусственное дыхание, приехавшая вскоре реанимационная бригада констатировала смерть.

Врачи, правда, еще пытались вернуть мальчика к жизни, -- сделали укол в сердце, пробовали с помощью аппаратуры восстановить дыхание. Но все было напрасно…

Как показало вскрытие, острый клинок обломившейся рапиры пронзил оба легких и несколько крупных кровеносных сосудов, в том числе легочную артерию.

-- Если кровь при подобных травмах не остановить немедленно, спасти человека невозможно, -- прокомментировал по нашей просьбе ситуацию заведующий отделением реанимации Днепропетровской областной детской больницы Александр Лацинский. -- И тренеры, и врачи действовали, судя по всему, квалифицированно. К сожалению, травму такого мощного сосудистого пучка внешне определить трудно.

Харьковские врачи тоже уверяли тренера, что мальчика могла спасти лишь немедленная операция. В противном случае его не успели бы даже довезти до больницы. Впрочем, кто знает, как развивались бы события, окажись на месте трагедии дежурная реанимационная бригада, которая по логике и печальному опыту этого вида спорта должна была присутствовать на соревнованиях. Как известно, в 1982 году в Риме погиб во время боя олимпийский чемпион киевлянин Владимир Смирнов, чудом остался жив пронзенный насквозь чемпион мира Лапицкий (клинок прошел в каком-то миллиметре от сердца). Не редкость для фехтовальщиков и травмы во время тренировок. Что уж говорить о соревнованиях, где такой накал страстей, что осторожность и чувство самосохранения притупляются.

Из-за плохой экипировки спортсменов фехтовальные турниры сейчас отменены

Так что же это -- трагическая случайность или результат чьего-то равнодушия и безответственности? Если, по общему мнению (в том числе и родителей Жени), юный львовский спортсмен, нанесший тот роковой удар, не виноват -- ведь он сам не заметил, когда острие его рапиры со специальным наконечником сломалось, ударившись о металлическую гарду на Жениной рапире, -- то дело можно было бы закрыть и забыть до следующей трагедии? Но харьковские правоохранители случайностью эту трагедию не считают.

-- Мы возбудили по факту гибели спортсмена уголовное дело по статье 367 ч. 2 УК Украины «Служебная халатность, повлекшая тяжелые последствия», -- говорит прокурор Дзержинского района г. Харькова Александр Бондаренко. -- По такой статье предусмотрено лишение свободы от 2 до 5 лет с запретом занимать определенные должности сроком до 3 лет. Сейчас проводится расследование этого несчастного случая, -- но уже ясно, что организаторы соревнований сделали не все возможное для того, чтобы обезопасить детей от подобных «случайностей».

-- После случая с Женей Прокопьевым спорткомитет ввел обязательное условие участия в соревнованиях: набочник должен выдерживать укол в 800 ньютон, -- рассказывает Сергей Агалаков. -- А такая форма есть у немногих украинских фехтовальщиков. Набочник и нагрудник, отвечающие международным стандартам, стоят не меньше тысячи долларов, маска -- 120 долларов. Вся же экипировка, если она фирменная, надежная, обойдется в несколько тысяч долларов. Не каждый может себе такое позволить. Поэтому в Украине из-за новых требований уже отменили два турнира сильнейших -- по шпаге и по сабле.

Женя Прокопьев был одним из самых перспективных спортсменов юношеской сборной Днепропетровщины, и хотя считался кандидатом в мастера спорта, нормативы мастера выполнил давным-давно. На днях Сергей Агалаков отправил его документы на присвоение этого звания. Посмертно.

2385

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров