«если приходится доставлять нарушителя в участок, мы его конвоируем между двумя лошадьми», -- говорят харьковские конные милиционеры
С наступлением теплых весенних дней конному милицейскому патрулю в Харькове прибавляется работы: в парках, лесопосадках, на пляжах Основная задача конного взвода -- предупреждение правонарушений, ведь отдыхающие -- народ непредсказуемый. То костры разложат в неположенном месте, то по воробьям из «мелкашек» палят.
Лейтенант милиции Ирина Аввакумова -- единственная в Украине женщина, которая командует конным взводом отдельного батальона патрульно-постовой службы города Харькова. У нее в подчинении 23 человека и 20 лошадей.
«Наши лошади не боятся взрывов и разъяренной толпы»
Верховые лошади прибывают к милиционерам с конных заводов, а тяжеловесы -- из хозяйств. Иногда животных списывают с ипподромов -- «по профнепригодности». Но что примечательно: четвероногий «контингент» в отряде -- сплошь «мужеска полу», ни единой кобылы! Жеребцы, учуяв подругу, могут забыть обо всем на свете, а им ведь службу нести. Приходится милицейских коней кастрировать, за исключением тех, кто обладает спокойным нравом. Послушание и надежность -- вот качества, которыми должен обладать четвероногий напарник милиционера. Но животным случается выполнять служебный долг в экстремальных ситуациях. Как их к этому готовят?
-- В процессе тренировок проводим учебные стрельбы на лошадях, приучаем их ко всевозможным звуковым эффектам, -- рассказала «ФАКТАМ» Ирина Аввакумова. -- Ведь животные не должны бояться ни звука трамвая, ни выстрелов во время преследования правонарушителей, ни в каких ситуациях нельзя терять самообладания. Чтобы подготовить наших лошадей ко встрече с разъяренной толпой, мы собирали массовку, которая изображала агрессивно настроенных людей -- они махали пластиковыми бутылками, громко кричали. А наездники заставляли коней идти на толпу, вытесняя ее с занятой территории.
-- Вот так, с одного раза, лошади запоминают, что им следует, а чего не следует делать?
-- Тем животным, которые перебороли в себе страх, научились исполнять команды, не надо повторять «пройденный материал». Ну, а те, кто пугался во время тренировок, и в реальной ситуации будут бояться -- их приходится списывать.
-- Двадцать голов лошадей на двадцать четыре человека личного состава -- этого достаточно?
-- На самом деле, личного состава несколько меньше, потому что в обслугу животных входят и вольнонаемные специалисты -- ветеринар, кузнец, конюх, шофер Я придерживаюсь принципа, чтобы у одной лошади был один хозяин, тогда толку больше. Но ведь дневальные, скажем, отдежурив сутки, появляются на работе только на третьи. Кто-то в отпуске, кто-то болеет, так что соотношение людей и животных у нас оптимальное.
-- Допустим, вы задержали правонарушителя. Каким образом доставляете его в райотдел? Не на поводке же его вести
-- В наряде три человека. Если приходится кого-то доставлять в участок, то его конвоируют между двумя идущими лошадьми, а третий человек из наряда страхует сзади. Тем, кто оказывает сопротивление, надеваем наручники.
Выступая в цирке, Ирина мастерски исполняла трюки на скачущей галопом лошади
Ира родилась в Ленинграде. Помнит, что уже в три годика хотела стать ветеринарным врачом. Когда подросла, зачитывалась книгами о животных. А после школы дважды попытала счастья на биологическом факультете Ленинградского университета. Провалившись во второй раз, не раздумывая, пошла в зоопарк ухаживать за зверьем. Ей нравилось работать с хищными кошками -- тиграми, пумами, львами, рысями, растить молодняк.
Одна укротительница, приходившая отбирать Ириных подопечных для работы в цирке, так увлеченно рассказывала о лошадях, выступающих на арене, что девушка решила попробовать себя в роли дрессировщика именно этих животных. К опытному дрессировщику лошадей Борису Павловичу Манжелли (ныне покойному) попасть было непросто, но ей удалось, и Ирина сделала собственный номер в цирковой программе -- она мастерски исполняла трюки на скачущей галопом лошади.
Здесь же, в цирке, Ирина нашла свою судьбу и вышла замуж. Муж был коренным харьковчанином, так что пришлось ей за ним, как ниточке за иголочкой, переехать в этот город. В местный цирк она даже не пыталась устраиваться, а со временем, узнав о существовании конного взвода, пришла сюда вольнонаемной. Через два года, аттестовавшись, Ирина возглавила это подразделение милиции.
-- Мне просто повезло, -- улыбается Ира. -- Наше показательное выступление увидел тогдашний министр внутренних дел Кравченко, после чего основатель взвода Игорь Калашников, получив досрочное звание майора, ушел на повышение. На освободившуюся должность меня и назначили.
«Для кавалериста главное -- брюки, а для его четвероногого партнера -- хороший корм»
Хоть голос Ирины никак не назовешь командирским, ее распоряжения звучат четко и твердо. «Недели через две нужно подковать нескольких лошадей, не позже», -- напоминает кузнецу. «Едь спокойным галопом, полкруга, не больше», -- деловито наставляет командир одного из своих подчиненных, который выводит на ипподром мерина, на днях чем-то отравившегося.
-- Лошади -- очень сложные животные, -- объясняет Ирина Аввакумова. -- Мы с ними, как с малыми детьми. Но разве уследишь, какая гадость может попасть в сено или в овес? Два молодых рысака отделались легко, а этого трое суток вытаскивали с того света. Мы здесь, во взводе, все должны уметь: и стричь гривы, и косить траву, и учить, и лечить А привозят корма -- мы за грузчиков. Это все от безденежья, мы ведь не имеем специального финансирования. Вот если бы спонсора найти! Чтобы не ломать голову над тем, как обеспечить животных продовольствием, как подковать, как починить сбрую.
Между прочим, килограмм ухналей (специальных гвоздей для ковки лошадей) стоит восемнадцать гривен. Килограмма хватает на полконюшни, а подковы положено менять раз в месяц. Но иногда случается непредвиденное, и требуется аварийная перековка.
А то, что мы работаем без соответствующей экипировки, разве не проблема? Недавно, правда, получили галифе и новые бушлаты. Но самое главное для кавалериста -- брюки. Они должны быть не форменными, а с кожаными вставками. И специальные кожаные сапоги, до колен -- чтобы лошадь лучше чувствовала наездника. Мы же заступаем в наряд в милицейских полуботинках. Попробуйте в такой экипировке продержаться в седле шесть часов подряд!
-- Но про ваших лошадок не скажешь, что голодные.
-- В прошлую зиму, слава Богу, не было проблем с кормами -- лошадки заработали их в близлежащих селах, где взвод присматривал за общественным порядком. Свои семь килограммов овса и столько же сена в сутки наши «напарники» съедали и выглядят так, что на праздничную демонстрацию их не обидно будет вывести.
362Читайте нас в Facebook