ПОИСК
Происшествия

Дмитрий табачник: «перстень мне подарил глава администрации президента аргентины. Его дед и бабушка родом из одессы»

0:00 28 ноября 2003
Инф. «ФАКТОВ»

Вице-премьер по вопросам гуманитарной политики вернулся из командировки в Париж накануне своего юбилейного дня рождения. В Украине его ждал сюрприз -- указ Президента о награждении орденом князя Ярослава Мудрого V степени, которым отмечен личный вклад Дмитрия Табачника в государственное строительство

Среди многочисленных заслуг Дмитрия Табачника -- организация во Франции мероприятий, посвященных 70-летию Голодомора в Украине в 1932--1933 годах.

… Собор Парижской Богоматери может вместить 11 тысяч человек. Как рассказал Дмитрий Табачник, на панихиду по жертвам голодомора в Украине пришли более десяти тысяч. Полиция оцепила собор, так как на литургии было много пожилых людей, герцог Орлеанский, представители дипломатических миссий, аккредитованных во Франции. Службу вел епископ Украинской греко-католической церкви, а открывал ее кардинал, архиепископ парижский Жан-Мари Люстиже, зачитавший проповедь, в которой призвал все народы Европы склонить головы в память жертв Голодомора, уничтожившего лучшую часть украинской нации. По словам кардинала, они умерли, но преподнесли миру три исторических урока. Первый заключается в том, что нельзя создавать идолов. Украинцы сотворили себе идола в лице тоталитарного режима, и этот идол стал пожирать народ. Нужно относиться с любовью ко всем окружающим, к любым взглядам. Но всегда критически оценивать эти взгляды, чтобы не сотворять идолов ни из дружбы, ни из идеологии, ни из веры. Второй урок, преподнесенный украинцами миру: погибшие во время Голодомора не жертвы, а герои. Они могли сдаться идолу и выжить, но не сделали этого. Рабству предпочли страшную мученическую смерть. А третий урок, по мнению кардинала, заключается в том, что Голодомор -- не только часть истории украинского народа. Это трагедия, которая должна обращать все человечество в большее милосердие.

Более десяти тысяч присутствовавших в Соборе Парижской Богоматери слушали проповедь кардинала не шелохнувшись. В соборе стояла звенящая тишина!..

РЕКЛАМА

«Нельзя во всем быть педантичным, потому что это очень усложняет жизнь окружающим»

-- Дмитрий Владимирович, кардинал далеко не первая известная в мире личность, с которой вам на протяжении свой политической карьеры доводилось встречаться. Говорят, вы и с Пиночетом беседовали…

-- Это было в октябре 1995 года во время официальной поездки Президента в Чили. На одном из протокольных мероприятий я познакомился с генералом Делагуэра, который был командующим сухопутными войсками Чили в то время. А до этого он работал при Пиночете в составе руководства вооруженными силами. Генерал предложил организовать неофициальную встречу с Пиночетом, во время которой тот произнес убийственную фразу: «Я стоял у власти 17 лет. За годы моего правления пострадало от репрессий людей меньше, чем за три года пребывания у власти Альенде умерло младенцев и детей от голода!» Так что любые декларируемые ценности надо сопоставлять и сравнивать…

РЕКЛАМА

-- Дмитрий Владимирович, судя по тому, как вы быстро воспроизвели события без малого десятилетней давности, у вас прекрасная память. Может, поделитесь рецептом, как ее развивать?

-- Никакого рецепта нет. Я думаю, что это генетическая наследственность. В студенчестве к экзаменам готовился по своей особой методе. За пять суток до экзамена по заданной теме читал три-четыре разные работы -- не только учебники. Во-первых, это позволяло сравнивать информацию, полученную из разных источников. Во-вторых, тематическая художественная литература дополняла, помогала запоминать исторические факты. И в-третьих, из полученной информации я составлял схемы…

РЕКЛАМА

-- А в личной жизни у вас тоже есть какие-то схемы?

-- В личной жизни схем нет! Нельзя во всем быть педантичным, потому что это очень усложняет жизнь окружающим. Но я знаю, что у меня действительно тяжелый характер. Например, не нравится, если дома без моего ведома что-то переставляют, а потом я не могу найти нужную вещь на привычном месте. По этой причине Таня никогда не убирает у меня на письменном столе. Если она все, что там находится, попытается разложить, то я теряю ориентацию, и начинаю искать то, чего там никогда не было!

-- Но ведь в душе все не так? Там царит полная отдача чувствам?

-- Во всяком случае, если говорить о каком-то половодье чувств, то найти человека, который НЕ хотел со мной знакомиться, НЕ дал номера телефона, НЕ назвал имени и постарался убежать, наверное, можно было только при наличии огромного, настоящего желания…

-- Хорошо, о любви к Татьяне все понятно… А откуда любовь к театру?

-- От прабабушки, глубоко интеллигентной женщины Натальи Францевны Глебовой, закончившей Киевский институт благородных девиц в 1913-м году. Она обожала театр. Благодаря мужу имела возможность слушать Шаляпина, Лемешева и массу других великих российских и европейских оперных певцов. А меня она с трех лет водила в Киеве на все балеты и оперы! Причем, не только на детские, но и взрослые постановки. Правда, в этом был не только положительный, но и отрицательный момент. Меня «перекормили» в детстве балетом, поэтому сейчас я больше люблю драматические театры…

«Если бы спектакль длился до утра, я спокойно его досмотрел бы, потому что не ради него пришел в театр»

-- Но если бы не «перекормили», то женой была бы балерина… А так драматическая актриса!

-- История знакомства с Таней очень интересна. В конце 90-го года мы с режиссером Володей Зинченко на телевидении записывали программу «Тайный кабинет истории». Я рассказывал о Щербицком. Нелегкая тема -- Владимир Васильевич еще жив, у власти Коммунистическая партия… Но вот запись завершена, мотор выключен. Выходит Володя Зинченко и говорит: «Все прекрасно! Записано -- лучше не бывает! Правда, звук не работал… Ты извини, но нужно все переписать. Так что отдохни, погуляй, пока мы все перенастроим!»

И я пошел. А студия большая -- на Крещатике, 26 это было. Смотрю, девушка ходит в вязаном платье с огромным томом «Поезiя Лесi Українки» в руках…

-- Платье красивое?

-- Очень, ручной вязки. Я подошел с традиционным текстом: «Здравствуйте, девушка». -- «Добрий вечiр!» Думаю: ага, свiдома українка. Предложил пойти покурить. А она говорит: «Я сама не палю i вам дуже не раджу!» -- «А чому це ви менi не радите?» -- «Ну знаєте, -- отвечает, -- вiд палiння бiльше хворiють, швидше помирають… » Я про себя отметил: какая доброжелательная девушка! И пытаюсь продолжить разговор: «А що ви тут будете робити?» -- «Якби ви не заважали i вчасно звiльнили студiю, я б уже записала программу «Театр поезiї», тема її -- «Бiблейський цикл Лесi Українки». Я намеренно переспрашиваю: «Який?» -- «Бiблейський». -- «Це дуже цiкаво. Я це читав». На что мне ответили: «Дивно! Судячи з того, що ви розповiдали, я не думала, что ви читали Лесю Українку». Я тут же попытался развеять ее сомнения: «То, може, ми познайомимося?» -- «Я вас дуже прошу… Я готуюсь до програми. Ви займайтесь своєю справою, а я буду займатися своєю… »

Фамилию и чем занимается незнакомка, я выяснил у Володи Зинченко. И уверенно пошел в… театр имени Франко! А где еще может работать така свiдома актриса? Но в списке труппы ее фамилию не обнаружил! Не было ее и в Молодежном театре. О театре русской драмы я даже и не подумал -- что з її українською мовою там делать? Вернулся к Зинченко уточнить информацию, а он говорит: «Ты бы ее еще в Кукольном поискал! Она работает в театре имени Леси Украинки».

И 6 января 1991 года в Рождественский вечер я пошел в русскую драму на спектакль. После подошел и сказал: «Здравствуйте, Таня Назарова».

-- За кулисы прошли?

-- Нет, я ее поджидал у служебного входа на Пушкинской. Она удивилась, потому что сказала нашей общей знакомой, которую я попросил представить нас друг другу, что пусть приходит на такой-то спектакль. Если доживет до конца, значит, наш человек -- можно общаться!

-- И какой спектаклю был выбран в качестве пытки?

-- Спектакль вообще-то неплохой. Назывался «Идея господина Дома». Даже роль Татьяны запомнил -- Фелиссия де Зашет, сумасшедшая, экзальтированная девица…

-- Значит, встретили ее у входа, вручили цветы и…

-- Пошли пешком через весь Киев, по Андреевскому спуску, к ней домой, на Подол. Я не оригинальничал из прагматических побуждений. Думал: спектакль закончился поздно. Если пригласить ее в кафе или ресторан, то она надолго там не задержится, к тому же, процентов на шестьдесят был уверен, что откажет. Если нет, то после ресторана вызовет такси и уедет. А так сразу точно можно установить адрес, номер квартиры и телефон!

-- Системный подход…

-- Ну а как же! Во-первых, можно пообщаться, раззнакомиться.

-- Во-вторых, если разговор не сложится, то расстаться?

-- Нет, я уже тогда почувствовал, что не ошибся… Мы дошли до дома, очень мило попрощались у двери квартиры, я взял телефон и через пару дней позвонил. И уже во время второй нашей встречи узнал, что Таня не любит рестораны, терпеть не может шумных компаний, тусовок!..

-- Дмитрий Владимирович, с тех пор сколько сотен спектаклей вы посмотрели?

-- Постановок, наверное, пятьсот… В театре «Сузiр'я» спектакль «Когда лошадь теряет сознание» я смотрел раз семь. Но все равно не являюсь рекордсменом, потому что бывший премьер-министр Украины Витольд Павлович Фокин ходил на эту постановку 11 раз! Я спрашивал у режиссера Леши Кужельного: «А как вам удалось подсчитать?» Витольд Павлович, говорит, не просто приходит. Он после спектакля просит труппу собраться, угощает шампанским, всегда приносит торт. «Когда лошадь теряет сознание» -- это любимый спектакль Фокина.

-- И через сколько спектаклей вы с Татьяной Назаровой подали заявление?

-- В спектаклях я время наших романтических встреч не измерял. Но оно пролетело быстро. Я же штурман и привык сразу решать все задачи. А если правильно атаковать, то сопернику устоять сложно.

-- Вы взяли в жены уже заслуженную артистку?

-- Да, Таня получила звание в апреле 1991 года.

«Я рационально-прагматичная личность и абсолютно уверен, что человек -- кузнец своего счастья»

-- Для вас было важно, как она играла вечером накануне Рождества в 1991 году?

-- Нет. Я пришел на спектакль с единственной целью: познакомиться с ней. Поэтому испытательный срок, который Таня мне установила -- «дожить до конца спектакля» -- был абсолютно не важен. Если бы спектакль длился до утра, я спокойно его досмотрел бы, потому что не ради него пришел. Кстати, я совсем не помню спектакль…

-- Может, чувства тогда отвлекали?

-- Наверняка.

-- Какую роль Татьяны Назаровой вы больше всего любите?

-- В спектакле «Тойбеле и ее демон». Я считаю, что это один из лучших киевских спектаклей последних лет. Он поставлен в 1995 году по пьесе выдающегося писателя Исаака Зингера. За нее и еще две пьесы Зингер получил Нобелевскую премию в области литературы в 78-м году с формулировкой: за глубочайшие исследования внутреннего мира человека! Спектакль в постановке Резниковича имел успех в России, Германии. Но дело не в этом. Понимаете, в этом спектакле есть одна совершенно поразительная вещь: языком притч в нем представлены вечные истины: любовь, невозможность существования человека без нее. Для этих истин не столь важны какие-то конкретные диалоги, потому что это притчи библейского уровня.

-- Дмитрий Владимирович, в судьбу верите?

-- Нет, к сожалению. Я рационально-прагматичная личность и абсолютно уверен, что человек -- кузнец своего счастья.

-- Вам присуще честолюбие?

-- Да. Когда-то на первом курсе мы обсуждали университетские планы. Я тогда был достаточно наивным человеком и сказал, что до конца учебы поступлю в партию, поеду за границу, опубликую несколько научных работ в серьезных изданиях и получу направление в аспирантуру. В комнате стоял такой хохот!.. Но по прошествии пяти лет я все свои задачи реализовал.

-- Ради политической карьеры всегда приходится чем-то жертвовать в человеческом плане. Что вы положили на алтарь своей известности?

-- Время, которое мог бы подарить близким людям, друзьям, общаясь с ними чаще. В какой-то степени свои убеждения, потому что всегда старался не говорить неправду, а это значит, что очень часто вынужден был молчать. Это весьма болезненные жертвы. Ведь отказываясь от возможности говорить правду, или заставляя себя молчать, человек внутренне травмируется, подвергает свою душу в той или иной степени коррозии. Чтобы смягчить эту боль, необходимо иметь четкий ответ на вопрос: ради чего промолчал? Он звучит так: ради того, чтобы выполнить намеченное, то, что считаешь позитивным, важным и стопроцентно безошибочным.

-- Какой этап вашей политической карьеры был для вас самым тяжелым?

-- Два с половиной года на посту руководителя Администрации Президента. Только возраст помог выдержать тот темп жизни. Будучи всегда -- я этого не скрываю -- искренним сторонником нашего Президента, на посту главы его Администрации я не имел права на высказывание своей позиции. Именно поэтому после отставки стремился попасть в Верховную Раду -- чтобы быть публичным политиком и высказывать свою точку зрения не только на совещаниях…

«Собирать оружие я прекратил по просьбе жены»

-- После этой отставки, наверное, завершился период романтизма в вашей политической карьере?

-- Мне кажется, в декабре 96-го года вообще закончился период романтизма в украинской политике. Потому что сошел с арены не последний представитель романтизма -- романтиков еще много… Последний, кто не был ассоциирован и запряжен какой-то командой, а работал сам по себе, боролся самостоятельно с ветряными мельницами.

-- Увлечение доспехами и кинжалами -- это со времен донкихотства?

-- Нет, это со времен учебы на истфаке. Тогда дед подарил мне офицерский парадный кортик немецкого полковника, взятого дедом в плен в 44-м году. Но собирать оружие я прекратил по просьбе жены. Она утверждает, что побывавшее в бою сабли сохраняют энергетику погибших от него людей.

-- Неужели продали свою коллекцию?

-- Нет! Закрыл в кабинете и перестал выменивать, приобретать…

-- Ручку Нельсона Манделы сохранили?

-- Конечно. С такими трофеями не расстаются.

-- А как она вам досталась?

-- Это было в марте 95-го в Копенгагене на Всемирном саммите по социальному развитию. Нельсон Мандела сидел впереди нашей делегации и рисовал всяких антилоп и девушек в завитушках. Потом неожиданно удалился со своими сопровождающими. Я пошел взять эту ручку. С этой же целью бросился, снося стулья, и министр иностранных дел Швеции. Мы с ним нашли общий язык и поделились -- ему достались три листочка с рисунками, а мне только один листик и ручка! Абсолютно дешевая из отеля «Кинг-Артур», в котором жила африканская делегация.

-- Дмитрий Владимирович, а перстень -- это тоже часть вашей коллекции?

-- Нет, это подарок главы администрации президента Аргентины. Его дед и бабушка родом из Одессы. Сейчас его зовут доктор Альфредо Альваро Кохан. Я думаю, что в Одессе они носили фамилию Коган. У нас с ним очень много совпадений. Кохан -- историк по образованию, тоже закончил аспирантуру и тоже дважды руководил президентской кампанией Карлоса Сауля Менема -- в 91-м и в 95-м году!..

-- Вы самостоятельно куете свою судьбу… Счастливы?

-- Если успешность считать счастьем, то наверное… Но я думаю, что нормальный человек, саморефлексирующий, не может считать себя счастливым. Знаете, если бы я сказал, что всего достиг и абсолютно счастлив, то посчитал бы это первой стадией дегенеративности. Потому что не может человек, не утративший интереса к жизни, быть самодовольным, отупевшим набобом, который уже не может пошевелиться то ли от тяжести золотых браслетов, то ли от толщины собственной шеи!..

Человек не должен быть доволен своими поступками. Кстати, моя жена в этом абсолютно со мной согласна.

 


551

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров