ПОИСК
Происшествия

«вынося тело своего сына из-под лавины на руках, я вспоминал, как нес его, новорожденного, из роддома», --

0:00 17 сентября 2003
рассказывает врач сборной Украины по альпинизму Владимир Лебеденко, который вместе со спасателями принимал участие в поисках сына и двух его товарищей

17 сентября -- сорок дней со дня трагической гибели троих украинских альпинистов -- Константина Леонтьева, Сергея Лебеденко и Александра Ущаповского. Участвуя в чемпионате страны нынешнего года и будучи его безусловными лидерами, они восходили на гору Дыхтау в Кабардино-Балкарии… В печальном списке тех, чьи жизни отобрали горы, эти ребята -- самые молодые.

«Сейчас молодежь больше увлекается силовыми видами спорта, альпинизм не в моде»

-- Все трое ребят были людьми неординарными, -- рассказывает Владимир Лебеденко, отец погибшего Сергея Лебеденко. -- Сейчас молодежь больше увлекается восточными единоборствами и прочими силовыми видами спорта. Альпинизм не в моде, им увлекаются, в основном, интеллектуалы. Потянулись и наши мальчики. Сергею и Косте было по 23, Саша -- на год старше. Все окончили вузы с отличием. Были нормальными современными парнями.

-- Впервые в горы Сергей пошел, конечно, с отцом. Ведь вы -- известный альпинист. Впрочем, и профессию врача сын выбрал, следуя, наверное, вашему примеру…

-- Сын впервые пришел в альпклуб без моего участия. Тот факт, что он рос в семье альпиниста, никак не отразился на его выборе. В школьные годы горы его не привлекали, увлечение пришло, когда Сережа уже был студентом.

РЕКЛАМА

К слову, и я занялся горным туризмом в институте. С легкой руки Славы Горбенко (ныне -- главный тренер сборной Украины по альпинизму. -- Авт. ), с которым мы дружим с юности, увлекся альпинизмом по-настоящему. До 1984 года, пока не ушел с головой в научную работу (Владимир Лебеденко -- кандидат медицинских наук, доцент Одесского мединститута. -- Авт. ), старался не пропускать ни одного мало-мальски серьезного восхождения. Получил первый разряд, на том застопорился. Годы спустя тот же Слава мне говорит: «Ты что, собираешься, чтобы наука тебя сгрызла?!» Раздумывал я недолго: начиная с 1998 года, стал участником трех экспедиций в Гималаи, был врачом нашей сборной команды.

-- То есть в горах вы были не так давно?

РЕКЛАМА

-- Можно сказать, только возвратился. Участвовал в национальной экспедиции «Украина-Каракорум -- 2003», в ходе которой наши ведущие альпинисты одолели две сложнейшие вершины мира: Транго Тауэр (6257 метров) и Хидден Пик (8068 метров). Увы, и там случилась беда: во время тренировочного выхода внезапно оборвалась жизнь талантливого днепропетровского альпиниста Владимира Пестрикова.

В этот раз не я провожал Сергея в горы, как обычно, а он -- меня. В экспедицию мы улетали 23 июня, а он с ребятами -- две недели спустя, 6 июля. Возвратившись, я не застал его дома, он еще был на Кавказе. Сын позвонил по телефону где-то 30 июля. Дозвониться оттуда было совсем непросто: район суровый, прямой телефонной связи нет. Начальник альпбазы прямо на своей машине установил специальный ретранслятор. Сережа все переживал, благополучно ли я добрался домой, все ли в порядке со здоровьем…

РЕКЛАМА

«Ребята шли маршрутами своих отцов»

-- Они все для меня родные -- и Саша, и Сережа, и Костя, -- рассказывает отец Кости Леонтьева Вадим Леонтьев, мастер спорта по альпинизму, тренер альпклуба «Одесса». -- Сколько вместе горных троп прошли! Они выросли, стали мастерами альпинизма. Я же помню их пацанами. Сережку привела в наш клуб мама, в то время когда Лебеденко-старшего не было в Одессе. Младший изъявил желание испытать себя «в деле». Тогда же пришел и Саша Ущаповский, чуть раньше -- мой Костик…

Костя поступил на биофак Одесского университета, затем перевелся в Московский университет, работал в профильной научно-исследовательской лаборатории. 20 июня этого года успешно защитил диплом и почти сразу же пошел в горы. Он каждый свой отпуск проводил в Крыму, в горах. После отпуска собирался поступать в аспирантуру в Москве… Мало ли что собирался сделать в этой жизни каждый из этих ребят!.. Саша Ущаповский, например, намеревался жениться, сразу же по возвращении из Безенги… Горе, ужасную трагедию переживает сейчас вместе с родителями его невеста Оля.

А наше совместное восхождение произошло в 1996 году. В 2000-м и 2002-м все вместе восходили на Алатау. Для ребят то была отличная школа. Нынешней весной ходили с Сергеем на Улу-Кара в Приэльбрусье. Он был руководителем группы. У нас процесс выстроен так, что каждому опытному альпинисту предоставляется возможность быть лидером и у него может быть своя группа.

Однако мы все старались держаться вместе, по старой привычке, что ли… Планировали вместе пойти в Гималаи. Я приглашал ребят с собой, но они настояли на своем -- Безенги! Оставалось лишь проводить их туда. И я приезжал в Безенги, к ним. Дело в том, что у меня день рождения 29 июля, а у Кости -- днем позже. Вот мы оба праздника и отмечали.

Затем ребята взошли на Мижигри (5025 метров), впереди была Дыхтау (5204 метра). Лет двадцать назад я тоже брал эти высоты: в составе команды, которую вел тогда Слава Горбенко, мы стали чемпионами СССР. Альпинисты шли маршрутом своих отцов…

Все время вспоминается вопрос, заданный мне там, в Безенги, человеком, не имеющим прямого отношения к альпинизму: «Счастливы ли вы, что сын ходит в горы?» Я ответил: «Да, счастлив, но седых волос на моей голове с каждым восхождением прибавляется»…

Лебеденко и Леонтьеву (старшим) не раз доводилось вместе бывать в горах. Жили в одной палатке, в том числе перед штурмом Эвереста. Вот и сейчас беда их объединила. Они благодарны друг другу за поддержку, вместе более сдержанны… Гораздо сложнее пришлось отцу Саши Ущаповского, прибывшему вместе с братом на поиски несколько позднее. Владимир и Вадим чем могли помогали и им.

… Несчастье произошло, когда самые сложные участки маршрута остались позади: третьи сутки восхождения, до вершины каких-то 300 метров. Просто случилось роковое стечение обстоятельств: с вершины сорвалась ледовая шапка, начался сход лавины, мощнейший ледовый обвал…

-- Как нам рассказали потом в Безенги, -- продолжает Владимир Лебеденко, -- в день трагедии до полудня ребят можно было наблюдать в бинокль. Затем села солидная облачность, и они исчезли из поля зрения, а в 14. 00 Сережа доложил по радиосвязи тренеру-наблюдателю Владимиру Альперину о том, что все в порядке… Мол, через 1,5--2 часа будем на вершине. Но спустя 10 минут лавина шириной 700 метров снесла все…

-- В такой «связке» они часто ходили в горы?

-- Последние два-три года практически постоянно. Это была слаженная команда молодых профессионалов. Когда мы прибыли на место расположения альплагеря и вошли в палатку, поразили чистота и аккуратность: вещи уложены в стопочку, постели заправлены. Одним словом, как под надзором строгого армейского старшины. Видя наше удивление, сопровождавшие пояснили, что перед уходом в горы Костя, Сережа и Саша все так уложили, чтобы после спуска с вершины разве что принять душ и переодеться. Через несколько часов после возвращения им нужно было уезжать домой.

Вспомню это, и странное чувство охватывает меня, -- признается Владимир Сергеевич. -- Эту аккуратность они проявили во всем: возвратили все, что должны были, что одалживали в пользование, даже книги. Создается впечатление, что предчувствовали: не вернутся…

Безумная стихия погнула даже металлические приспособления, рассчитанные на нагрузку в десять тонн

-- Как выяснилось, при сходе лавины образовались два конуса, сотни тысяч тонн обрушенных глыб льда и снега, -- говорит Владимир Лебеденко. -- Они были такие толстенные, что даже миноискатели не срабатывали! Мы по нескольку раз проходили по «конусу», от наших следов там не было живого места. Обнаружили фрагменты одежды, снаряжения, «рассеяные» в ширину на километровом пространстве. Уже отчаялись найти наших мальчиков. На девятый день решили с Вадимом возложить цветы на ледник, хотя бы символически. Как вдруг увидели часть палатки, абсолютно на другом склоне. Очевидно, наших сыновей сбила не основная лавина, а ударная волна, образовавшаяся при ее сходе. Она-то и выбросила ребят за небольшой хребет, где их накрыл поток…

Чуть позже обнаружили тело Кости Леонтьева, а через несколько дней и Сережу. Карабины и металлические закладки (страховочные приспособления. -- Авт. ), способные выдержать нагрузку в десять тонн, обнаруженные на снаряжении ребят, были изогнуты и искорежены. Так что о силе разбушевавшейся стихии можно догадаться…

Вынося тело своего сына из-под лавины на руках, я вспомилал, как нес его, новорожденного, из роддома.

А вот эти фотографии, -- мой собеседник показывает на снимки, висящие на стене, -- последние прижизненные снимки, сделанные в ущелье Безенги. Они отпечатаны с фотопленки, которую мы нашли в альпинистской палатке.

Я очень благодарен ребятам из альпинистского клуба «Одесса», а также сумчанам, киевлянам -- всем, кто принимал участие в поисковых работах, кто помогал нам в этой ужасной ситуации. Среди них были и сотрудники различных государственных служб: таможенной, МЧС… Всех тех, кто болел, сопереживал, разделил наше горе. Без их участия и сочувствия мы просто не пережили бы это несчастье… Поиски Александра Ущаповского будут продолжены в июле следующего года.

-- Все эти альпинисты были очень перспективными молодыми спортсменами, за шесть-семь лет справились с нормативом кандидата в мастера спорта, что в альпинизме считается весьма высоким достижением, -- говорит руководитель поисково-спасательных работ, заслуженный мастер спорта, наставник национальной сборной Мстислав Горбенко. --Только исключительно талантливые люди способны добиться подобного.

В Безенги на гранитной скале мы установили погибшим альпинистам мемориальную доску. Прямо при подъеме на гору, где-то за километр от подножия, рядышком растет березка…

 


1749

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров