На правительственных «чайках», мирно дремлющих ныне в гаражах киностудии довженко, ездили брежнев, суслов, щербицкий и другие партийные лидеры советской эпохи
-- Вот за этой «Чайкой»-кабриолетом, -- показывает свое автомобильное хозяйство начальник транспортного цеха киностудии Николай Криворучко -- приезжали даже из России. Таких автомобилей было выпущено всего семь, а на сегодняшний день осталось три на всем постсоветском пространстве. Признаюсь, мне предлагали вознаграждение, если поспособствую обмену «хлама» на технику, которая необходима киностудии. Конечно же, я не согласился, хоть за годы существования студии списали десятки различных машин. Раньше наш парк насчитывал 160 автомобилей, а сегодня -- всего 52. Сердце кровью обливается, когда вспоминаю, что сравнительно недавно был уничтожен «Майбах Цеппеллин» Гиммлера, попавший на студию после выставки трофейных автомобилей без права эксплуатации и продажи, только для съемок.
На ремонт машины, стоимостью 100 тысяч долларов, требуется всего лишь тысяча
-- ЗИС-114 удалось припрятать. На ремонт нужно тысячу долларов, тогда как на сегодняшний день она стоит около 100 тысяч долларов США. Так что ищем спонсоров, -- продолжает Николай Криворучко.
Сегодня поддерживать три «Чайки» и ЗИС-110 в рабочем состоянии очень дорого. Запчасти и особое масло ухитряемся доставать, как только можем. С деталями готовы помочь заводы-изготовители, но для этого нужно перегнать машины в Москву и Нижний Новгород. К сожалению, пока на расчет с предприятиями средств нет.
Во время своего визита в Москву я общался с начальником цеха, где собирались ЗИСы. Он помнит почти каждый -- их сборка производилась вручную. Под крышками бензобаков были выбиты номера: 01, 02. Эти машины возили Брежнева и Суслова, а теперь они неизменные помощники кинооператоров. В открытой «Чайке» очень удобно работать -- ее мягкий ход позволяет производить ровную съемку. Сами же автомобили «играли» во многих картинах, например, в «Телохранителе» и «Золоте партии».
Валерий Просоленко, который работал водителем на «Чайке» и снимался в фильме «Имитатор», говорит, что подготовка машины к съемкам -- очень ответственный момент.
Но на киностудии хранятся не только престижные «Чайки», но и свидетели советского прошлого ГАЗ-М-1, (знаменитая «эмка»), ЗИС-5, ГАЗ-АА (»полуторка»). Скольким фильмам они придали колорит!
-- А БТРы снимались в фильме Леся Янчука «Залiзна сотня», -- рассказывает Елена Наторина, начальник цеха подготовки съемок. -- За символическую плату рабочие подготовили их к работе. Это еще мы можем. А вот авиатехнику киностудия содержать больше не в состоянии. Поэтому мы передаем ее музею авиации. Пока вертолеты и самолеты стояли у нас, они были выведены из рабочего состояния. Теперь же вновь обретут способность летать. С руководством музея договорились, что при необходимости они будут предоставлять технику для съемок. Наши машины использовали и иностранцы. В 1996 году ее снимали итальянцы в фильме Франческо Росси «Передышка», а китайцы брали ее для съемок фильма про Павку Корчагина.
-- Машины сохранены благодаря золотым рукам наших специалистов,-- прокомментировал ситуацию директор киностудии Николай Мащенко, -- Придет время, и наши кареты, пушки, пистолеты станут музеем. Ведь одна карета стоит как две «Волги»! Очень хочется сохранить это национальное достояние Украины.
322Читайте нас в Facebook