ПОИСК
Политика

Председатель антимонопольного комитета алексей костусев: «мы добиваемся того, чтобы коммунальщики не требовали платы за услуги, которых они не предоставляли»

0:00 18 апреля 2003
Инф. «ФАКТОВ»
О проблемах с оплатой квартиры, кабельного телевидения, связи и электроэнергии читателям «ФАКТОВ» на прямой линии рассказал Алексей Костусев

Похоже, жители Украины уже свыклись с мыслью о том, что им придется жить в условиях рыночной экономики, и восприняли близко к сердцу ее основные ценности, в частности, принцип свободной конкуренции. Во всяком случае, во время прямой линии, которую проводил в редакции «ФАКТОВ» председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев, телефон буквально разрывался от звонков граждан, желающих пожаловаться на действия предприятий, услуги которых мы, к сожалению, сегодня лишены возможности выбирать.

Алексей Костусев старался вникнуть во все проблемы и дать максимально исчерпывающие ответы на вопросы читателей. Получился интересный диалог, фрагменты которого мы предлагаем нашим читателям.

«Министерство транспорта устанавливает такие цены и тарифы, которые для наших условий ненормальны»

-- Здравствуйте, вас беспокоит Алексей из Киева. Скажите, пожалуйста, до каких пор «Укрзализныця», являющаяся монополистом, будет взвинчивать стоимость проезда в поездах и электричках? Я понимаю, что все должны покупать билеты, но посмотрите на цены. Если человек ездит каждый день на работу электричкой, то у него только на дорогу ползарплаты уходит. Если стоимость снизить, то люди активнее станут брать билеты и не будет нервотрепки.

-- Я с вами согласен. Цены должны быть доступны на железнодорожный транспорт. Но сегодня, к сожалению, сложилась ситуация, когда «Укрзализныця», не имеющая конкурентов, диктует свои правила игры и Минтранс устанавливает такие цены и тарифы, которые для наших условий ненормальны. Поэтому Антимонопольный комитет уже несколько лет добивается создания независимого регулирующего органа, который будет утверждать цены на транспорте. Причем должно учитываться и мнение общественности. В Администрации Президента находится указ о создании такой независимой комиссии, и мы надеемся, что документ будет подписан.

РЕКЛАМА

-- И еще вопрос. Сейчас в Киевской области всех заставляют заключать договоры с энергетиками и оплачивать определенное количество электроэнергии. Зачем же тогда счетчики установлены, если мы платим не по их показателям, а фиксированную сумму?

-- Обратитесь к нам, мы разберемся. Я считаю, что вас не должны заставлять заключать такие договоры. Сфера жилищно-коммунального обслуживания тоже является монополизированной, и к коммунальщикам у нас огромные претензии. Я знаю, что мы для них стали самыми большими врагами, потому что не согласны с тем, как они устанавливают тарифы.

РЕКЛАМА

-- Здравствуйте. Меня зовут Ольга. Я из Киева. Очень недовольна работой кабельного телевидения «Воля». Качество услуг плохое, часто по нескольку часов нет сигнала. А с 1 мая этого года они хотят ввести вместо платы в начале месяца за текущий период, плату за следующий месяц. Ведь ни одна компания, ни одно коммунальное предприятие ничего подобного себе не позволяет. Они нас еще и припугнули, что если мы будем задерживать плату, то нас отключат от кабеля, а повторное подключение будет стоить 15 гривен.

-- Вы знаете, ваша жалоба не первая. Мы в свое время пошли навстречу кабельщикам, поскольку они обещали, что в страну придут серьезные зарубежные компании, будут привлечены инвестиции, повысится качество услуг. Мы разрешили, чтобы инвестор пришел на наш рынок, но при этом предупредили: будем следить за работой кабельщиков. Сейчас видно, что в данной сфере не все нормально, и необходимо разобраться в сложившейся ситуации. Поэтому я советую всем недовольным работой кабельного телевидения обратиться в наши региональные отделения (см. таблицу). А я, в свою очередь, дам поручение руководителям региональных отделений разобраться с этой проблемой.

РЕКЛАМА

«Счетчики нужно устанавливать в каждой квартире, чтобы жильцы платили только за использованную воду»

-- Добрый день. Вас беспокоит пенсионер из Киева, Ярошевский Ростислав Михайлович. Меня интересует, почему такие высокие тарифы на воду?

-- В некоторых городах Украины коммунальные службы рассчитывают тарифы исходя из того, что один человек потребляет 350 литров воды в сутки. Такая норма научно не обоснована. Например, в Лондоне, где люди пользуются водой не меньше нас, причем ее никогда не отключают, потребление воды на человека составляет 120--150 литров в сутки.

Кроме того, у нас с коммунальщиками возник спор по поводу счетчиков. Мы полагаем, их нужно устанавливать в каждой квартире, чтобы человек платил только за ту воду, которую использовал. Коммунальщики же настаивают на общих счетчиках для всего дома. Причем они аргументируют это тем, что если каждая квартира будет иметь свой счетчик, то кто тогда будет платить за потери воды внутри дома? Спрашивается, почему жильцы должны платить за потери, происходящие по вине самих коммунальных служб? Тем более что они иногда достигают 50 процентов.

Эта ситуация ненормальная. С одной стороны, коммунальщики перекладывают свои проблемы на плечи потребителя, который ни в чем не виноват, а с другой, они не заинтересованы в устранении причин потерь, так как могут включать их в тариф. Если бы на рынке коммунальных услуг была конкуренция, то предприятия были бы заинтересованы в снижении цен и повышении качества услуг. А монополист стремится к другому -- переложить свои проблемы на плечи потребителя.

Поэтому мы подали свои предложения в Кабинет министров. Считаем, что на первом этапе нужно установить норму потерь, которые разрешено включать в тариф, а также определить, какие именно затраты можно в нем учитывать. Например, я полагаю, что расходы на содержание собственной социальной сферы и всевозможную спонсорскую помощь нельзя включать в стоимость услуг.

-- А как быть с ценами на услуги связи? По-моему, они сильно завышены, тем более мы не можем проконтролировать время разговоров, поскольку счетчики стоят только на АТС.

-- На рынке телефонной связи монополистом является «Укртелеком», и злоупотреблений в этой отрасли много. Мы долго добивались, чтобы оплата звонков была не поминутная, а посекундная. Такую же позицию занимают народные депутаты. В результате были внесены изменения в Закон Украины «О связи», которые заставят связистов перейти на посекундный учет разговоров. Президент этот закон подписал, и через полгода он вступит в силу.

Мы уже штрафовали киевскую дирекцию компании «Укртелеком» на 100 тысяч гривен за то, что они практически прекратили устанавливать телефоны по государственным расценкам. Сейчас мы участвуем в 171 судебном процессе, многие из которых связаны с деятельностью связистов и железнодорожников. На прошлой неделе четыре дела были выиграны.

-- Здравствуйте. Мне нужен начальник Антимонопольного комитета.

-- Я вас слушаю.

-- Вас беспокоят из Харькова. Мы неоднократно обращались в комитет по поводу того, что несколько фирм в Харькове торговали бензином по цене ниже оптовой. Этим они поставили мелких предпринимателей, занимающихся тем же бизнесом, на грань разорения. Однако никакой реакции со стороны комитета не последовало.

-- Я знаю эту проблему. Вы не правы в том, что нет никакой реакции. Харьковское территориальное отделение комитета активно занимается этим вопросом. Более того, я специально направлял в Харьков государственного уполномоченного АМК Светлану Мороз, чтобы она помогла разобраться с проблемой.

Но вы должны понимать, что такое расследование нельзя закончить ни за два дня, ни за две недели. Очень трудно доказать факт сговора нескольких фирм. Обычно следов подобных нарушений практически не остается. Встречаются несколько человек без протокола, без звукозаписи, о чем-то говорят… Как доказать, что они вступили в сговор?

Но все же определенный опыт в делах такого рода у нас есть. Нам удалось доказать ряд фактов сговора. Например, когда несколько предприятий согласованно подняли цены на муку, из-за чего в некоторых регионах подорожал хлеб, или когда переработчики, наоборот, занизили закупочные цены на молоко и нанесли тем самым огромный ущерб селянам. В обоих случаях неправомерные действия были пресечены, виновные оштрафованы. Бог даст, и в вашем деле разберемся. Но, к сожалению, не могу обещать, что вопрос решится за несколько дней.

«Если коммунальные службы отключают воду или тепло, то и денег за них брать не должны»

-- Добрый день. Бездетко Сергей Александрович из Днепропетровска. Я могу поговорить с Алексеем Костусевым?

-- Я вас слушаю.

-- Догадываюсь, что вас уже замучили вопросами по коммунальным услугам. Однако я хочу задать еще один о квартплате. Если вода и электричество у нас есть и поэтому за них надо платить, то за те деньги, что мы вносим «за квадратные метры» вообще ничего не делается. А если нужно получить какую-то услугу, то за нее приходится платить дополнительно. Как с этим бороться?

-- Такой вопрос мне приходится слышать очень часто. Действительно, в квартплату входит большое количество услуг. Например, коммунальщики должны бесплатно ремонтировать подъезды и входные двери, краны, бачки, обслуживать лифты, обеспечивать освещение лестниц и подвалов, проводить дезинфекцию, бороться с грызунами, убирать подвалы, крыши, вывозить снег и так далее. Но зачастую они этого не делают. Кроме того, в разных регионах цены на коммунальные услуги настолько отличаются, что, честно говоря, непонятно, как они формируются.

Мы считаем, что Киев дал регионам слишком много свободы при установлении тарифов на коммунальные услуги. Поэтому настаиваем на утверждении Кабинетом министров общих правил формирования коммунальных тарифов.

Антимонопольный комитет последовательно добивается наведения порядка в коммунальной сфере. В частности, мы хотим, чтобы коммунальщики не требовали платы за неоказанные услуги. Если, например, отключают воду или отопление, то и денег за них брать не должны. Такая методика была опробована в Киеве и затем распространена по всей стране. В результате были произведены перерасчеты за тепло на сумму около 800 миллионов гривен. Сейчас мы добиваемся установления единого порядка таких перерасчетов.

Но вообще-то, чтобы решить проблему радикально, нужно запустить в коммунальной сфере рыночные механизмы. В противном случае, сколько бы мы ни открывали дел, это не приведет к коренному улучшению в отрасли.

-- Алло, это прямая линия? Вас беспокоит Сергей Александрович из Винницкой области. Вот сегодня много говорят о свободе слова. О том, что ее зажимают. Но мне кажется, что правозащитники не там ищут. Я, например, уже несколько лет подписываю «ФАКТЫ». Подписка сегодня недешева, поэтому, кроме меня, в селе эту газету получают еще только два человека. А остальные жители приходят к нам, «на свежий номер», чтобы узнать, что в мире делается.

Но в последнее время что-то случилось на «Укрпочте», которая доставляет газеты подписчикам. Газета приходит с опозданием на три-четыре дня. Конечно, читать новости с таким опозданием уже не так интересно. Я ходил на почту, узнавал, почему задерживается доставка «ФАКТОВ». Но мне ответили, что то же самое происходит и с другими газетами. Все они приходят из Киева одновременно, с большим опозданием.

Вот и получается, что подписчики всех газет лишаются возможности иметь оперативную информацию, за которую они, кстати, заплатили «Укрпочте» немалые деньги. В результате в нашем селе несколько человек уже отказались от подписки не только на «ФАКТЫ», но и на другие центральные газеты.

Таким образом, многие граждане Украины остаются без информации. Какая вам еще нужна цензура? Какие притеснения свободы слова? Скажите, можно ли навести порядок в этой сфере?

-- Честно говоря, мы этот вопрос пока подробно не изучали. Однако из того, что вы рассказали, можно предположить, что в данном случае имеет место злоупотребление монопольным положением. Наши специалисты обязательно рассмотрят проблему, и мы постараемся помочь подписчикам.

Прямую линию подготовили Роберт ВАСИЛЬ и Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

257

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров