ПОИСК
Происшествия

У вертолета ми-8, пролетавшего над одним из одесских рынков в разгар дневной торговли, отказала гидравлическая система

0:00 9 августа 2003
К счастью, пилоты мгновенно сориентировались в сложившейся ситуации, хотя времени для размышлений у них не было, и благополучно «дотянули» до аэродрома

Это случилось в небе над Одессой 2 августа. Экипаж вертолета МИ-8 отдельной эскадрильи Южного регионального управления Государственной пограничной службы Украины, выполняя плановый полет, обнаружил серьезную неисправность. Внизу -- крупный жилой массив, промтоварный рынок, поэтому на размышления у пилотов времени не было совсем.

«Времени, чтобы испугаться, у нас не было»

-- Когда МИ-8, выполнив летное задание, возвращался на аэродром, мы получили сообщение, что произошел сбой в гидравлической системе, -- рассказывает заместитель командира эскадрильи по воспитательной работе подполковник Юрий Лавренюк. -- Это одна из основных систем вертолета. Конечно, переживали все. Успокаивало лишь то, что члены экипажа -- командир звена майор Юрий Греков, штурман капитан Роман Гладкий и бортовой техник старший лейтенант Мирослав Тофило -- профессионалы высокого класса. По штатному расписанию полагается четыре человека, но эта тройка вполне может справиться за шестерых! Сохраняя спокойствие и выдержку, ребята нашли выход из аварийной ситуации.

Бело-голубой МИ-8, приземлившись, выруливает на полосе и занимает привычное место на базовом аэродроме «Школьный». Он был сооружен еще до Великой Отечественной войны, в качестве учебной базы для молодых летчиков. Отсюда -- и название. В военные годы здесь базировались отечественные истребители, совершавшие боевые вылеты. Тогда этот район был практически за городом. Сейчас же кругом многоэтажные дома, крупнейший в городе Юго-Западный жилой массив. Отворяется дверца, и на мини-трапе появляется майор Юрий Греков.

-- Юрий, расскажите, что произошло 2 августа.

РЕКЛАМА

-- После выполнения часового полета, при заходе на посадку, на высоте 200 метров отказала гидравлическая система. Сделали все, как полагается.

-- Понимаю, что для вас все ясно и понятно. А если бы, не дай Бог, система не заработала?

РЕКЛАМА

-- Во-первых, ручка управления «летала» бы по кабине: вертолет стал бы неуправляемым. А вес машины составляет двенадцать тонн, плюс две тонны горючего. И, во-вторых, мы бы сейчас с вами не беседовали…

-- Значит, страха не испытывали?

РЕКЛАМА

-- Если бы и захотели испытать, времени не хватило бы. Каких-то восемьдесят секунд -- и все дела! Больше переживали за тех, кто на земле. «Зависли» мы над промтоварным рынком «Ветеран» в самый разгар дневной торговли! «Врубили» дублирующую систему и через несколько минут были уже на базе. Рома (капитан Гладкий. -- Авт. ) четко посадил машину. Ведь летная работа предполагает наличие нештатных ситуаций.

-- Такая нештатная ситуация встречается достаточно редко, -- комментирует бортовой инженер-инструктор майор Михаил Клименко. -- По предварительным оценкам, произошел прорыв шланга высокого давления основной гидросистемы.

«В небе мы как одна семья»

А у меня из головы не выходит трагедия, случившаяся здесь же, на «Школьном», 29 декабря 1994 года. Тогда рухнул на землю точно такой же МИ-8, унеся семь человеческих жизней (об этом случае сообщали все отечественные и многие иностранные СМИ). Правда, тот вертолет принадлежал не Погранвойскам Украины, а Военно-воздушным силам (ВВС). Кстати, на «Школьном» базируются вертолеты и самолеты обоих ведомств. В память о погибших на летном поле «Школьного» установили памятный знак -- лопасть разбившегося вертолета.

Удалось встретиться и побеседовать только с Юрием Грековым и Романом Гладким. Бортовой техник Мирослав Тофило уехал в родную Каховку в отпуск.

-- Мирослав классный специалист, такого еще поискать следует, -- рассказывает командир звена Юрий Греков (в составе звена четыре вертолета -- Авт. ). -- В авиации он уже 12 лет, но все еще старший лейтенант. К сожалению, высокое звание для бортового техника -- проблема. Впрочем, в небе обращаемся друг к другу исключительно по имени. Иначе невозможно, психологический климат будет совсем не тот.

-- На небе нет погон, зато есть свои звезды.

-- Здорово! -- улыбается Греков. -- Одна из них -- наш Слава! В небе мы как одна семья. Сегодняшний полет был почти семейным. В том смысле, что летал вместе с Романом. Он парень увлеченный, напористый. Сейчас ему двадцать семь, пять лет назад окончил Кременчугский летный колледж гражданской авиации. Командование доверяет ему самостоятельно совершать полеты, в том числе в качестве командира экипажа.

-- Когда 2 августа возникла нештатная ситуация, -- продолжает Юрий Греков, -- Роман еще раз доказал, что он настоящий профессионал. Вероятнее всего, начинает сказываться возраст техники. Если раньше речь шла о недостаточном количестве часов налета (не было горючего), то в этом году летаем вполне достаточно. Сегодня провели очередной контрольный полет на уже отремонтированном МИ-8. Все нормально, техника функционирует. Совершили даже прыжки с парашютом.

МИ-8, на котором летает Греков, почти его ровесник. Юрию -- тридцать четыре года, вертолету -- тридцать пять. Майор провел в воздухе 1200 часов. Отмечен знаками «Отличник Погранвойск Украины» первой и второй степени, медалью «За безупречную службу в Погранвойсках».

-- Семьями тоже дружите?

-- Стараемся вместе с женами и детьми выехать на природу, иногда удается с сыном на рыбалку рвануть. Он у меня уже взрослый: четырнадцатый год. У нашего бортового техника отличная семья: жена Ирина, десятилетний сын.

-- А у вас семья есть? -- обращаюсь к Роману.

-- Жена и маленький сынишка, Андрей. Ему год и девять месяцев. Заботиться есть о ком. У меня мама живет в Донецке, я родом оттуда. До сих пор за «Шахтер» болею.

-- Мы тоже болеем, но за «Черноморец», -- говорит Юрий. -- Всей семьей ходим на стадион.

«Именно такие люди должны служить в Погранвойсках»

В каких только ситуациях не доводилось бывать Юрию, -- говорит заместитель командира эскадрильи. -- Наша служба -- это охрана государственной границы, а также взаимодействие с сотрудниками милиции, СБУ. Вертолетчики неоднократно помогали в розыске и задержании особо опасных преступников. Отлично сработали наши ребята и во время стихийного бедствия в Закарпатье. А был случай, когда ехавший на мотоцикле пограничник попал в аварию в Болградском районе Одесской области. Ситуация оказалась сложной, необходимо было доставить пострадавшего в Одессу, а погода абсолютно нелетная: сильный дождь, низкая облачность. Но майор Греков вызвался лететь в Болград с группой медиков. Травмированного пограничника благополучно доставили в одесский госпиталь. Вот за такие случаи Юрия отметили медалью «За мужество при охране государственной границы».

-- Именно такие летчики должны быть в пограничных войсках! -- говорит начальник авиационно-поисковой и парашютно-десантной службы Администрации государственной Пограничной службы Украины полковник Николай Губко.

За мужество и высокий профессионализм, проявленные 2 августа, полковник вручил экипажу МИ-8 именные часы.

Мы покидали «Школьный» на «Жигулях» Юрия Грекова. Сидя за рулем, майор вдруг стал как-то странно дергаться, но тут же рассмеялся: «Не удивляйтесь. Со мной такое случается -- это реакция на птиц. Когда много налетаешься, а затем садишься за руль автомобиля, кажется, что птицы могут угодить в двигатель. Вот я от них и уворачиваюсь».

Автор выражает признательность пресс-службе Южного регионального управления государственной Пограничной службы Украины за помощь при подготовке материала.

514

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров