Добираясь на перекладных до сахалина, украинский путешественник проехал за четыре месяца 30 тысяч километров, потратив всего 120 долларов
Великую силу электричек Сапунов понял еще студентом, когда от безденежья и желания познать мир доехал из Киева в Петербург и обратно, не потратив на дорогу почти ни копейки.
«Пенсионеры жалуются: пенсия 120 гривен -- маленькая. Да на эти деньги можно месяц с комфортом путешествовать и неплохо питаться»
-- По дороге мне попадались пенсионеры, -- рассказывает Андрюша, -- которые таким образом ехали откуда-то с Урала на Черное море. Они говорили: времени у нас много, а денег мало. Поэтому сколько бы мы дней ни ехали, не важно. Один путешественник, правда, не имел пенсионерского удостоверения. Зато у него на руке не было трех пальцев. Поэтому, когда заходили контролеры, он помахивал у них перед носом этой рукой, и его не трогали. После этого я понял, что на электричках можно, в принципе, доехать куда угодно. Хоть до Владивостока, хоть до Крыма.
Открытие, сделанное Сапуновым, имело огромное научно-философское и народнохозяйственное значение. Оно расширяло горизонты бытия, позволяя всем без исключения гражданам ощущать себя свободными как птицы. Кроме того, оно являло миру скрытые резервы самой железной дороги. Единственное неудобство таких путешествий заключалось в том, что на станциях пересадки приходилось долго ждать следующей попутной электрички. Да и вообще, как вольным странникам знать, где пересаживаться? И вот, чтобы ликвидировать этот недостаток, начиная с 1999 года Сапунов стал, методично объезжая вокзалы, собирать расписания пригородных поездов, по которым он составлял маршруты междугородних поездок
Интересный факт: если расписание пассажирских поездов можно узнать на любом вокзале, то расписание пригородных поездов с советского времени -- внутриведомственная тайна. Не существует единого справочника, где указано, как из одной «кацапетовки» добраться в другую. Это проблему и решил восполнить Сапунов. В течение нескольких лет Андрей вместе с другом создавали уникальный труд «Неофициальная украинская железная дорога -- 544 города», вместившую в себя расписание почти всех электричек страны. За это время Сапунов намотал на электропоездах более 25 тысяч километров. Вслед за первой он издал и вторую книгу -- «Украина для вольного путешественника», где привел множество вариантов, как можно быстро и без задержек добраться из одного города в другой при помощи все тех же электричек.
Объездив вдоль и поперек Украину, Сапунов отправился на покорение дальних стран. Он уже не составлял справочников, а просто путешествовал автостопом, установив рекорд, который, возможно, в скором времени попадет в Книгу рекордов Гиннесса. Дело в том, что еще никто из автостопщиков в мире не заезжал так далеко на Крайний Север. Не потратив на проезд почти ничего, меняя электрички на попутки, ночуя то в палатке, то у добрых людей, Сапунов добрался до берега Северного Ледовитого океана, в город Тикси, где его встречали, как героя и посланца Украины.
Следующее путешествие на Сахалин заняло у Андрея четыре месяца. За это время он потратил рекордно малую сумму -- 120 долларов, то есть расходовал по доллару в день
-- Мой опыт пригодится пенсионерам, -- рассказывал после поездки Андрей. -- А то жалуются: пенсия маленькая -- 120 гривен. Да на эти деньги можно месяц путешествовать и очень неплохо питаться.
На днях Сапунов отправляется на Ближний Восток -- планирует доехать до Сирии, побывать на Красном море. Но пришел я к нему не за рассказами о путешествиях, а как к выдающемуся «кинологу» -- специалисту по электричкам, которые автостопщики называют «собаками». Я застал Сапунова за странным занятием -- он пересыпал в жестяные банки старые советские монетки.
-- Понимаешь, у арабов такой обычай, -- пояснил Андрей, -- просить за каждую мелкую услугу бакшиш, то есть какую-нибудь денежку -- совсем не обязательно доллары. Вот у меня пачка старых билетов Мавроди -- выглядят они совсем, как деньги, даже с водяными знаками и номерами. Или квитанции от Вестерн-Юнион -- они вообще на евро похожи. Конечно, в магазине за них ничего не купишь, но на базаре лепешку дадут или на верблюде прокатят, может, переночевать пустят. Арабы очень любят сам вид денег, даже если не известна их реальная стоимость. Этот способ экономии реальных денег уже апробировали российские автостопщики
-- Андрей, ты лучший украинский «кинолог», и в твоих книгах много пишется о методике безбилетных поездок на тех же собаках-электричках.
-- Да, разные есть методы. Первый -- культурно объяснить ревизорам, что вы турист. Если это объяснение их не удовлетворит, они могут вас поднять и вызвать в тамбур. После этого ревизоры частенько делают вид, что вас больше не существует. Они выполнили определенную моральную миссию -- на глазах у других пассажиров подняли вас с сидячего места и тем удовлетворились. Более вредные контролеры могут заставить тебя пройти в первый или последний вагон и ждать их там. После того, как вас снова спросят о билете, вы с возмущением говорите: «Ну, я же уже дошел до первого вагона!??»
-- А первый вагон -- это что, позорный вагон?
-- Да, это вагон для зайцев. Еще контролеры не пришли, туда уже сбегаются безбилетники. Несколько раз я наблюдал сцену, как один из зайцев пускал по вагону шляпу и каждый бросал туда копеек по десять. Шляпу торжественно вручили контролерам, и они остались очень довольны. Возможен еще и метод мелкой взятки -- он хорош для новичков, еще не обладающим достаточной психологической подготовкой. Суть его в том, что бригаде ревизоров предлагается какая-то мелочь -- не больше гривни. После чего выгонять им вас уже неудобно. Ну и вот билет из Киева в Винницу стоит шесть гривен с копейками. На пути от Киева до Фастова и от Казатина до Винницы работает две бригады контролеров, которым вручается по гривне Итого две гривни. Экономия налицо.
«Есть негласное правило: ревизоры никогда не трогают торгующего»
-- Ну, а вообще безденежные методы?
-- Люди более мобильные перебегают по перрону из «проверенного» вагона в «непроверенный». Этот метод хорош, когда билеты проверяют перед прибытием поезда на станцию. Можно просто сделать морду кирпичом и протиснуться между контролерами в уже проверенную часть, сказав: «Извините, мне надо пройти». Многолетний опыт показывает, что ревизору в такой ситуации неудобно у тебя спрашивать билет Ну и последний метод: если услышали, что идут контролеры, вытаскивайте из рюкзака несколько шариковых ручек или кульков и двигайтесь им навстречу с криками: «Покупайте ручки, штука -- тридцать пять копеек, три штуки -- гривня». Есть такое негласное правило: ревизоры никогда не проверяют торгующего
-- А почему?
-- Дело в том, что торгующие разбиты на бригады. От Киева до Фастова торгует одна бригада, от Фастова до Казатина -- другая. В каждой есть бригадир, который может сидеть в привокзальном кафе и пить с утра до вечера водку -- а к нему приносят бабки. Зато бригадир договаривается с начальством, в том числе с контролерами
-- И все же тебя, несмотря на все методы, ссаживали?
-- Очень редко. Может быть, раза два. Самое главное, что тебя имеют право ссадить только на станции, где работает круглосуточный отапливаемый вокзал. И если контролеры вдруг начнут зверствовать и кричать: «Вот платформа, выходи!», их надо осадить и спокойно сказать: «Не имеете права » Иногда билеты пытается проверять милиция -- так это вообще незаконно Чуть не забыл рассказать тебе еще об одном методе! Иногда в Украине попадаются «поезда с тетками» -- то есть бывшие плацкарты с отпиленными верхними полками. В этих поездах в каждом вагоне есть тетка, проверяющая билеты. В таком случае вам надо идти к начальнику поезда. И постарайтесь, чтобы ваше обращение было непохоже на обычную просьбу подвезти. Обычно ведь как просят: «Мужик, ну подвези, мы тут без копейки». А надо говорить так: «Мы путешественники, большие знатоки и любители железнодорожного транспорта, но ввиду того, что люди мы небогатые, обращаемся к вам, которых считаем нашими коллегами, за содействием». «Ну и какое же содействием могу я вам оказать?» -- саркастически спросит вас начальник поезда. «Подвезите до станции Шепетовка». «Ха, -- скажет начальник поезда, -- может, еще до самого Ровно?» Тут вы отвечаете смиренно: «Можно и до Ровно, очень вам благодарны». Никогда не просите подвезти до конечной станции. Просите примерно на треть пути.
-- Слушай, Андрей, а какие самые удивительные электрички на Украине?
-- Ну, первая -- поезд из Сумской области -- «Ворожба--Локоть». Он интересен тем, что восемь раз проходит через украинско-русскую границу и каждая станция на его пути то русская, то украинская. Погранконтроля нет нигде. Это электричка как будто специально придумана для нелегалов, если надо, пользуйтесь. Есть еще электричка-ночлежка. Это поезд Киев--Жмеринка. Отправление в двенадцать ночи, прибытие в пять утра. В нее бомжи садятся, просто чтобы переночевать. Утром собрали бутылки в Жмеринке, вечером сели в поезд и поехали обратно в Киев Так и ездят туда-сюда.
«В Питере уже проводят гонки автостопщиков»
Парадоксальная вещь: автостоп наиболее популярен в очень обеспеченных, богатых странах. Им все чаще увлекаются не от безденежья, а с целью научиться действовать в социально-экстремальной ситуации В Москве даже открылись тренинги для менеджеров крупных компаний, которым опытные путешественники, прочитав теоретический курс, ставят задачу: без денег приехать в какой-то районный центр, устроиться на ночевку и вернуться обратно. Поначалу задача кажется невыполнимой. Без денег!? Да кто тебя повезет, кто накормит? Но ведь тот же Андрей Сапунов путешествует долгие месяцы лишь за счет ХОРОШЕГО ОТНОШЕНИЯ к нему людей. Другими словами, он умеет профессионально расположить к себе случайного человека -- а это как раз то, что часто требуется от менеджера компании. Правда, не все это могут. Но когда тот же менеджер оказывается в экстремальной ситуации и перед ним стоит выбор -- найти ключ к сердцу незнакомых людей или ночевать под дождем в поле, -- у него вдруг просыпаются дремавшие раньше способности к убеждению и внушению. Тот же Андрей Сапунов, по его словам, за годы путешествий стал сильнейшим психологом -- в нем постепенно развилась особенная сила воздействия на людей, благодаря которой ему везде и всюду помогают.
-- Я мог зайти в кафе, -- рассказывал Андрей, -- дать барменше банку консервов, пакет мивины и пакетик с чаем. Все это мне разогревали, выносили на подносе, плюс давали свой хлеб и салфетки, и я ничего за это не платил.
Да что там хлеб и салфетки, если, возвращаясь с Крайнего Севера, Сапунову удалось «стопорнуть» самолет, перевозящий оленьи рога
Однако тренинги -- не последняя новинка в мире автостопа. В Питере уже несколько лет кряду проводят гонки автостопщиков. Гоночная трасса составляет около тысячи километров, которую по правилам надо проехать на любом попутном транспорте при условии, что ты ничего за него не платишь. На контрольных пунктах участники соревнований наклеивают специальную марку, где указывают время прибытия. Каждый новоприбывший записывает результаты уже отметившихся, поэтому обман исключен. Кроме, конечно, случая, когда кто-нибудь решит проехать всю дистанцию на такси -- правда, эта уловка обойдется хитрецу слишком дорого
Читайте нас в Facebook