«это так страшно, когда ты гладишь ребенка по голове, а его волосы полностью остаются у тебя в руке! »
Первые признаки неизвестной болезни медики зафиксировали в Черновцах в конце августа 1988 года. А уже в октябре-ноябре в городе облысели более 90 детей. В панике люди стремились вывезти детей из города (уехать тогда из Черновцов было так же сложно, как из Киева в первые дни после Чернобыльской катастрофы). И к концу ноября в городе из 15175 ребятишек дошкольного возраста осталось всего 559, а из 33426 школьников -- 5 тысяч человек Болезнь поражала в основном малышей от 2-х до 4-х лет. Как правило, она сопровождалась галлюцинациями и нарушениями сна. Ученые выдвинули 82(!) версии причины трагедии. Одна из первых официальных, высказанная министром здравоохранения СССР Евгением Чазовым, была версия о кислотных дождях. Но от нее отказались. Ведь дожди идут везде, а дети болели только в Черновцах. И лишь в конце ноября 1988 года на пресс-конференции членов Государственной комиссии была названа официальная причина болезни -- «влияние на человеческий организм таллия в соединении с другими химическими элементами: алюминием, сурьмой, хромом на фоне общей неудовлетворительной экологической обстановки в городе». Но члены комиссии так и не смогли назвать источник загрязнения. «Прочесав» город и его окрестности, «перетряся» все черновицкие предприятия и организации, специалисты нигде не обнаружили «бесхозный» таллий.
Причина массового облысения детей так и не известна
Юлечка появилась на свет в Черновцах в 1992 году, уже после вспышки неизвестного заболевания.
-- Когда Юле исполнилось три года, она стала часто болеть, -- рассказывает мать девочки Татьяна. -- Однажды я заметила на голове дочери небольшие, размером с пятикопеечную монету, лысинки. Через некоторое время появилось еще несколько. К четырем годам Юля лишилась почти всех волос.
В борьбе с недугом прошло около трех лет. За это время иммунная система девочки заметно ослабла. Волосы на голове появились только к шести годам. Сегодня Юля еще не здорова. У нее заметна нервозность, отсутствует аппетит, ее вес явно не соответствует росту, у девочки поражены почки и верхние дыхательные пути.
-- К нам и сегодня приводят детей с частичным выпадением волос, даже тех, которые родились после 1988 года, -- говорит главный врач Черновицкой областной детской больницы N 2 кандидат медицинских наук Наталья Шевчук. -- Сейчас в области 1200 ребятишек с таким диагнозом. Это так страшно, когда ты гладишь ребенка по голове, а его волосы остаются у тебя в руке!
-- Какие последствия болезни наблюдаются сегодня у пострадавших в 1988 году?
-- Сейчас это заболевание официально называется химической экзогенной интоксикацией (ХЭИ). Наиболее уязвимы при нем почки, желудочно-кишечный тракт, верхние дыхательные пути и нервная система. В 1992 году мы обследовали всех пострадавших детей и убедились, что эта неизвестная «черновицкая болезнь» влияет и на иммунную систему. У пострадавших ребят наблюдаются невротические состояния, вегето-сосудистая дистония, у 86% поражены желчевыводящие протоки, у некоторых -- сосуды.
-- Пользуются ли какими-то льготами эти дети?
-- Льгот никаких нет, поэтому дети не получили даже статус пострадавших. Но местные власти обеспечили им бесплатное медицинское обслуживание и лечение в необходимых медучреждениях до 18 лет, ежегодное бесплатное оздоровление в санаторно-курортных заведениях. На мой взгляд, пострадавшие в 1988 году должны наблюдаться у врача всю жизнь. И даже их дети должны быть под присмотром медиков. Ведь до сих пор не известна причина массового облысения детей в Черновцах 15 лет назад.
-- Получается, все эти годы медики лечили ребят, не зная причины заболевания?
-- В медицине существует такой подход, когда врачи, не имея информации о конкретной причине, вызвавшей болезнь, лечат синдромы и предупреждают расстройство функций тех органов, которые могут быть поражены при подобных заболеваниях Известно, что, кроме официальной, так называемой таллиевой версии, существовала другая -- «военная». Ее проверкой занимались компетентные инстанции и органы, но, очевидно, результаты не разглашались. В те годы мы очень тесно сотрудничали с преподавателем Черновицкого университета, руководителем клуба «Зелене вiдродження Буковини» (ныне, увы, покойным) Виктором Фрейлихом. Он семь лет по крупицам собирал факты и свидетельства очевидцев трагедии. И, по моему глубокому убеждению, жизнь свою положил на то, чтобы докопаться до истины. Это при том, что его ребенок не болел
«Нам сказали искать таллий, вот мы и ищем»
Незадолго до смерти (25 мая 1995 года) Виктора Фрейлиха мне удалось поговорить с этим выдающимся человеком. До сих пор интервью нигде не публиковалось
-- «Военная» версия еще не до конца изучена, -- рассказывал Виктор Фрейлих. -- Мне удалось просмотреть стенограммы 55-ти заседаний Государственной комиссии, ознакомиться с пятнадцатитомным архивом областной прокуратуры этого периода. 7 ноября 1988 года член-корреспондент АН Украины К. Товстюк выступил на заседании Государственной комиссии со следующим заявлением: «Врачи подозревают, что причина облысения детей -- поражение диметилгидразином. У нас есть информация о том, что по ул. Л. Кобылицы была разлита какая-то жидкость, причем в большом количестве, потому что мыли улицу мыльным раствором почти всю ночь. И было это нынешним летом». Но когда Товстюк опять поднял этот вопрос на заседании, председатель Госкомиссии Баранов ответил: «Я думаю, ситуация ясна. Мы окончательно останавливаемся на таллиевой версии » Таким образом официальные власти четко поставили задание: ищем таллий. Об этом говорил на заседании комиссии и представитель прокуратуры: «Нам сказали искать таллий, вот мы и ищем»
Во время работы Госкомиссии, которая официально завершилась 5 ноября 1988 года, на столе начальника УВД г. Черновцы появилась жалоба жителей домов по ул. Шевченко, под которой подписались пять человек. В ней сообщалось, что в конце июля 1988 года по вышеупомянутой улице ночью на военных тягачах провозили две большие военные ракеты. В конце улицы машины остановились из-за какой-то поломки. Простояли около двух часов, и в ночном освещении было хорошо видно, как из-под ракет на асфальт лилась жидкость. В это же время мимо проезжало такси, водитель которого остановил машину и наблюдал за действиями солдат, везших ракеты.
По показаниям таксиста на место событий для забора почвы для анализов выехала оперативно-следственная группа. Образцы передали в химическую лабораторию нашего университета с предписанием: «Просим найти соли тяжелых металлов таллия». Наши специалисты не могли обнаружить составные ракетного топлива, так как лаборатория не была технически оснащена для таких анализов. В 1988 году по материалам прокуратуры «военная» версия была отвергнута.
Двум голландским ученым хватило трех дней, чтобы разрушить гипотезу Минздрава
-- В частности, как свидетельствуют документы судмедэкспертизы, -- продолжал Виктор Фрейлих, -- да и обкома КПСС, в феврале-апреле 1989 года была обследована территория города и взяты образцы биопроб на вероятность отравления не только солями таллия, но и составными ракетного топлива. Вызывает интерес выписка из Постановления судмедэкспертизы от 6. 02. 1989 года: «В моче пятерых обследованных детей найдены вещества органического происхождения -- диметилгидразин и гидразин». Эти вещества были найдены и в окружающей среде: почве, листьях, древесине. Но тем не менее, в документе на постановление судмедэкспертизы о 17. 03. 1989 г. «О необходимости назначения химической экспертизы для поиска гидразина и тяжелых металлов в Вижницком и Путильском районах области» указывается: вопрос снят по согласованию со следователем, на основании анализов, проведенных в учреждениях здравоохранения. Можно сказать, что и следователи, и Министерство здравоохранения СССР сознательно запретили проводить исследования окружающей среды.
-- Как отреагировали власти на результаты судмедэкспертизы?
-- На уровне республиканской судмедэкспертизы эти результаты были опровергнуты на том основании, что местные специалисты неправильно обрабатывали полученные материалы. Главного врача судмедэкспертизы дважды вызывали в облздравотдел и в обком партии, обещая уволить его за излишний энтузиазм в поисках причин заболевания.
В апреле 1989 года в Черновцах побывали голландские токсикологи. Двум ученым из Всемирной организации здравоохранения хватило трех дней, чтобы до основания разрушить гипотезу Министерства здравоохранения СССР, которую создавали полгода. Независимые эксперты полностью исключили возможность отравления таллием. Из организма человека таллий практически выводится за десять дней, независимо от количества вещества. Потому он не мог так повлиять на организм. А что касается наличия таллия в окружающей среде, то ученые сравнили данные по загрязнению этим элементом трех городов, соседствующих с Черновцами (Тернополя, Хмельницкого, Ивано-Франковска), и пришли к выводу, что в Черновцах в окружающей среде таллия в 2,5 раза меньше.
-- На этом ваши поиски причин заболевания окончились?
-- Нет. В 1990 году в газету «Радянська Буковина» пришло письмо от рядового Рыхло, в котором он писал: «Уже прошло три месяца моей службы в воинской части 93241, размещенной неподалеку от села Нове мисто Львовской области. Тут я узнал, отчего заболели черновицкие дети. На одной из улиц Черновцов из автомобиля-цистерны пролилось ракетное топливо сомин. Об этом рассказал на собрании командир воинской части майор Кочкин». В письме солдат указывает, что об этом слышали и другие призывники. Военной прокуратуре было предложено провести расследование. В 1990 году, еще во время службы солдата Рыхло в армии, его допросили. В протоколе, датированном 3 октября 1990 года, сказано: «Во время службы в одной из частей, в батальоне по доставке горючего, майор Кочкин, говоря о необходимости соблюдения правил безопасности, рассказал следующее: «Мы перевозили ракетное топливо. Из-за неисправности задвижки на одной из улиц Черновцов топливо пролилось. Все содержимое цистерны вылилось».
С одним из солдат части, в которой служил Рыхло, А. Климовым, мне удалось поговорить. Вот что он рассказал: «Ракетное топливо состоит из нескольких компонентов: сомин, меланж и др. Меланж -- это окислитель. Водителей, которые перевозят это топливо, потом тошнит кровью. Как правило, сомин развозят на КрАЗах или «Уралах». У КрАЗа вместимость 7 тонн, у «Урала» -- 5».
Можно представить, каким был масштаб утечки этого топлива, если в цистерне почти ничего не осталось! Военная прокуратура, проводя расследование, допросила командира части, провозившего через Черновцы топливо, -- майора Кочкина. Он опроверг показания четырех свидетелей. Но самое интересное, что в прокуратуре на основании его показаний сделали вывод, что все версии о «военной» причине вспышки заболевания в Черновцах не имеют основания
В город приезжал английский корреспондент Стив Гайд. Он знакомился с материалами этого дела, взял у многих пострадавших биопробы для проведения анализов в Англии. Некоторое время спустя Гайд прислал письмо, в котором сообщил: результаты анализов показали, что таллия в организмах детей нет. Скорее всего, причина вспышки заболевания -- поражение населения составными ракетного топлива. Причем, подчеркивает Стив, отравления таллием и составными ракетного топлива имеют сходные симптомы: тотальное облысение, галлюцинации. Но если таллий не рецидивирует в организме, то поражение ракетным топливом, наоборот, постоянно дает рецидивы, поражаются внутренние органы. Сегодня (1994 год. -- Авт. ) мы можем говорить о том, что семь черновицких детей стали инвалидами II группы
А в 1992 году сотрудники Львовского института акушерства, гинекологии и наследственных заболеваний, обследовав группу детей, пришли к выводу, что патологические изменения в их организмах происходят и сейчас »
-- Хотелось бы, чтобы одна из улиц в Черновцах была названа в честь Виктора Фрейлиха, -- говорит Наталья Шевчук. -- Он это заслужил. И очень хотелось бы узнать, что именно произошло в Черновцах летом 1988 года
3109Читайте нас в Facebook