ПОИСК
Политика

Почему так дорого обходятся дешевые отечественные удобрения?

0:00 16 декабря 2003
Юрий ПЕТРОВСКИЙ «ФАКТЫ»

На минувшей неделе «ФАКТЫ» уже писали о проблеме обеспечения сельского хозяйства минеральными удобрениями отечественного производства (»ФАКТЫ» от 11 декабря сего года). О важности поднятой темы говорит тот факт, что в Кабмине готовится документ по ограничению экспорта фосфатных и азотных удобрений, произведенных в Украине. «Я не скажу, что экспорт полностью остановится. Но три следующих месяца химические предприятия будут работать исключительно на интересы национального хлеба», -- заявил вице-премьер Иван Кириленко.

Итак, очевидно, будет ограничен не импорт, а экспорт с одновременной выплатой селянам дотаций на покупку украинских удобрений. Но, по сути, это «мягкая» попытка ограничения импорта. Таким образом, наш прогноз по развитию рынка удобрений, к сожалению, оправдался: снова мы снимаем боль, но не лечимся.

По словам министра аграрной политики Сергея Рыжука, дотации вводятся для «роста конкурентоспособности украинских удобрений». Добавим: иллюзорной конкурентоспособности. Удобрения станут лучше? Нет. Дешевле? На первый взгляд -- да, на самом деле -- вряд ли. Приплачивая селянам, то есть создавая видимость, что удобрения подешевели, решено прикрывать за счет бюджета неповоротливость наших химиков. Допустим, в будущем году урожай удастся поднять. А дальше? Вряд ли стоит надеяться, что «прибыль», полученная производителями удобрений за счет бюджета, будет реинвестирована на развитие производства -- ее просто не хватит. В прошлом году два действующих производителя фосфатов получили прибыли не более 1 миллиона гривен, в то время как для реконструкции их производств требуется не менее 100 миллионов долларов. Зачем приучать производителей к бюджетным средствам и рисковать тем, что в отрасли наступит застойная тишь?

Вместе с тем именно в этой отрасли есть весомый резерв для прорыва. По мнению ряда экономистов, Украина уже имеет как минимум две точки роста: черную металлургию, получающую миллиардные прибыли и реинвестирующую 60--70% от них в развитие производства, и авиапром, развитие которого стимулирует государство. И теперь есть возможность установить еще одну, а в перспективе -- еще две зоны роста.

РЕКЛАМА

В стране есть и сырьевая база, и производственные мощности для роста индустрии минудобрений. Например, Федоровское месторождение, о котором «ФАКТЫ» уже писали, в состоянии полностью загрузить все производства -- и действующие, и остановленные -- и дать качественное сырье для титановой отрасли. Есть квалифицированные специалисты. Это уже сильная позиция, с которой можно, не унижаясь, искать достойного партнера, обладающего капиталом. А с ним придут и современные технологии, и менеджмент.

Инвесторы готовы к сотрудничеству, они лишь ожидают хотя бы минимального «потепления» инвестиционного климата. Наше законодательство несложно модифицировать под европейское и на высоком политическом уровне гарантировать безопасность инвестиций. Это еще одна сильная позиция в переговорах с инвестором. А объединив активы, можно создать, скажем, на территории АР Крым, образцовый европейский концерн наподобие знаменитого NORSK HYDRO.

РЕКЛАМА

Но пока преобладает другой подход. «Я просил 350 миллионов гривен, значит, 140 миллионов гривен -- это нормально», -- отметил министр Сергей Рыжук. Видно, принципы работы остаются неизменными: попросить вдвое больше, чем, вероятно, дадут, и ждать. А вдруг еще удастся заставить всех покупать наш товар?

РЕКЛАМА

214

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров