ПОИСК
Политика

Председатель государственной таможенной службы украины николай каленский: «дешевая таможня выгодна многим -- только не государству»

0:00 23 декабря 2003
Валерий РЫБЯНЦЕВ специально для «ФАКТОВ»
С 1 января вводится в действие новый Таможенный кодекс

 

С 1 января вводится в действие новый Таможенный кодекс

Некоторые, в том числе предприниматели, побаиваются, что новые правила Таможенного кодекса усложнят их жизнь, другие считают, что теперь таможенные процедуры упростятся. О реальном положении дел, а также о том, что ожидает нас с Нового года на границе, «ФАКТАМ» рассказал главный таможенник страны Николай Каленский.

«Для граждан таможенные правила не изменятся»

-- Николай Николаевич, что ожидает предпринимателей и простых граждан с 1 января на украинской таможне?

-- Во-первых, хочу успокоить всех, кто ездит за границу или оформляет внешнеэкономические грузы: с Нового года таможенные органы не остановят свою работу, более того станут работать в усиленном режиме. На последнем совещании я рекомендовал начальникам таможенных органов отказаться от рождественских отпусков и временно не это время ввести дежурства руководящего состава таможен. Рабочая группа будет трудиться и в центральном аппарате. Одним словом, все меры приняты, задержек в оформлении не будет.

РЕКЛАМА

-- А как быть людям, которые проведут Новый год за границей, -- их впустят назад в Украину?

-- Безусловно, физическим лицам вообще переживать не стоит -- для них правила с Нового года не изменятся. Таможенные процедуры для граждан в последние годы достаточно упрощены, и новый кодекс не содержит каких-либо усложнений таможенного контроля. Во всяком случае, правила перемещения личных вещей, валюты и ценностей останутся такими, как прежде.

РЕКЛАМА

-- А что вы сегодня можете сказать об эксперименте, начавшемся в июне текущего года и названном в народе «зеленым коридором». Его действие закончилось 1 декабря?

-- Упрощенная технология таможенного и пограничного контроля граждан в пунктах пропуска уже внедрена на постоянной основе -- эксперимент полностью себя оправдал. Нам удалось достичь ускорения и упрощения всех процедур для физлиц в пунктах пропуска, и при этом показатели правоохранительной работы не упали. Следующим шагом должно стать создание «зеленых коридоров» для предпринимателей. Кстати, недавно я подписал приказ, согласно которому таможенные процедуры упрощены для бизнесменов всех уровней и практически сведены к минимуму для тех, кто не был замечен в нарушениях таможенного и налогового законодательства.

РЕКЛАМА

-- В деловых кругах бытует мнение, что новый кодекс существенно усложнит их жизнь. Это правда?

-- Кодекс позволит нам эффективнее бороться с таможенным мошенничеством, поэтому отдельным предпринимателям он не нравится. Для законопослушных же -- только упрощение процедур. А что касается отзывов о самом кодексе, то, по-моему, больше всех критикуют его не читавшие. Иногда кажется, что на негативных оценках Таможенного кодекса некоторые «эксперты» пытаются сделать себе рекламу. Конструктива в этих отзывах я не видел.

«Тотального контроля не будет»

-- В чем же все-таки секрет упрощения таможенных процедур и когда, пересекая границу, мы перестанем ее замечать?

-- Секрета здесь нет: простые и прозрачные правила игры, получение и обработка оперативной информации плюс анализ рисков. В результате получаем вместо выборочного, а иногда и тотального контроля, узконаправленный, и большинство законопослушных граждане его просто не замечают. Недавно в таможенной службе создано центральное бюро анализа рисков, главная задача которого -- создание системы направленного таможенного контроля. Мы уже давно изучаем опыт европейских государств в этом направлении, и я уверен, что этот путь -- перспективный.

-- А что это такое -- анализ рисков?

-- Приведу такой пример: директор фирмы каждую неделю ездит за границу, якобы на переговоры, а фирма, которую он возглавляет, не производит ни одной внешнеэкономической операции. Теоретически такое может быть, но, дабы исключить сомнения, стоит хотя бы один раз неожиданно проверить его багаж. Ведь согласитесь, ситуация выглядит довольно странно.

Системный анализ рынка и условий осуществления внешнеэкономических операций, а также предыдущих взаимоотношений фирмы или гражданина с таможенными органами дает возможность с большой вероятностью определить те случаи, когда необходим тщательный досмотр. Как следствие -- в остальных случаях таможенные процедуры существенно упрощаются.

«Суд принял решение, и нам ничего не остается, как оформить партию холодильников по цене… 20 долларов за елдиницу»

-- В этом году впервые украинский бюджет выполняется своевременно. Какова в этом доля таможенников?

-- Приблизительно каждая пятая гривня отечественного бюджета перечисляется таможенной службой. В последние годы мы регулярно перевыполняем бюджетные показатели, которые, кстати, из года в год растут. Если в 2001 году таможенники перечислили в казну около 6,5 млрд. грн. , в 2002 году -- почти 10 млрд. , то в текущем мы планируем выйти на показатель 13,8 млрд. грн. Таким образом, за два года платежи выросли более чем в два раза.

-- А с чем связан столь стремительный рост платежей, что, так сильно увеличился товарооборот?

-- Товарооборот, безусловно, растет, но оценить абсолютный показатель этого роста сложно. Усиливая контроль достоверности декларирования товаров, мы фактически выводим их из тени, что увеличивает легальный импорт. Только в результате усиления контроля таможенной стоимости товаров их общая стоимость за 11 месяцев текущего года увеличилась на 2,7 млрд. грн. В итоге выросла общая сумма импорта и база налогообложения, хотя фактическое количество ввозимых товаров в этом случае не изменилось. При этом некоторые суды продолжают принимать, мягко говоря, странные решения касательно таможенной стоимости. Последний пример -- оформление партии холодильников по цене около 20 долларов США на Карпатской региональной таможне. Эта цена меньше стоимости даже игрушечной стиральной машины, однако суд принял решение -- и нам ничего не остается, как оформить груз. Аналогичные примеры можно приводить и по другой бытовой технике, товарам легкой промышленности, бытовой химии и т. д.

-- И в чем вы видите решение этой проблемы?

-- Требования Всемирной торговой организации (ВТО), куда Украина намерена вступить в ближайшее время, не позволяют государственным органам вмешиваться в ценовую политику предпринимателей, поэтому от принудительной таможенной оценки, которую мы иногда осуществляем, нужно переходить к системному контролю оборота импортных товаров на внутреннем рынке. Дело в том, что при условии полной уплаты налогов после реализации товаров, предпринимателям невыгодно было бы занижать их таможенную стоимость. Поэтому в государствах -- членах ВТО таможенники могут в течение 3--5 лет отслеживать дальнейшее использование товаров, которые проходили таможенную очистку. В Украине таких механизмов нет. Мы договорились с налоговой администрацией о совместных проверках субъектов внешнеэкономической деятельности, но это только первый шаг. Таможенные органы должны проводить полноценный пост-аудит внешнеэкономических операций, а для этого необходимо создать специальные подразделения и наделить их соответствующими полномочиями. Законопроект об этом уже подготовлен.

-- Но еще один контролирующий орган только усложнит и без того нелегкую жизнь предпринимателей?

-- Во-первых, только тех, кто нарушает закон, а во-вторых, проведение пост-аудита даст нам возможность существенно упростить процедуры оформления грузов, что полностью компенсирует осложнения в текущей работе предприятий. Более того, никто не говорит, что этот контроль должен быть всеобщим. Сегодня, скажем, предприниматель оформляет партию кожаной обуви по цене 1 доллар за пару. Нет проблем, мы не будем ему препятствовать, но он может не сомневаться, что через некоторое время мы придем и проверим, по каким ценам обувь была продана и все ли налоги с реализации уплачены. Так работают европейские таможенные службы, и могу утверждать, что проблема занижения таможенной стоимости в Европе не стоит так остро.

-- Но все-таки существует?

-- Все законы в мире пишутся из расчета на законопослушных граждан. Таможенники большинства государств расследуют схемы уклонения от налогов. Но я уверен, что там факты таможенного мошенничества являются единичными и легко раскрываются путем получения оперативной информации и анализа рынка.

-- Для получения информации и проведения расследований нужны специальные полномочия?

-- Я уже устал на всех уровнях приводить пример, что из всех стран СНГ не признали свою таможню правоохранительным органом только Украина и Казахстан (у которого лишь одно сопредельное государство -- Российская Федерация). В Украине предоставление отдельным таможенным подразделениям права на экономическую разведку стало вопросом большой политики. И при этом именно таможенников всегда обвиняют в недостаточной борьбе с контрабандой. С каждым годом мы наблюдаем тенденцию к усложнению форм контрабанды. Нарушители все реже просто прячут товары. Махинации с таможенными документами, кодами товаров, таможенной стоимостью -- вот способы воровства денег из госбюджета, которые в пункте пропуска вычислить просто невозможно. Даже если мы поставим себе за цель выявление всех нарушений непосредственно на границе, ни о каком упрощении процедур и речи быть не может. Попробуйте представить себе, что таможенники станут разгружать на границе каждое транспортное средство, включая поезда и морской транспорт?

Трудно инспектору с зарплатой уборщицы банка не поддаться соблазну

-- В бюджете на 2004 год предусмотрено увеличение финансирования гостаможни. С чем это связано?

-- Дешевая таможня выгодна многим -- только не государству. Таможня должна быть лицом Украины и защищать экономические интересы государства. А для выполнения этих функций необходимо обеспечить таможенников всеми необходимыми ресурсами, как финансовыми, так и техническими. В следующем году мы планируем обеспечить пункты пропуска современным сканирующим оборудованием и другими техническими средствами, что уже само по себе даст возможность упростить некоторые процедуры. Из года в год нагрузки и абсолютные показатели работы таможенной системы растут, а штатная численность остается неизменной. По теории менеджмента в таких случаях начинает страдать качество работы, поэтому уже в ближайшее время нам придется пересмотреть фактические нагрузки на отдельные таможенные органы и оптимизировать их штатную численность. Яркий пример -- ситуация на Киевской региональной таможне. Обеспечивая треть всех поступлений в госбюджет от таможенной системы, штатная численность таможни составляет всего 18-ю часть от общего количества украинских таможенников. Кроме того, следует признать, что заработная плата таможенного работника не выполняет стимулирующей функции и не адекватна той ответственности, которая на него возлагается. Согласитесь, трудно инспектору с зарплатой уборщицы банка отказаться от соблазна, когда одна его подпись может сэкономить предпринимателю десятки тысяч гривен…

-- Вы полагаете, увеличение зарплаты искоренит коррупцию?

-- Не только увеличение зарплаты. Зарплата -- только один из важных факторов. Кроме этого, необходимо еще максимально ликвидировать экономические предпосылки таможенного мошенничества, а также усилить контроль за действиями подчиненных. Не секрет, что сегодня таможенная служба не имеет эффективного механизма самоочищения. В таможнях работают подразделения собственной безопасности, все полномочия которых сводятся к документальной проверке жалоб граждан. Эти подразделения не могут даже составить протокол о коррупции, могут лишь передать материалы проверки правоохранительным органам. А там, как показывает практика, наши материалы нередко растворяются в воздухе. И при этом, если анализировать редкие случаи доведения подобных дел до суда, просто диву даешься их мелочности. В Сумской области инспектор за одну ночь по каким-то причинам не насчитал единый сбор с трех автобусов (всего менее 100 гривен), скорее всего, просто забыл -- правоохранителями было составлено три(!) протокола о коррупции, по каждому автобусу. Суд принял решение: освободить инспектора от ответственности и вынести ему предупреждение…

-- Каким вы видите выход из ситуации?

-- Прежде всего, нам нужен дисциплинарный устав, который уже принят Верховной Радой в первом чтении. Документ существенно повысит уровень личной ответственности каждого сотрудника за доверенный ему участок работы. Кроме того, подразделениям собственной безопасности необходимо предоставить право составлять протоколы о коррупции и проведении досудебного следствия, с тем чтобы материалы не гуляли по разным инстанциям и мы сами могли доводить дела до суда. Только тогда таможенная служба сможет нести полную ответственность за состояние дел.

Проверка стала в определенном смысле экзаменом на способность отстаивать интересы службы

-- В октябре закончилась проверка таможенной службы, по результатам которой Президент подписал два указа. Что эти указы означают для таможенников?

-- Решение Президента о проведении проверки таможенной системы было очень актуальным и необходимым, в первую очередь для самих таможенников. Оценка же, данная нам главой государства, сурова и справедлива: несмотря на существенные достижения, в работе таможенной службы есть ряд недостатков. Я, как председатель таможенной службы, с таким выводом полностью согласен и осознаю степень своей личной ответственности перед Президентом за такое состояние дел. И тут есть над чем задуматься каждому работнику таможенной системы -- от инспектора до заместителя председателя службы. Об этом я говорил на расширенном заседании коллегии Гостаможслужбы уже через три дня после подписания указов. Таможенники сами привыкли быть в роли проверяющих, а их за годы независимости никто не проверял, поэтому проверка стала в определенном смысле экзаменом на способность отстаивать интересы службы для руководителей таможенных органов. К сожалению, экзамен сдали не все… А Указ Президента «О мерах по повышению эффективности работы таможенной службы Украины» является судьбоносным для нас. В нем заложены все предпосылки для существенного улучшения работы таможенной службы. Теперь все наши усилия направлены на обеспечение безусловного исполнения этого документа.

-- Как вы оцениваете выводы комиссии? Не считаете ли их слишком пессимистическими?

-- Среди проверяющих были прежние сотрудники таможенной службы, которые из-за недостатков в работе не нашли себе места в этой системе. Вероятно, поэтому, работа проверяющих направлялась исключительно на поиск недостатков. Мы были открыты для проверки, по первому требованию предоставляли все документы, которые свидетельствуют как о наших проблемах, так и о достижениях. Но, на мой взгляд, проблемным материалам уделялось значительно больше внимания, нежели достижениям таможенников. Наверное, поэтому заключение комиссии было несколько односторонним, поскольку базировалось на материалах проверяющих. Кроме того, большинство проблем, «записанных» на наш счет, имеют глубинные причины, они заложены еще на этапах создания и формирования таможенной службы. Это и непризнание таможенной службы правоохранительным органом, и отсутствие полномочий на проведение аудита субъектов внешнеэкономической деятельности, и многие другие организационные просчеты, которые не дают возможности таможенной службе качественно выполнять поставленные перед ней задачи. Иногда таможенники вынуждены были работать «под крышей».

-- Президент поручил вам провести реорганизацию таможенной системы. С чем это связано?

-- Таможенные органы работают на всей территории Украины и обеспечивают поступления в местные бюджеты, поэтому совершенно очевидно, что структуру таможенной системы следует строить исходя из административного деления государства. В ближайшее время мы сократим количество региональных таможен, что позволит нам освободить большое количество таможенников от бюрократической работы и направить их для осуществления таможенного контроля и оформления. Этот шаг также приведет к ускорению процедур.

 


1026

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров