На территории снг продается в сотни раз больше «грузинских» вин, чем способна произвести эта республика
Довольно часто на наших прилавках, в основном на рыночных, можно видеть изделия, очень напоминающие по виду продукцию известных фирм, но чем-то неуловимо от нее отличающуюся. Это могут быть и продукты питания, и одежда, и бытовая техника. Спрос на эти товары неизменно высок. Ведь они похожи на те вещи, которые можно увидеть в рекламе, но при этом стоят существенно дешевле. Многие люди, не знающие современных рыночных приемов, покупают такие товары и неожиданно убеждаются, что они отнюдь не обладают теми качествами, которых от них ожидают.
Однако рано или поздно производителям товаров-двойников приходится столкнуться с законом, поскольку подобные действия квалифицируются как проявления недобросовестной конкуренции и запрещены законом. О том, как государство защищает производителей и потребителей от подобных действий непорядочных предпринимателей, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины Сергей Стефановский.
«Вместо известного продукта покупатель может приобрести похожий на него»
-- Часто ли вам приходится сталкиваться с фальшивыми товарами, имитирующими изделия известных фирм?
-- Подобная деятельность не является фальсификацией в чистом виде. Подделка -- это когда производитель пытается выдать свой товар за чужой. Он максимально точно воспроизводит внешний вид изделия и упаковки, указывает название и адрес фирмы-изготовителя оригинального товара. Подделки на нашем рынке тоже присутствуют, однако их производство является нарушением не антимонопольного законодательства, а Уголовного кодекса. Поэтому фальсификаторами занимаются правоохранительные органы.
Однако очень многие фирмы, как у нас, так и за рубежом, идут иным путем. Они выпускают товары, присваивая им названия такие же или похожие на известные торговые марки. Дизайн упаковки тоже разрабатывают таким образом, чтобы он был похож на чужой, но все же имел определенные различия. Адрес указывают свой. Поэтому фальсификации в данном случае нет.
Чаще всего на подобные приемы идут производители, которые хотят существенно увеличить объем продажи своей продукции, не тратясь при этом на рекламу. Потребитель, не искушенный в технологических тонкостях, может эти товары перепутать и купить не известный продукт, а похожий на него.
Таким образом, фирма бесплатно пользуется добрым именем конкурента и деньгами, которые тот вложил в рекламу и раскрутку своей продукции. Это нарушает закрепленный в Законе «О защите от недобросовестной конкуренции» принцип свободной конкуренции и равенства всех производителей. Законом установлено, что запрещается производить товары, которые были бы похожи на другие, аналогичные, до такой степени, что потребитель мог бы их перепутать. Каждый товар должен отличаться от аналогичного настолько, чтобы его можно было распознать даже при беглом взгляде.
«Десятки видов «Боржоми», еще недавно выпускавшихся в каждой области Украины, не имели ничего общего с грузинской минеральной водой»
-- Какие товары чаще всего становятся жертвами недобросовестной конкуренции?
-- Очень часто приходится сталкиваться с недобросовестной конкуренцией в производстве товаров повседневного спроса: спиртных и безалкогольных напитков, продуктов питания, лекарств.
Например, в свое время в Украине выпускалось огромное количество разновидностей минеральной воды «Боржоми». Каждая область разливала свою. Все эти воды отличались этикетками, тарой, названиями фирм-производителей. Роднило их только одно -- они не имели никакого отношения к настоящей «Боржоми» и вообще к минеральной воде. Зато все этикетки были похожи на те, которые украшают бутылки с настоящей «Боржоми». Разные фирмы просто брали воду из-под крана и добавляли туда некоторое количество соли и соды. Сегодня производство искусственной «Боржоми» на территории Украины практически прекращено.
Досталось от отечественных производителей и другому национальному грузинскому напитку -- вину. На территории СНГ продается в сотни раз больше «грузинских» вин, чем способна произвести эта небольшая республика. Нам пришлось разбираться с несколькими украинскими предприятиями, производившими подобные вина. Здесь оказалось провести грань труднее, чем в случае с минеральной водой. Производители, как правило, показывают документы, свидетельствующие о том, что виноматериалы вывезены из Грузии и, следовательно, их продукция может носить грузинские названия. Однако, чтобы не вводить людей в заблуждение относительно производителя этого вина, мы запретили наносить на бутылочные этикетки название Государственного департамента виноделия и виноградарства Грузии «Самтрест», указание происхождения «Georgian vine» (»Грузинское вино») и изображения чужих медалей.
Впрочем, и наши напитки во многих случаях становятся жертвами недобросовестной конкуренции. АМК собрал целую коллекцию водок, вин и безалкогольных напитков, выпущенных разными предприятиями, но часто трудно различимых по внешнему оформлению. Например, шампанское. Одно называется «Адмиральское», другое -- «Адмиралтейское». Дизайн этикеток схож. Человек, который не изучал вопрос специально, вообще не разберется, какое из них «правильное».
А вот водка «Волынская», выпущенная за пределами Волыни, но очень похожая на настоящую. Производитель оправдывает себя тем, что вообще не разрабатывал дизайн. К нему обратилась некая фирма и заказала партию водки, этикетки для которой предоставила сама. На заводе и не знали, что существует предприятие, производящее водку с такой же этикеткой.
-- Вообще-то полиграфия и пробка у «ненастоящей» водки даже лучше, чем у оригинальной.
-- Да, в общем, к качеству оформления и самого напитка у нас претензий нет. АМК вообще не занимается оценкой потребительских свойств. Наша забота -- честная конкуренция. И если предприятие продвигает свой товар при помощи запрещенных приемов, то, будь он даже самый качественный, мы должны прекратить его выпуск.
-- А как при таком сходстве разобраться, какой товар настоящий, а какой нет?
-- В случае, если речь идет об известной зарубежной торговой марке, разобраться легче, поскольку у западных предприятий, как правило, все имущественные и интеллектуальные права защищены.
Например, одна индийская фирма выпустила на наш рынок таблетки для лечения печени под названием «Эссел Форте». Дизайн их упаковки очень походил на оформление упаковки известного лекарства «Эссенциале Форте», что могло ввести покупателей в заблуждение. Производитель «Эссенциале» обратился в комитет с жалобой на недобросовестную конкуренцию.
В процессе расследования индийская фирма предоставила документы о том, что ее препарат прошел все необходимые исследования в Украине и разрешен Минздравом. Все правильно. Ни у кого претензий к качеству препарата и не было. Просто, входя на рынок, не надо пытаться завоевать популярность за счет других. Сегодня этот инцидент уже улажен. Индийская фирма разрабатывает новый дизайн упаковки и будет рекламировать свой товар самостоятельно.
«Прекратить недобросовестную конкуренцию в случаях, если товар ввезен из-за рубежа, бывает очень сложно»
-- Однако не всегда ситуация так очевидна. Предположим, один производитель жалуется на другого, который выпускает товар с похожим дизайном. Тот, в свою очередь, может заявить, что все наоборот -- это его копируют, чтобы воспользоваться его добрым именем. Как установить, кто прав?
-- Такие ситуации бывают. И разобраться, кто прав, подчас бывает довольно сложно. Многие предприятия выпускают свою продукцию без защиты прав на торговую марку. Их руководители, воспитанные в советское время, еще не привыкли к тому, что все надо защищать охранными документами. В то же время другая фирма может выпустить похожий товар и позаботиться о регистрации торговой марки. А когда начинается разбирательство, эта фирма предъявляет свидетельство о регистрации и совершенно обоснованно говорит, что торговая марка зарегистрирована на нее и закон нарушает жалобщик, пользующийся чужой маркой. По документам, будто бы, все правильно, но такое решение противоречит здравому смыслу.
Учитывая особенности украинского рынка, мы в основном обращаем внимание не на то, кто первый зарегистрировал торговую марку, а кто первый начал выпускать и реализовывать под ней товар, то есть имеет приоритет в использовании торговой марки в хозяйственной деятельности.
-- Все-таки все однородные товары в той или иной степени похожи. Каким образом определяется та степень сходства, которая вступает в противоречие с законом?
-- Естественно, такие оценки всегда субъективны и зависят от того, кто их выносит. При рассмотрении некоторых дел приходится обращаться за помощью к экспертам в области интеллектуальной собственности, которые определяют, насколько велика вероятность, что представленные товары и деятельность их производителей могут быть перепутаны.
Например, одно украинское предприятие выпускало напиток под названием «Фантазия». Оформление бутылки можно было считать оригинальным. Однако компания «Кока-Кола» обратилась с жалобой, что напиток может быть перепутан с «Фантой», так как его название на бутылке было написано в две строки «Фанта-зия». Причем вторая строка была набрана более мелким шрифтом. Таким образом, доминирующая первая часть названия напитка могла быть прочитана как «Фанта». И хотя бутылка отечественного напитка действительно практически ничем не походила на «Фанту», мы после консультации со специалистами все же приняли решение, что в данном случае бутылки можно перепутать, признали действия производителя незаконными и оштрафовали его на 20 тысяч гривен.
В то же время бывают случаи, когда и без специалистов можно разобраться. Например, некая фирма из Одесской области выпустила напиток под названием «Peps!». Этикетка на бутылке практически полностью повторяла этикетку «Pepsi». Небольшие отличия были только в цветовом решении и в том, что в названии напитка латинская «i» была заменена восклицательным знаком. Не надо быть большим психологом, чтобы понять: производитель напитка «Peps!» пытался имитировать чужую продукцию.
-- Хорошо, когда приходится иметь дело с отечественными производителями. В этом случае государство может навести порядок самостоятельно. А как быть, если товар, похожий на известный, был ввезен из-за рубежа?
-- Действительно, прекратить недобросовестную конкуренцию в таких случаях сложно. Ведь производителя не только достать, но и найти бывает трудно. На нашем рынке представлена индийская зубная паста «Промис». Фирма-производитель обратилась к нам с жалобой на то, что в продаже появилась паста с таким же названием и дизайном коробки. Адрес производителя на упаковке вообще указан не был. Проведенное нами расследование показало, что эта паста завозится из Болгарии.
Найти и наказать недобросовестного производителя нам не удалось. Поэтому впервые в нашей практике было принято нестандартное решение: Антимонопольный комитет признал незаконными действия оптовых поставщиков болгарского «Промиса» в Украину и оштрафовал их в общей сложности на 83 тысячи 500 гривен.
Читайте нас в Facebook