Председатель правления оао «нзф» владимир куцин: «никопольский завод ферросплавов в мире уважают, с ним считаются и немного побаиваются»
День металлурга пришел к нам из советской эпохи. И чего греха таить -- всегда имел определенный налет помпезности. Но сегодня даже эту помпезность металлургам можно простить. Достижений у отечественного ГМК много, и они довольно серьезные как с точки зрения работы металлургических предприятий, так и с точки зрения вклада отрасли в экономику страны и бюджет государства. О достижениях и проблемах, успехах и угрозах для отечественной металлургии мы беседуем с человеком, чье имя известно каждому металлургу страны, чье слово имеет значительный вес в деловой среде Украины, с Владимиром Куциным, председателем Правления крупнейшего в мире предприятия по производству ферросплавов -- Никопольского ферросплавного завода.
«Не вижу ничего плохого, что металлургия на особом счету в стране»
-- Владимир Семенович, накануне любого профессионального праздника -- и День металлурга не исключение -- принято говорить на две темы: о достижениях и о проблемах. Что, по Вашему мнению, является главным достижением отечественной металлургии сегодня и что -- основной проблемой?
-- Если говорить о сегодняшнем дне, то к достижениям я бы в первую очередь отнес рост объемов производства. За полгода по разным металлургическим предприятиям он составил от 5 до 15 процентов. Это нормальная динамика, отражающая стойкую тенденцию к росту. Финансовые показатели -- объем товарной продукции, прибыль -- далеко не всегда и не у всех растут параллельно с объемами производства, но все-таки рост объемов -- важный индикатор. Если предприятие наращивает производство -- значит, его продукция находит сбыт. На украинском и на экспортных рынках. Стало быть, отрасль в целом сегодня на подъеме. Но с другой стороны, мы четко представляем себе состояние основных фондов предприятий горно-металлургического комплекса. Они в значительной степени изношены, и это, на мой взгляд, основная проблема отрасли на сегодняшний день. Не приступив к ее решению, мы не можем говорить о долгосрочных перспективах отечественной металлургии.
-- Что Вы понимаете под долгосрочными перспективами отрасли?
-- Переход к выпуску высокотехнологичной продукции для конечного потребителя. К великому сожалению, украинская металлургия -- «отрасль полуфабрикатов»: мы в большей степени торгуем продукцией, требующей дальнейшего передела. Такая ситуация по-настоящему тревожит. И если на четвертом переделе -- в производстве труб, железнодорожных колес -- активно работают, то на переделах первых уровней ситуация пока что значительно хуже.
-- Интересно, что вы говорите об изношенности основных фондов. Как правило, директора предприятий говорят о других проблемах -- невозврате НДС, высоких тарифах, об отсутствии государственной поддержки отрасли. Металлургов же, напротив, упрекают в том, что у государства они -- на «особом счету».
-- В том, что металлургия может и должна быть, как вы сказали, «на особом счету» у государства, я не вижу ничего плохого. Ведь экономика Украины строится на двух опорах: аграрном секторе и металлургии. Украина -- это житница Европы, но Украина -- это и кузница. Житницей мы пока не стали -- сказывается экстенсивность развития нашего аграрного сектора, нехватка инвестиций, медленное реформирование. Поэтому надо всячески поддерживать другую опору -- металлургию. Другое дело, что мы имеем в виду под поддержкой. Моя позиция в том, что речь должна идти не о каких-то особых льготах и привилегиях, а о разработке и проведении единой государственной политики -- для всего горно-металлургического комплекса в целом. Мы любим говорить о том, что металлургия дает 43% валютной выручки страны, более 25% ВВП. Однако «обратная связь» пока что недостаточна. Проблемы ставятся, но их решения чаще всего носят характер декларативных заявлений.
-- Никопольский завод ферросплавов во многих отношениях выделяется на фоне украинской металлургической отрасли. Изменилась ли за последние полгода ситуация на заводе в сфере производства и сбыта продукции?
-- Мы выделяемся на фоне не только украинской отрасли. На сегодняшний день НЗФ -- крупнейшее в мире предприятие по производству ферросплавов. Если говорить о последнем полугодии, то наша динамика по всем параметрам положительная. Рост производства -- 8,9%. Чистая прибыль, полученная по итогам полугодия, -- 12 миллионов гривен. Рост заработной платы -- 12% (при меньшем в десять раз уровне инфляции), размер ее в первом квартале был самый высокий в отрасли. На рынки за пределами СНГ отгружается 55--60% продукции предприятия, и в последние два месяца наметилась тенденция к росту отгрузок на экспортные рынки.
-- Далеко не все металлургические предприятия работают так же успешно, как НЗФ. В том числе -- и среди ферросплавщиков. В чем, по-вашему, секрет успеха?
-- Секрета никакого здесь нет. Никопольский завод ферросплавов -- один из немногих, кто достиг необходимого баланса интересов всех заинтересованных в его развитии сторон: акционеров, менеджмента, работников предприятия и государства. И вторая основа -- политика технического перевооружения: модернизация мощностей на НЗФ направлена не только на обеспечение текущей работоспособности завода, но и на долгосрочную перспективу.
«Мы платим государству не только налоги, но и дивиденды»
-- Вы упомянули об интересах государства. Оно является акционером предприятия. Насколько оно получает эффект от работы НЗФ?
-- Наш завод -- одно из немногих предприятий отрасли, от работы которого государство получает конкретный экономический эффект не только в виде уплаченных налогов (а это в среднем около 10 миллионов гривен в месяц), но и в виде дивидендов. Еще в 1999 году завод, как и многие предприятия отрасли, работал с убытком, и ни о каких дивидендах на государственную долю не могло идти речи. А уже за 2000--2001 годы предприятие уплатило государству около 50 миллионов гривен. НЗФ был признан лидером по выплате дивидендов государству среди всех предприятий страны, в которых государственный пакет управляется частной компанией. И я уверен в том, что и в дальнейшем предприятие будет работать стабильно и успешно, и государство будет получать свои дивиденды. Правда, если не будут создаваться искусственные проблемы. Уже в пятый раз за последние два года в результате действий регистратора срывается собрание акционеров. В итоге завод, получивший прибыль, не имеет юридической возможности распределить ее согласно воле акционеров, в частности -- выплатить дивиденды государству. Абсурдность такой ситуации не вызывает сомнений. Но с такой проблемой столкнулось не только наше предприятие, и решение ее лежит в законодательной плоскости.
-- В конце мая были окончательно подведены итоги конкурса по продаже 25% пакета акций предприятия, пакет приобрел консорциум «Приднепровье». Как изменилась ситуация на предприятии в результате этого конкурса?
-- Главным результатом является стабильность. Стабильность в вопросах собственности и управления. Наше предприятие -- экспортно-ориентированное, его экономика зависит от отношений с потребителями продукции на Западе и в других регионах мира. А за рубежом придают большое значение вопросам собственности и управления предприятием. Неопределенность могла привести к отказу потребителей и партнеров работать с нами, и это была большая угроза. С подписанием договора купли-продажи и договора на управление с консорциумом «Приднепровье» эта угроза была снята. Что само по себе положительно отразилось на работе предприятия. В последние два месяца увеличились темпы прироста объемов производства и прибыли. Немаловажно и то, что собственник сразу приступил к модернизации производства. В плане на 2003 год предусмотрены в общей сложности 25 мероприятий. В частности, печь ь6 девятого цеха в этом году будет переведена на производство среднеуглеродистого ферромарганца. С 1 августа планируется запуск линии брикетирования отсева. И, конечно, наиболее яркий пример стратегического подхода акционеров к модернизации производства -- выпуск нового продукта -- ферросилиция, который завод начал накануне Дня металлурга. В течение двух месяцев мы проводили реконструкцию печи ь16 и сегодня уже получили первую плавку. Выпуск нового продукта усилит позиции завода как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Я считаю, что решение о выпуске ферросилиция стратегическое. И оно открывает новые перспективы сбыта для нашей продукции.
«Нас хотят видеть скорее партнером, чем соперником»
-- НЗФ в последние годы стал «зарплатным» лидером. Заработки заводчан -- пример и для Никополя, и для коллег-металлургов
-- Средняя зарплата в первом полугодии составила 860 грн. А с 1999-м уровень зарплаты заводчане уже и не сравнивают -- тогда она еле преодолевала барьер в 400 гривен. Но 860 -- это средний уровень, а в цехе производства ферросплавов зарплата достигает тысячи, у ряда специалистов -- около полутора тысяч. И все-таки я считаю, что надо работать над тем, чтобы повышать зарплату -- некоторые идеи на этот счет имеются. Однако здесь есть один нюанс. Вся наша предыдущая жизнь проходила под декларации о том, что нужно «платить по труду». На деле же была уравниловка. Сегодня мы ушли от этого порочного принципа. Я поставил задачу: зарплату повышать надо. Но по вкладу каждого! Общего, «усредненного» повышения не должно быть. И не будет. Тот, кто вкладывает больше инициативы и сил, тот должен получать больше. Есть в системе поощрения и механизмы, взятые нами из «хорошо забытого старого». Ранее были соцсоревнования. Я выступил с предложением ежедневно отмечать с 1 июня лучший коллектив на какой-либо из печей, и по итогам месяца всем четырем бригадам, обслуживающим эту печь, если они наберут наибольшее число баллов, добавить к премии до 40% -- чтобы горновой или плавильщик, руководитель бригады, мог заработать до 2000 грн. Это начинание будет распространено на другие цехи.
-- Но кроме этого на НЗФ существует и такое порядком подзабытое в Украине понятие как социальная помощь
-- Эта система развивается. С нового года у нас нововведение -- оздоровительные выплаты: отпускник получает полный средний заработок за месяц своего отпуска. На нашем предприятии женщина при подтверждении беременности уходит не на «легкий труд», как было ранее, а уходит вообще на период 7--8 месяцев с сохранением полной средней заработной платы. Такие вот факторы и социальные гарантии привели к тому, что рождаемость среди заводчанок увеличилась в два раза! Ранее в декретный отпуск уходило 100 заводчанок, теперь -- 200. Кроме того, мы сохранили социальную сферу -- культурно-спортивный комплекс, база отдыха, футбольная команда и многое другое. Сегодня в наших планах реорганизация социальной сферы и повышение качества услуг, предоставляемых нашим работникам.
-- И все-таки, в День металлурга хочется больше думать и говорить о перспективах, о будущем, о стратегических планах. Каким вы видите ближайшее будущее Никопольского ферросплавного?
-- Месяц назад я вернулся из Бразилии, где выступал с докладом на заседании Института марганца. Доклад восприняли с большим интересом. Президент Института и вице-президент фирмы «Eramet Group» Винсент Трелю, не раз бывавший в Никополе, после доклада спросил: «Мы знаем, что производственная мощность вашего НЗФ -- 1 млн. 250 тыс. тонн в год, а производите вы примерно 800 тысяч тонн. Можете произвести больше?» Я ответил: «В принципе, можем, но не видим в этом необходимости». В этих вопросах я заметил оттенок обеспокоенности. Никопольский завод мировые производители ферросплавов уже сегодня уважают, с Никополем считаются и немного побаиваются. В нас хотят видеть скорее партнера, нежели соперника. По техническому уровню агрегатов и по количеству новшеств мы конкурируем с бразильцами, французами, норвежцами и южноафриканцами довольно успешно: во многих вопросах мы их опережаем. Но останавливаться на достигнутом не собираемся. НЗФ намерен не только удерживать, но и расширять свои позиции на мировых рынках. В первую очередь за счет повышения качества, внедрения в производство новых видов продукции, то есть за счет постоянного совершенствования.
953Читайте нас в Facebook