ПОИСК

«когда я забеременела, врачи в один голос отговаривали меня рожать, полагая, что это вновь может вызвать развитие рака груди»

0:00 25 июля 2003
Инна РОГОМАН «ФАКТЫ»
Однако Елена вспоминала слова оперировавшего хирурга: «Тебе можно все, только нельзя нервничать». В Украине 3% женщин, которым удалили молочную железу, становятся мамами

-- Как только я закончила курс химиотерапии, купила купальник с жесткими чашечками и поехала с маленькой дочкой на море, -- вспоминает Елена Юрченко. -- Там за мной начал красиво ухаживать молодой человек. И я все время представляла, как он отреагирует, когда узнает, что у меня нет одной груди. Решила сказать все прямо. Его ответ меня ошеломил: «Ну и что?» Я думала, что он пожалел меня, ему было неудобно после моего откровения прекратить общение. Но через месяц мужчина разыскал меня в Киеве. Я ему объяснила, что у нас ничего не получится, потому что я замужем. Но он помог мне избавиться от чувства неполноценности, за что я ему благодарна. Теперь считаю: если у мужчины другая реакция, значит и не было любви с его стороны.

Когда Елене сделали операцию, она думала, что муж оставит ее. Но болезнь, наоборот, укрепила их отношения, а через девять лет у них родился сын (сейчас ему уже шесть лет).

-- Рождение ребенка для женщины, перенесшей рак молочной железы, -- это самоутверждение, -- рассказывает заведующий хирургическим отделением Киевской городской онкологической больницы кандидат медицинских наук Василий Дроздов. -- Материнство исцеляет душевную рану, наполняет жизнь смыслом, реализованностью. А это мощное оружие в борьбе с любой болезнью, тем более онкологической. Ведь после мастэктомии у многих женщин появляется комплекс неполноценности, развивается депрессия, а это играет на руку болезни. С другой стороны беременность для женщины, переболевшей раком молочной железы, несет определенную долю риска. Эта опухоль чувствительна к гормонам, и изменение гормонального фона может спровоцировать рецидив. Поэтому мы рекомендуем женщинам планировать беременность не раньше чем через пять лет после излечения. По нашим данным, в Украине около 3% молодых женщин, перенесших рак молочной железы, становятся мамами.

-- Когда я забеременела, медики в один голос отговаривали меня рожать, -- продолжает Елена. -- Врачи кричали, что это в моем положении абсурдно, отказывались ставить меня на учет в поликлинике. И тогда я вспомнила слова врача, который оперировал меня. Когда я отошла от операции, мне захотелось поплакать, забилась в угол в коридоре, чтобы меня никто не увидел. Врач позвал меня к себе в кабинет, налил рюмку коньяка, нарезал лимон, открыл коробку конфет. Я удивилась: разве мне можно? А он ответил: «Можно все, только нельзя нервничать». Эти слова потом стали для меня ориентиром в жизни. Я жила по-прежнему, только уже больше ценила все то, что у меня было. Выдержала напор врачей, и сегодня у меня есть шестилетний сын Володя.

РЕКЛАМА

«Обнаружив уплотнение в груди, я почему-то решила обрезать косу»

-- У меня плохая наследственность: у бабушки был рак груди, и мама умерла от этой болезни, когда мне было 7 лет, -- продолжает Елена. -- В двадцать лет у меня в молочной железе появилась опухоль размером с яйцо. Решила, что пришел мой черед. Но опухоль оказалась доброкачественной. После операции я расслабилась. Когда через десять лет в другой груди обнаружила небольшое уплотнение размером с фасолину, была уверена, что ничего страшного нет. Хотя был знак: почему-то за несколько дней до этого я обрезала свою косу, а у меня были густые волосы до коленей.

Операцию начали делать под местным наркозом. Врач разговаривал с Еленой и вдруг занервничал, стал покрикивать на медсестру.

РЕКЛАМА

-- Когда принесли результаты анализа, врач мне прямо сказал: «Могу дать только пятнадцать минут на размышления. Или удаляем только опухоль, тогда я ничего не гарантирую. Или убираем всю молочную железу, и я обещаю, что все будет хорошо». Я в тот момент думала не о себе, а о трехлетней дочке. Знаю, что такое расти без матери. Поэтому согласилась на радикальную операцию без колебаний. Через пару дней начала осознавать, что со мной произошло. Казалось, что как женщина я закончила свое существование, решила, что от мужа уйду первая. Рано или поздно он меня оставит, думала я, только сначала будет жалеть, притворяться. Не знаю, что он чувствовал, узнав, какую операцию мне сделали, но когда пришел в больницу, его волосы покрылись сединой. Это не могло быть притворством.

Елена в то время училась в театральном институте на заочном отделении, работала. Решила не уходить в болезнь, а совмещать прежние занятия с лечением. После операции ей назначили курс химио- и лучевой терапии.

РЕКЛАМА

-- Я разрывалась между домом, институтом и больницей, но благодаря такому плотному графику не чувствовала себя больной, -- говорит Елена. -- У меня не было времени на то, чтобы жалеть себя. Своим близким я тоже не позволяла делать что-либо за меня, этим они бы напоминали о моей болезни.

«Пока у меня не появился протез, я подкладывала в белье мешочек с льняным семенем»

Два года назад Елена пришла на обследование в Киевскую городскую онкологическую больницу, врач познакомил ее с сотрудницами благотворительного фонда «Здоровье женщины и планирование семьи», которые оказывают психологическую поддержку тем, кому поставили диагноз рак.

-- Врач Александр Катеринич объяснил, что им может понадобиться моя помощь. Меня попросили поговорить с женщиной, которой недавно удалили обе молочные железы, -- говорит Елена. -- Я рассказала ей, как сложилась моя жизнь после операции. Через час нашей беседы я видела, как изменились ее глаза, позже мне рассказали, что она быстро восстановилась. Раз в месяц фонд собирает женщин, перенесших рак молочной железы, и иногда я привожу на эти собрания своего Вову, рассказываю свою историю.

Когда женщина выписывается из больницы, ей дают экзопротез и специальное нижнее белье. А вот 14 лет назад достать протез было проблематично. Елене первое время приходилось использовать мешочек с льняным семенем, пока знакомые из Австрии не привезли белье и протез.

-- Фонд работает с 1996 года, -- рассказывает координатор по работе с онкобольными Ирина Желнова. -- Я сама перенесла мастэктомию. Когда оправилась после лечения, решила, что должна помочь тем, кто оказался в такой же ситуации. Дважды в неделю приходила в онкологическую больницу, беседовала с пациентками, которым предстоит операция. У врачей нет времени на моральную поддержку больных, а она нужна не меньше, чем лечение. Ведь от нашего душевного состояния зависит и физическое. Кроме того, после операции у женщины возникает множество вопросов. Как подобрать протез? Где приобрести специальное белье? Какими льготами женщины пользуются? Меня поддержала врач-онколог Галина Майструк. Так появился наш фонд. Нам выделили помещение в больнице. Мы распространяем брошюры, где рассказывается, как провести самообследование молочных желез. На базе Киевского городского центра по работе с женщинами открыли «Школу здоровья» для больных раком молочной железы, где проводим тренинги, семинары, конференции. Нашему коллективу всегда помогают волонтеры, Елена одна из них. В 2000 году мы обратились в Киевскую госадминистрацию, и теперь женщины после мастэктомии бесплатно получают экзопротез и два комплекта белья. С того времени нам удалось реализовать наш проект реабилитации женщин на базе городской бальнеолечебницы. Здесь применяется более 110 методов лечения, которые позволяют повысить защитные силы организма и улучшить самочувствие больных. Специалисты помогают женщинам преодолеть последствия лимфодемы -- нарушения оттока лимфы, контрактуры плечевых суставов. В прошлом году 250 женщин бесплатно прошли этот курс реабилитации. Уже выделены деньги на этот год.

Лечение первой стадии онкологической болезни обходится в две-три тысячи долларов

На этой неделе в Киеве состоялась пресс-конференция «Общественный форум «Онкология -- XXI».

-- Ежегодно в Украине диагностируют онкологическое заболевание у 155 тысяч человек, -- рассказал главный онколог Киева, главный врач Киевской городской онкологической больницы Геннадий Олийниченко. -- Смертность от рака уступает место лишь сердечно-сосудистым заболеваниям. У женщин чаще всего опухоль развивается в молочной железе, у мужчин -- в легких. Но это не повод пугаться и расстраиваться. За последние пять лет у нас появились более эффективные методы лечения, женщинам, перенесшим мастэктомию, делают пластические операции. Рак -- это не приговор. Мы называем эту статистику, чтобы обратить внимание каждого на свое здоровье. Держать под контролем свой организм несложно и куда дешевле, чем лечиться. Даже если болезнь не удалось предотвратить, на ранней стадии рак излечивается в 90--95% случаев. Лечение первой и второй стадий онкологических болезней обходится в две--три тысячи долларов, третьей и четвертой -- в 25--30. Разница в стоимости лечения колоссальная, к тому же при запущенной болезни благоприятный исход лишь в 25% случаев. В столице лечение онкобольных финансируется на 85%, в других областях ситуация хуже. Хотим обратить внимание хирургов общего профиля. Нередко, оперируя больного по поводу другого заболевания, хирург обнаруживает опухоль и удаляет ее. Такому пациенту обязательно нужна консультация онколога, ведь хирургическое лечение -- лишь 60% успеха. Необходимо назначить противоопухолевую терапию, иначе болезнь будет рецидивировать.

В Киевской онкологической больнице в ближайшее время откроется кабинет реабилитации для пациентов, здесь будут специальные тренажеры.

-- Кабинеты психоэмоциональной поддержки нужны в каждом онкологическом центре, -- продолжает Ирина Желнова. -- Мы готовы помочь организовать такие службы в других городах, поделимся своим опытом. У нас уже работает горячая телефонная линия, по которой консультируем людей со всей Украины.

Как не заболеть

Американские специалисты пришли к выводу, что вероятность заболеть раком молочной железы или желудочно-кишечного тракта ниже в шесть раз у тех, кто в еде отдает предпочтение растительным белкам. Еще специалисты рекомендуют каждую трапезу завершать цитрусовыми.

Рак свидетельствует о поломке в иммунитете. Укрепляйте защитные силы. Но не налегайте на препараты, так как они могут спровоцировать обратную реакцию в организме. Достаточно поддерживать себя в хорошей спортивной форме, ежедневно бывать на свежем воздухе и закаляться.

Женщинам после 40 лет желательно раз в год обследоваться у маммолога, чтобы специалист мог назначить коррекцию состояния, предшествующего раку груди.

6610

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров