ПОИСК
Происшествия

Три брата и сестра бенеттон, вязавшие по ночам цветные свитера, за 40 лет стали компанией с годовым оборотом почти 8 миллиардов долларов

0:00 12 июня 2003
В настоящее время руководство европейской экономикой берут в свои руки молодые наследники

Около 85 процентов компаний в странах Европейского Союза управляются семьями. Это своего рода финансовые и промышленные империи, создававшиеся многими десятилетиями. Их основатели передавали бизнес по наследству, как когда-то европейская аристократия передавала своим потомкам родовые привилегии, замки, земли, произведения искусства. Хорошо, если преемник стремился приумножить семейные богатства, а не пускал их на ветер. В настоящее время почти во всех богатейших семьях Европы происходит смена поколений. Руководство компаниями, а значит и всей европейской экономикой, переходит к молодым наследникам.

Владелец аукционного дома «Кристис», империи моды «Гуччи» -- сын хозяина маленькой лесопилки

Еще десять лет назад Эрнесто Бертарелли интересовался только яхтами и красивыми женщинами. И на то, и на другое денег у него хватало. Его семья с 1906 года владела одной из крупнейших фармацевтических компаний в Европе -- «Сероно». Она была основана в Риме и на протяжении многих лет с успехом производила лекарство от бесплодия, главным компонентом которого была… женская моча, полученная после менопаузы. Особенно ценилась моча итальянских монашек. Старшее поколение семьи ничего не хотело менять. И только в 1977 году Фабио Бертарелли, отец Эрнесто, перевел бизнес в Женеву и занялся разработкой новых лекарств. Главным продуктом «Сероно» стал гормон человеческого роста. Однако очень скоро конкуренты выбросили на рынок свои препараты, и Фабио пришлось снова финансировать исследования. Так появился ребиф, лекарство против множественного склероза, который составляет 39 процентов от общего объема продаж «Сероно».

Импозантный Эрнесто бороздил под парусом моря и океаны, встречался с королевой красоты, но каждый раз, когда он заходил в кабинет отца, Фабио усаживал сына в кресло напротив и говорил ему о том дне, когда он вынужден будет уйти на покой. Эти беседы возымели действие. Яхтсмен поступил в Гарвард и каждый месяц получал отчеты о состоянии дел «Сероно» от отца. Это помогло ему взять компанию в свои руки в 1996 году, когда врачи обнаружили у Фабио рак. Молодой Бертарелли оказался решительным и упрямым руководителем. Он окончательно отказался от итальянского подразделения и двинулся завоевывать Америку. В 2000 году «Сероно» была зарегистрирована на Нью-Йоркской фондовой бирже. Эрнесто рискнул вести войну на чужой территории. Он через суд доказал, что ребиф эффективнее американского препарата подобного типа, который долгое время сохранял за собой монополию на рынке США. Это позволило швейцарской компании значительно увеличить свои доходы. Эрнесто приумножил капитал покойного отца. Сегодня состояние семьи Бертарелли оценивается в 4,4 миллиарда долларов. «Сероно» стала одним из мировых лидеров в области биотехнологий. Именно в эту сферу Бертарелли вкладывает свои прибыли. Но старые привычки еще сильны. Полгода Эрнесто провел в Новой Зеландии, готовясь к участию в престижной регате «Кубок Америки». Все эти месяцы он руководил компанией по телефону и электронной почте, лишь изредка проводя видеосовещания. Риск был вознагражден сполна: «Кубок Америки» уехал в Швейцарию.

Богатство семьи Пино начиналось с маленькой лесопилки в Бретани. Вряд ли ее владелец предполагал, что его сын Франсуа покорит не только Париж, но и всю Францию, когда молодой человек отправился искать счастья в столице. Сегодня Франсуа Пино без преувеличения можно назвать королем французской торговли. Его семье принадлежат крупнейшая инвестиционная компания «Артемиз», универмаг «Принтемпс», сеть книжных магазинов FNAC, аукционный дом «Кристис», контрольный пакет акций империи моды «Гуччи», известная во всем мире винодельня «Шато Латур» в Бордо. Семейный бизнес Пино оценивается в 2,8 миллиарда долларов. В прошлом году, празднуя свое 65-летие, Франсуа заявил, что делит империю поровну между тремя своими детьми и хочет передать управление всем бизнесом старшему сыну Франсуа-Анри. «Если бы я не был уверен в своих наследниках, то без колебаний продал бы свои компании. Слишком велика ответственность!» -- заявил Пино-старший.

РЕКЛАМА

А вот у знаменитой туринской семьи Аньелли дела идут все хуже и хуже. В январе в возрасте 81 года скончался легендарный Джованни Аньелли, человек с которым итальянцы неразрывно связывают экономическое возрождение своей страны после Второй мировой войны. Главное детище семьи Аньелли -- автомобилестроительный гигант «Фиат» -- терпит убытки. В прошлом году они составили 4,6 миллиарда долларов. Единственный сын Джованни Эдуардо покончил с собой два года назад. Семейный бизнес, включающий несколько крупных компаний (среди них крупнейший в мире производитель йогуртов «Данон»), пытается спасти 68-летний брат Джованни Умберто. Но он всю свою жизнь находился в тени и не может справиться с империей стоимостью 4 миллиарда долларов. Ему мог бы помочь его сын Альберто, которого готовили к управлению семейным делом, но, к несчастью, молодой человек скончался от рака в 1997 году. Теперь Аньелли возлагают надежды на внука Джованни Джона Элканна. Он родился и вырос в США. Там же получил образование. Но парню всего 26 лет, и даже то обстоятельство, что он шестой год входит в совет директоров концерна «Фиат», вряд ли ему поможет.

Всемирно известный каталог «Отто» начался с маленькой обувной фабрики

У империи семьи Бенеттон история гораздо короче. Началась она в 60-х годах прошлого века в городе Понзано. Три брата -- Лючиано, Карло, Джильберто -- и их сестра Джулиана сидели ночами на маленькой кухне и вязали свитера из цветных ниток. Их яркие изделия быстро завоевали популярность сначала в Италии, а затем во всей Европе. Сегодня компания «Бенеттон» продает свои изделия во всем мире с ежегодным торговым оборотом свыше 7,7 миллиарда долларов! Это не только одежда. Холдинговая группа «Эндизионе» объединяет еще и компанию по производству теннисных ракеток «Принц», одного из организаторов гонок Формула-1, сеть придорожных ресторанов по всей Италии. Месяц назад Бенеттоны выложили 7 миллиардов долларов за контрольный пакет акций компании «Автострада», которая занимается строительством и ремонтом итальянских скоростных шоссе. Лишь один проект этой семьи потерпел крах: подразделение по производству мобильных телефонов «Бенеттон» принесло убытки, размер которых составил 400 миллионов долларов. Есть и другая проблема: у основателей империи в общей сложности 14 детей. Не все они увлечены перспективой продолжать семейное дело. Лючиано, Карло, Джильберто и Джулиана решили обезопасить будущее своих компаний. Они разделили все свои предприятия на четыре равные доли, которые отойдут их наследникам. Даже если кто-то из детей решит продать свою часть, империя должна выстоять.

РЕКЛАМА

По своему уникальна финансовая империя семьи Баер из Цюриха. Частный банк «Джулиус Баер» существует уже 112 лет. У швейцарского банкира на сегодняшний день насчитывается более 100 потомков. Пару лет назад все они собрались в одном из цюрихских ресторанов, чтобы разработать единую политику. Было решено, что представители семьи будут работать в банке только в том случае, если они подают большие надежды на успешное продвижение по службе. Сегодня на разных постах работают более 30 человек с фамилией Баер. Председатель «Джулиус Баер груп» Томас Баер (внук основателя банка) говорит, что это ко многому обязывает. «Если в бизнесе задействован ваш личный капитал, а на дверях кабинета висит табличка с вашим именем, вполне резонно ожидать от вас более ответственного отношения к работе», -- уверен он. Состояние семьи оценивается в 227 миллионов долларов, но она управляет чужими деньгами, общая сумма которых превышает 80 миллиардов долларов! В этом месяце Томас Баер освобождает кресло председателя в пользу своего племянника 43-летнего Рэймонда Баера. «Мне бы хотелось видеть в качестве преемника моего сына, но еще пять лет назад семья решила, что Рэймонд -- лучшая кандидатура… » -- признается швейцарский банкир.

В конце Второй мировой войны Вернер Отто перебрался со своей семьей из Польши в Гамбург. Ему удалось получить у британской администрации, контролировавшей город после капитуляции нацистов, лицензию на строительство обувной фабрики. Бизнес был небольшой до тех пор, пока Отто не пришла идея организовать прием заказов и доставку обуви по почте. Вернер и не догадывался, что нашел золотую жилу. Это доказал его сын Михаэль, подключившийся к делу в 1971 году. Через десять лет он занял пост президента компании «Отто ферзанд», годовой объем продаж которой составлял 2,5 миллиарда долларов. Наверняка не стоит объяснять, что речь идет о всемирно известном каталоге «Отто», в котором можно заказать по почте все, что угодно. Сегодня торговый оборот компании составляет 25 миллиардов долларов! «Отто» одной из первых стала торговать через Интернет. И уступает в этом только компании «Amazon. com». Михаэлю Отто уже 59 лет, но его заслуженно причисляют к новому поколению европейских предпринимателей. Он использует современные методы ведения бизнеса. Например, категорически отказался продавать товары, производимые с нарушениями требований экологов. Более того, семья Отто активно финансирует научные исследования в этой области.

РЕКЛАМА

504

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров