Не исключено, что вскоре популяризация алкоголя на отечественных телеканалах будет полностью запрещена
Календарный приход весны Верховная Рада, кажется, решила отметить марафоном из парламентских слушаний по тем или иным проблемам. Во всяком случае, вот уже второй день в законодательный орган самые сознательные народные депутаты приходят для того, чтобы стать свидетелями тематических дискуссий. Между тем завалы из предлагаемых для утверждения парламентариями законопроектов продолжают расти. Но вряд ли это пугает народных депутатов, которые уже по традиции устанавливают правила игры в той или иной сфере общественной жизни в авральном порядке. Впрочем, у многострадального законопроекта «О рекламе» весьма неплохие шансы наконец-то без препятствий пройти парламентское чистилище. Чуть ли не впервые в истории непрерывных попыток усовершенствования закона «О рекламе» все заинтересованные в нем лица пришли к компромиссу при обсуждении особо острых вопросов: сколько, когда и как транслировать рекламу. Новую редакцию закона предложили народные депутаты Юрий Артеменко, Николай Баграев и Александр Омельченко.
В процессе подготовки законопроекта политикам таки удалось отстоять жесткий запрет на рекламу табака и алкоголя, за исключением тех случаев, когда речь идет о спонсорстве, причем на телевидении демонстрироваться будет только знак торговой марки. Таким образом, алкоголь должен полностью «уйти» с телевидения и радио. Что касается печатных СМИ, то закон предполагает ввести запрет на размещение алкогольной и табачной рекламы на первой и последней полосах изданий. С такими ограничениями рекламисты, в том числе и телевизионщики, готовы согласиться. Тем более что взамен они все же получают право прерывать художественные фильмы и телепередачи краткими рекламными блоками. Правда, в результате условия подобного прерывания оказались более жесткими, чем в большинстве европейских стран: фильмы продолжительностью до 45 минут, согласно предложениям, запрещено разбавлять рекламой. Если же фильм длится около часа, телекомпании могут один раз разместить в нем рекламный блок или анонсы передач. Продолжительность рекламных блоков, как уверяют сами менеджеры телекомпаний, сократится с нынешних 20--30 минут до 5--7. И мы, таким образом, будем избавлены от получасового потока рекламных роликов до и после каждой передачи. По мнению народного депутата Николая Баграева, эта норма выгодна сразу по нескольким позициям, среди которых финансовая -- не на последнем месте. Ведь за счет увеличения количества рекламных блоков возрастет прибыль каналов, а вместе с ней и отчисления в государственный бюджет.
Кстати, общий объем продолжительности рекламы в телеэфире, согласно новому закону, будет составлять не больше 15 процентов от общего объема вещания в сутки. На этот раз рекламисты почти не возражали, поскольку именно такие ограничения предусмотрены Европейской конвенцией по трансграничному телевидению.
В предложенном законопроекте более четко выписано как определение недобросовестной рекламы, так и ответственность за ее размещение. Предполагается, например, право потребителя требовать от телеканала реквизиты фирм, реклама которых не имеет ничего общего с качеством рекламируемого продукта. Вводится также и понятие «сравнительная реклама», которая, согласно документу, должна базироваться лишь на достоверных и подтвержденных фактах.
Стоит заметить, что в этот раз, проведя несколько недель в острых дискуссиях, политики оказались на диво единодушными. Они согласились с тем, что предлагаемая редакция Закона «О рекламе» является более жесткой по отношению к телеканалам, однако и больше сообразуется с интересами телезрителей.
Законопроект на данный момент уже поддержан профильным комитетом Верховной Рады, а также рассмотрен и одобрен Индустриальным телевизионным комитетом, объединяющим основных телевещателей Украины. Александр Богуцкий, генеральный директор телеканала ICTV считает, что «законопроект направлен на развитие украинского медиа-рынка. Вокруг него объединились все представители украинских телекомпаний». А телевизионщики и законодатели полагают, что принятие этого закона станет стимулом к повышению качества как отечественной рекламы, так и телевидения в целом.
336Читайте нас в Facebook