«готовясь к операции по удалению щитовидной железы, я узнала, что жду ребенка, и решила: это добрый знак»
«У меня ничего не болело, я просто очень сильно похудела»
26 апреля 1986 года. Маленький городок, который находится в двухстах километрах от Чернобыля. На улице поет и пляшет свадьба, и шестилетняя Катюша в праздничном розовом платьице целый день крутится среди веселых людей. А как же иначе? Ведь это свадьба любимого старшего брата!..
5 ноября 2002 года. Милая хрупкая девушка смущенно присаживается на краешек потрепанного, продавленного дивана в ординаторской. Ее тоненькая шейка закрыта марлевой повязкой -- всего несколько дней назад Катя перенесла операцию по удалению щитовидной железы.
-- Вы знаете, -- говорит она, улыбаясь, -- здесь очень много моих ровесников. Нас называют детьми Чернобыля. Когда произошла катастрофа на ЧАЭС, нам было по 5-9 лет. А сейчас, когда мы уже выросли, вдруг начали болеть. Молодежи много, лежать тут не скучно. Но все равно домой хочется, к мужу.
-- Катюша, вы выглядите как школьница-десятиклассница, просто не верится, что вы уже замужем.
-- Да, я уже солидная замужняя дама, -- смеется она. — Мне двадцать два года, этой весной я окончила институт. Жду ребенка, срок всего 8 недель. Мы с мужем решили не обращать внимания на мои болезни и рожать обязательно.
-- И вас не испугала предстоящая операция?
-- Совсем нет, -- уверенно отвечает Катя. -- Наверное, я просто не успела испугаться. После моего обращения в поликлинику время полетело вперед. А может, я не испугалась, потому что мы с мужем давно мечтали о ребенке. И мне показалось, что моя беременность -- это добрый знак.
-- Что вам советовали врачи?
-- Доктора мне рекомендовали не тянуть с операцией. Объяснили, что наркоз будут давать очень щадящий, и он не повредит ребенку. После удаления опухоли мое самочувствие улучшится, значит, и беременность пройдет без осложнений. И потом, операция совсем короткая, час-полтора -- и все.
-- Щитовидная железа вас давно беспокоила?
-- Я заметила увеличение щитовидной железы примерно два года назад. Но у меня ничего не болело, чувствовала себя нормально, да и времени свободного не было, чтобы сходить к врачу. Знаете, учеба в институте, турпоходы, -- Катя мечтательно улыбнулась. -- В общем, обычная студенческая жизнь А пару месяцев назад я вдруг резко похудела и стала быстро уставать. Вялость какая-то появилась. Тогда муж и родители настояли на визите к врачу. Я пошла в районную поликлинику, потом меня направили в городской диагностический центр, а затем в Институт эндокринологии, где и сделали операцию. Сутки я провела в реанимации и неделю в палате. Очень там есть хотелось, казалось, что слона съешь за один присест. А можно было только йогурт и сок Затем меня перевели в палату, где я пробуду неделю. Вот и все.
-- В какую сумму вам обошлась операция?
-- Я купила только лекарства -- это 92 гривни. Обычно пациентов при поступлении в институт направляют в страховую фирму, где они покупают страховой полис за 375 гривен. В него входит стоимость операции, лекарств, питания. Но я не покупала этот полис. Может потому, что я безработная и беременная, меня пожалели. Теперь я всю жизнь буду пить таблетки. Они содержат гормон тироксин, который раньше вырабатывала щитовидная железа. И еще я должна каждые шесть месяцев посещать эндокринолога. Наверное, буду приезжать в Киев: доктора говорят, что лучше наблюдаться там, где была сделана операция.
«Будущему ребенку мамины лекарства не навредят»
О том, как часто встречаются патологии щитовидной железы, чем они опасны и что нужно делать, если человек заподозрил у себя такое заболевание, «ФАКТЫ» попросили рассказать заместителя руководителя хирургического отдела Института эндокринологии и обмена веществ им. В. П. Комиссаренко АМН Украины хирурга-эндокринолога доктора медицинских наук Станислава Рыбакова:
-- К сожалению, заболевания щитовидной железы сейчас очень распространены. Виной тому плохая экологическая ситуация во многих регионах нашей страны, а особенно в тех, которые подверглись радиоактивному заражению в результате Чернобыльской катастрофы. Чаще всего к нам попадают молодые люди в возрасте 18-25 лет, которые на момент аварии были детьми. По сравнению с 1995 годом таких больных стало в два раза больше. Вот и Катя из числа таких пациентов. Опухоль нужно было срочно удалить, ждать родов мы не могли. Сделанная на ранних сроках беременности операция менее травматична. Девочка -- молодец, держалась очень мужественно. Операция прошла успешно, послеоперационный период — тоже.
-- Станислав Иосифович, а прием гормональных препаратов никак не скажется на беременности Кати?
-- Только положительно. У Кати полностью удалена щитовидная железа, а значит, жизненно необходимые гормоны ее организм должен получать извне. Поэтому прием специальных препаратов позволит ей и ее будущему ребенку нормально себя чувствовать. Люди, перенесшие полное удаление щитовидной железы, не становятся инвалидами, они живут полноценной жизнью. В 1990-е годы у нас оперировались по поводу злокачественных опухолей 5--6-летние дети. После операции они проходили полный курс лучевой терапии. Сейчас эти наши пациенты уже взрослые люди, женились, родили детей. У них все в порядке.
-- Увеличилось ли количество детей, страдающих онкологическими заболеваниями щитовидной железы?
-- Если до 1986 года в Украине регистрировалось всего шесть-семь случаев рака у детей в год, то 1990 году их было двадцать четыре, в 1992 -- сорок семь. А сейчас мы видим снижение числа онкологических заболеваний у детей: в 2001 году раком щитовидной железы заболели 17 человек.
-- Все ли прооперированные пациенты нуждаются в гормональной терапии?
-- Те, у кого после операции осталось 15-20% щитовидной железы, смогут обходить без гормонов. В любом случае пациенты после операции обязательно должны раз в полгода наблюдаться у эндокринолога. Больные, прооперированные по поводу доброкачественных образований, обычно наблюдаются в течение 5-7 лет, а если опухоль была злокачественной, надо посещать врача всю жизнь.
-- В вашем институте лечатся больные со всей Украины?
-- Мы принимаем, лечим и оперируем всех больных, у которых нарушены функции железы или ее структуры. И тех, кто приезжает к нам по направлениям из других городов, и тех, кто приходит сам. Если человек не может оплатить ни страховой полис, ни лекарства, мы пытаемся выйти из положения своими силами. Хотя у нас нет самого необходимого: медикаменты, лекарства, перевязочные материалы буквально приходится собирать с миру по нитке -- у одного пациента останется неиспользованный шприц, у другого бинт, у третьего лекарство. В институте бесплатно оперируются онкологические больные и дети. Для всех остальных оперативное лечение и диагностика сейчас в значительной степени проводится за их счет.
-- Как можно узнать, что со щитовидной железой что-то неладно?
-- Заболевания щитовидной железы часто проходят бессимптомно, поэтому лучшим профилактическим средством является всеобщая диспансеризация детей и школьников. Родители должны обращать внимание на появление опухолевидных образований на шее, увеличение шейных лимфатических железок, на затрудненное дыхание или глотание. При малейшем подозрении нужно срочно обращаться к специалистам-эндокринологам и делать УЗИ щитовидной железы. Этот метод позволяет выявлять самые тонкие и ранние изменения в ее тканях. Если патология обнаружена, то больные должны направляться на более глубокие исследования.
-- Многие люди, боясь предстоящей операции, пытаются лечиться с помощью нетрадиционных методов
-- Я категорически против такого лечения. К сожалению, нередко больные люди, у которых выявлены изменения в щитовидной железе, идут к знахарям, целителям, экстрасенсам. И только когда человеку становится ясно, что никакого улучшения не происходит, он возвращается к нам. Бывает, слишком поздно
Читайте нас в Facebook