Полтавские конструкторы создали вертолет, который в случае аварии сможет успешно приземлиться С раскрытым парашютом
Демонстрируя опытные образцы вертолетов нового типа директор полтавского ООО «Аэрокоптер» Игорь Политучий, бывший военный летчик-инструктор говорит, что раньше скептически относился к геликоптерам. А сейчас уверен, что более надежной техники в небе просто не существует. Экспериментальный вертолет АК-1 впервые поднялся в воздух год назад. Еще не меньше года уйдет на доработку и сертификацию, прежде, чем машина поступит в серийное производство. Тем не менее, эра сверхлегких украинских геликоптеров уже близка.
«Бабочка» способна развивать скорость до 200 километров в час и оснащена двигателем от автомобиля
Опытный образец вертолета АК-1 создатели поначалу назвали «Санькой» — в честь погибшего два с половиной года назад конструктора-аматора из Диканьки Александра Запишного. Говорят, этот человек обладал талантом, не меньшим, чем у выдающегося киевского конструктора начала прошлого столетия Игоря Сикорского. Из списанных, поломанных, устаревших деталей Запишный в своем гараже создавал машины, которыми восхищались знатоки авиации. Две из них он сделал под заказ частным лицам, третья была в его личном пользовании. Увы, один из полетов для Александра завершился трагически.
-- Мы с Сашей еще тогда начали работать профессионально: в 1999 году создали предприятие, закупили компьютерную технику, подобрали коллектив единомышленников, -- рассказывает Игорь Политучий. -- Но продолжать дело пришлось уже без Александра. От разработки идеи до воплощения ее в жизнь прошел ровно год. В сентябре 2000 года на международном авиасалоне «Авiасвiт -- ХХI» в Киеве мы экспонировали полноразмерный макет вертолета АК-1, который был удостоен приза за лучшую конструкторскую разработку, а уже в октябре 2001 года испытатели осуществили первый подъем двухместного пятилопастного аппарата. В этом году на авиасалоне мы представляли трехлопастную модификацию АК-1, способную взять на борт двух человек, включая пилота, а также пятьдесят килограммов груза. Планируем создать четырехлопастную машину с трехместной кабиной, а также вертолет с газотурбинным двигателем, который сможет поднять в воздух 4--6 человек.
Важная деталь всех летательных аппаратов, созданных в конструкторском бюро (КБ), -- спасательная система. До сих пор геликоптеры, терпящие бедствие в воздухе, не всегда удавалось удачно приземлить. А полтавские конструкторы предусмотрели парашют не только для пилотов, но и для машин с экипажем. Под габариты и форму определенной капсулы они заказали специалистам из Казани и Феодосии спасательную систему. Капсула крепится в центре тяжести вертолета выше ступицы винта, и в случае аварии выстреливает парашют. Если машина находится на высоте не менее 30 метров, она имеет стопроцентный шанс приземлиться на шасси. Для аварийной посадки вертолетов такие системы ранее не применялись. Кстати, на этой «бабочке», так конструкторы называют свое детище, стоит двигатель от обычного автомобиля японской фирмы «Subaru», которому требуется всего 25 литров 95-го бензина в час. Вертолет компактен -- диаметр его лопастей не превышает 6 метров. На метр больше длина (с учетом размаха заднего винта). Да и предварительная цена (65 тысяч долларов) несопоставима со стоимостью аналогичных винтокрылых машин импортного производства. Ближайший по классу американский геликоптер стоит 180 000 долларов.
«Создавая первую модель, мы даже не представляли, что машина может выполнять столько функций»
-- Для каких целей, прежде всего, предназначены вертолеты? -- спрашиваю Игоря Политучего.
-- Создавая первую модель, мы даже не представляли, что машина может выполнять столько функций! Вертолетом заинтересовалось руководство Кременчугского летного колледжа и Харьковского института Военно-Воздушных Сил, которым, по сути, давно не на чем обучать курсантов. Геликоптеры Ми-2 и Ми-8 стало невыгодно использовать для учебных целей. Первый, например, в час потребляет 350 литров горючего, второй -- 800. С нашим аппаратом затраты на практическую подготовку будущих пилотов можно значительно сократить.
Далеко не праздный интерес к разработкам КБ у пограничников, работников министерства по чрезвычайным ситуациям. Вертолеты могут использоваться при патрулировании нефте- и газопроводов, охране линий электропередач, для обнаружения лесных пожаров, в рыбнадзоре, военных операциях и, естественно, в личных целях. Водоспасатели тоже хотели бы иметь маневренную машину, поэтому, если поступит заказ, будем дорабатывать модель, способную садиться на воду.
-- Насколько мне известно, иностранцы тоже проявляют немалый интерес к этой технике.
-- К нам уже приезжали поляки и французы, были испанцы, австралийцы, россияне. Но они, как правило, хотят выступать в роли дистрибьюторов нашей продукции Своими силами мы могли бы выпускать около двадцати машин в год. А если подключить мощности простаивающих заводов, это число может значительно возрасти.
По экспертным оценкам специалистов, отмечает Игорь Политучий, через восемь лет полностью износится парк как гражданских, так и военных вертолетов. И Украина неминуемо станет перед выбором: закупать геликоптеры за рубежом или развивать отечественное производство. Кажется, начало украинскому вертолетостроению уже положено, теперь нужна поддержка на уровне государства.
755Читайте нас в Facebook