ПОИСК
Мир

Экологи всего мира называют затонувший в атлантическом океане танкер «престиж», в трюмах которого находились 77 тысяч тонн нефтепродуктов, бомбой замедленного действия

0:00 21 ноября 2002
Гибель судна неизбежно приведет к колоссальной экологической катастрофе, последствия которой жители Испании и Португалии будут ощущать на себе на протяжении нескольких лет

Как уже сообщали «ФАКТЫ», танкер «Престиж», зарегистрированный на Багамских островах, а на самом деле принадлежавший греческим бизнесменам, шел из Латвии в Гибралтар с российской нефтью. В его трюмах находилось 77 тысяч тонн нефтепродуктов. Неделю назад судно попало в сильный шторм у побережья испанской провинции Галисия. Старый корпус (танкер находился в эксплуатации 26 лет) не выдержал -- ниже ватерлинии образовалась пробоина длиной более десяти метров. Испанские власти приняли решение отбуксировать тонущий танкер подальше от берега. Во время буксировки «Престиж» стало сносить в португальские территориальные воды. Лиссабон запретили танкеру входить в порты Португалии, справедливо рассудив, что он таит в себе реальную опасность для экологии.

Во вторник «Престиж» раскололся надвое и быстро пошел ко дну. Представители голландской компании, которой было поручено провести операцию по спасению танкера, заявили: большая часть нефтепродуктов затонула, что несколько смягчит последствия экологической катастрофы. Но рано или поздно содержимое трюмов всплывет, поскольку ветхий корпус судна вряд ли сможет противостоять давлению воды.

Нефть образует на поверхности вязкую и липкую пленку, смертельно опасную для водоплавающих птиц и обитателей морских глубин. Пернатые теряют способность летать и умирают от переохлаждения, рыбы и моллюски погибают от удушья. До сих пор самой большой экологической катастрофой подобного рода считалась гибель танкера «Вальдес», принадлежавшего компании «Эксон», у берегов Аляски в 1989 году. Тогда произошла утечка почти 39 тысяч тонн нефтепродуктов.

Десять лет назад у побережья Галисии налетел на рифы греческий танкер «Эгейское море». В его трюмах содержалось 80 тысяч тонн нефти, но ее в основном удалось собрать. Вообще, эту часть Атлантики моряки называют Берегом Смерти: здесь происходит множество кораблекрушений.

РЕКЛАМА

В связи с гибелью «Престижа» Испания уже несет огромные убытки. Временно запрещена рыбная ловля и добыча крабов и осьминогов. А для жителей Галисии эти промыслы являются основным источником дохода, принося до 330 миллионов долларов ежегодно. Экологи считают, что от них теперь придется отказаться, как минимум, на четыре ближайших года. Именно столько времени понадобится при благоприятных обстоятельствах для ликвидации последствий утечки нефти. Правительство Испании пообещало выплатить рыбакам компенсацию, но ее размер еще не определен. Пострадает и туристический бизнес, а ведь пляжи Галисии всегда привлекали десятки тысяч иностранцев. Такая же угроза нависла теперь и над португальскими атлантическими курортами.

Испания направила в Европарламент свои требования по ужесточению правил хождения танкеров. В пользу этих мер, которые нефтяные компании и судовладельцы разных стран поспешили назвать драконовскими, уже высказался президент Франции Жак Ширак. Он считает, что следует запретить регистрировать танкеры в странах третьего мира. Эта практика применяется повсеместно и помогает судовладельцам уходить от уплаты налогов и многих таможенных сборов. Но одновременно они перекладывают часть ответственности за техническое состояние танкеров на власти страны, зарегистрировавшей судно. И в ситуации, подобной той, что сложилась вокруг «Престижа», трудно найти виновного.

РЕКЛАМА

410

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров