Гонку в строительстве высочайших в мире небоскребов может выиграть Москва, соорудив 646-метровую башню в новом деловом центре «сити»
В нынешнем десятилетии, словно наперегонки, разные страны поведут строительство величайших небоскребов за более чем столетнюю историю высотных зданий. Первое из них, высотой всего лишь 55 метров, возвели в Нью-Йорке в 80-х годах XIX века, на сегодняшний день самым внушительным является дом под названием «Сеарс Тауэр» в Чикаго (441 м. ), а «переплюнуть» всех хотели власти Гонконга, задумав к 2007 году построить 480-метровую башню. Однако американскими архитекторами уже спроектирована так называемая «Русская башня», начало строительства которой намечено в Москве на следующий год. Это чудо архитектуры должно опередить гонконгское сразу на семьдесят метров, поэтому не исключено, что московский небоскреб какое-то время пробудет высочайшим зданием в мире.
Вместо разрушенных небоскребов Всемирного торгового центра американцы хотят построить башни на триста метров выше
Идея небоскребов вовсе не умерла в сентябре 2001-го, когда в Нью-Йорке были уничтожены 417-метровые башни-близнецы Всемирного торгового центра. В Азии подобные сооружения растут словно грибы после дождя (например, в центральной части Гонконга -- сплошные небоскребы высотой 200--370 метров). Пытаются не отставать и американцы. Так, архитекторы из Чикаго намерены возвести новое 210-этажное Всемирного торгового центра, высота которого составит уже примерно 750 метров! Но, скорее всего, это дело отдаленного будущего.
Примерно в 2008 году китайцы планируют построить в Шанхае Всемирный финансовый центр: он устремится ввысь на 460 метров. Красиво выглядит -- пока что на бумаге -- проект японской 150-этажной «иглы» высотой 596 м. Здесь, в городе Сето, в 2005 году может расположиться всемирная торговая выставка. А в Джабалпуре (Индия) поговаривают о возведении 677-метровой пирамиды-пагоды, в которой разместится Всемирный центр ведического знания. Если, конечно, на такое строительство хватит денег.
По сравнению с высотками Америки и Азии Европа выглядит карликом: здесь построено всего пять процентов от общего количества сооруженных в мире небоскребов. Первым начал расти ввысь, по американскому образцу, Париж в 60-е годы прошлого века, затем, в середине 80-х, Франкфурт-на-Майне. На одной из набережных Барселоны тоже появились две архитектурно безобразные коробки высотой по 150 метров. Самым высоким в Европе обещает стать 370-метровый небоскреб (стоимость 495 млн. долларов) в центре Лондона -- если, конечно, что-то не заладится со строительством «Русской башни» высотой 646 метров, которая должна украсить московский «Сити» к 2008 году.
В Киеве в нынешнем году должна была появиться 180-метровая «свечка»
В элитный клуб городов, где есть небоскребы, в начале нынешнего столетия мог влиться и Киев. Но эта идея тихо умерла после банкротства южнокорейской компании «Дэу» -- это она пообещала столичной мэрии к 2002 году украсить город 45-этажным 180-метровым офисно-отельным комплексом стоимостью 200 млн. долларов на Бессарабке. Не сложилось
Из досье «ФАКТОВ». Строить высотные здания люди начали примерно пять тысячелетий назад. Первым небоскребом принято считать так называемую Вавилонскую башню высотой около ста метров. Затем появилась пирамида Хеопса, высота которой изначально составила (как показывают математические расчеты) примерно 147 м. Кстати, этот шедевр архитектуры создан без использования цементирующих материалов -- ныне построить так высотное здание просто немыслимо. «Высотную планку» в 160 метров в XIX столетии первыми преодолели Кельнский и Ульмский соборы (Германия), строительство которых начали в эпоху Средневековья. Затем наступила эра господства Эйфелевой башни, удерживавшей пальму первенства с 1899 года в течение почти сорока лет.
Появились лифты -- и резко поползли ввысь дома. Десятиэтажки стали строить в США в начале XX века, а с 1910 года в Америке началась настоящая «высотная лихорадка». В конце 30-х всего один год «чемпионом» было здание штаб-квартиры автомобильной компании «Крайслер» (319 м. ), построенное в виде цветка лотоса, затем пальма первенства перешла к башне «Эмпайр Стейтс Билдинг» высотой 381 метр. Кстати, затраты на ее сооружение (это были годы Великой депрессии, 1929--33-й) удалось окупить за счет невероятного количества туристов, ежедневно посещавших это чудо технического прогресса.
В настоящее время уже созданы проекты тысячеметровых башен по двести и более этажей, где смогут разместиться десятки тысяч человек. Например, нью-йорский архитектор Собл спроектировал 500-этажную башню высотой более 1500 метров в форме треугольника, рассчитанную на сто тысяч жильцов, хьюстонский инженер Крахл предлагает проект железобетонного небоскреба высотой 1609 м. , а фирма «Де Симон» -- вариант «человеческого улья», состоящего из четырех стройных башен из стекла и стали по 200 этажей, соединенных между собой горизонтальными коридорами через каждые 25--50 этажей для устойчивости. Но многие подобные проекты пока «отдыхают» на полках: люди еще не умеют гасить колебания, вызванные давлением ветра на столь огромной высоте. Здание должно будет противостоять «боковым ударам» силой в несколько тысяч тонн! Кроме того, как решить проблему противопожарной безопасности? Архитекторы предлагают создать в домах изолированные отсеки через каждые 20 этажей, где люди смогут переждать два-три часа до эвакуации. Но когда в здании находятся десятки тысяч человек, кто сможет добраться до этих отсеков в давке и панике?..
Лучший способ обезопасить высотки -- не строить их
Уничтожение двух нью-йорских башен показало: небоскребы, построенные из металла и бетона, довольно слабы. Так, металлические конструкции манхэттенских громадин были рассчитаны на пожар не жарче 870 градусов по Цельсию, а в момент катастрофы температура достигала 1300 градусов Пока безопасность высоток под вопросом, жилые небоскребы не строятся -- только под офисы. Кстати, раньше, до трагедии 11 сентября 2001 года, считалось престижным иметь офис на верхних этажах небоскреба. А сейчас многие фирмы предпочитают спуститься пониже. Например, 70-этажный офисный красавец-небоскреб в Майами никак не могут «загрузить» до самого верха.
Многие архитекторы и проектировщики считают бессмысленным спор, какие небоскребы надежнее: железобетонные американские, которые при разрушении «складываются» внутрь самих себя, или стеклобетонные европейские, способные завалиться набок. По мнению многих специалистов, при нынешнем развитии строительных технологий самый надежный способ избежать разрушения небоскреба вследствие теракта, несчастного случая или природной катастрофы -- не строить такие дома вовсе.
221Читайте нас в Facebook