ПОИСК
Политика

Использует ли украина свой шанс спокойно и с достоинством стать членом семьи европейских народов?

0:00 23 ноября 2002
Виктор ТИХОНОВ председатель Луганского областного Совета, специально для «ФАКТОВ» (Киев -- Страсбург)

До отлета делегации оставалось всего несколько часов, когда закончился этот разговор с Президентом, в котором в очередной раз среди большого вороха затронутых проблем всплыл и вопрос реформирования местного самоуправления в Украине. «Вы же в Страсбург направляетесь? -- уточнил на прощание глава государства, когда речь зашла о первой сессии Конгресса местных и региональных властей Украины, запланированной на ближайшее время в Киеве. -- Европейский опыт для нас ценен… »

Кто занимается укреплением единства на континенте и соблюдением достоинства граждан Европы?

Понятно, что новое дело всегда лучше начинать, имея положительный пример -- это и от ошибок застрахует, и острые углы поможет сгладить, и кратчайший путь к цели подскажет. Европа, строившая свою демократию веками, в этом отношении действительно кладезь мудрости для нас, только-только начинающих отвыкать от авторитарных привычек, которыми в свое время заменили еще куда более своеобразные -- тоталитарные. Так что учиться не то что не грех, но и насущная необходимость, от которой зависит и итог, и сам ход процесса политического переустройства страны, уже явно выросшей из детских штанишек своего переходного периода и твердо желающей получить долю уважения и почтения, положенную ей по статусу в мировом сообществе.

В беседе с Президентом и родилась идея пригласить на сессию Конгресса местных и региональных властей Украины руководителей Совета Европы, дабы они на месте посмотрели, как дело делается, что-нибудь подсказали нам и рассказали у себя дома об увиденном. Стране нашей от этого только польза!

За время моего членства в национальной делегации Украины в Совете Европы (со штаб-квартирой в Страсбурге) уже неоднократно приходилось отчитываться о работе в этом политическом органе действительно мирового значения. И всякий раз в пример я приводил весьма тщательно культивируемую точку зрения Совета о нем же самом: Совет Европы -- демократическая совесть Европы!

РЕКЛАМА

Согласитесь, довольно эффектная формулировка, за которой, впрочем, не пустое бахвальство, а четкое осознание своей роли и предназначения. Как и в другой «статистике»: «Мы -- трибуна для выражения тревог, надежд и чаяний почти 800 миллионов человек, проживающих от Атлантики до Дальнего Востока России!»

Сказать так могут позволить себе только люди, делающие политическую погоду на целом континенте. Под флагом организации объединены сегодня 44 государства, а вся история, начавшаяся в 1949 году, подтверждает: Совет Европы занимается укреплением единства на континенте и соблюдением достоинства граждан Европы, обеспечивая уважение основополагающих ценностей: демократии, прав человека и главенства закона. Европейцы справедливо полагают, что только опираясь на эти столпы можно построить терпимое цивилизованное общество, и уверены: они являются непременным условием стабильности, экономического роста и благополучия Европы. Мы это тоже не отрицаем?

РЕКЛАМА

Более того, соглашаясь и с формулировками, и с основополагающими принципами Совета, мы открыто и гласно признаем: никто из европейских политиков, «находясь в здравом уме и твердой памяти», не может позволить себе игнорировать точку зрения Совета Европы! Ни одно правительство никакой, даже очень богатой страны не может сделать вид, что ему все равно, что думают о его делах и намерениях в Страсбурге.

Правда, приходится признавать, что, декларируя «дружбу и почтение», наша страна отнюдь не всегда поступает, мягко говоря, разумно. Впрочем, об этом чуть ниже, после того как отчитаюсь о конкретных результатах работы делегации.

РЕКЛАМА

Совет Европы не жалеет средств на детальное изучение ситуации в каждой отдельной стране

Итак, сессия Конгресса местных и региональных властей, в котором заседаем я и еще одиннадцать представителей Украины, была предварена сессией Палаты регионов, Постоянного и Институционного комитетов. Обсуждаемые вопросы -- от принятия протоколов прошедших заседаний до обсуждения контроля над развитием демократии в Турции, Ирландии, итогов выборов в Армении, инициатив в сфере местной демократии во Франции…

Уже по одному этому «разбросу» тем становится ясно: в Совете Европы действительно всем до всего есть дело, и чтобы иметь соответствующее реноме в мире, надо быть готовым к вопросу: а как дела у вас? Еще раз повторюсь -- можно, конечно, напрочь игнорировать эту международную организацию и просто не вступать в нее. Только это был бы верный путь стать изгоем, с которым никто и никогда никаких дел толком иметь не будет. Поэтому возможность стать членом Совета Европы для страны не только честь, но и большая ответственность. Хочешь того или нет, а надо «выглядеть».

Совет Европы, прекрасно понимая степень своей ответственности, не жалеет средств на детальное изучение ситуации в каждой отдельной стране, обращая внимание не только на общие вопросы, но и на второстепенные, а то и третьестепенные моменты. Из них, как из кусочков мозаики, складывается целостная картина, которая и предлагается к обсуждению, становясь затем свершившимся и узаконенным фактом.

На самой же сессии Конгресса речь шла о состоянии региональной демократии в Польше, Испании, Греции и Молдавии. Причем если полякам пришлось основательно попотеть, докладывая о своих успехах и убеждая присутствующих в решительности принимаемых ими мер, то выступление представителя Молдавии слушали куда с большим вниманием и высокой степенью благожелательности. Секрет прост -- тут на трибуну поднялся премьер-министр страны, что само по себе свидетельствовало об уважении Молдавии и ее народа к Совету Европы.

На этом же заседании должны были слушать отчет о местной и региональной демократии в Украине, а также о реакции страны на рекомендации Конгресса местных и региональных властей Европы. Докладчики со стороны Конгресса приготовились -- изучили ситуацию в нашей стране до тонкости… Только ничего им говорить не пришлось, потому что вопрос с повестки дня сняли. Представитель украинского правительства докладывать не приехал!

Украина не будет, как нищий, стучаться в дверь к богатому соседу…

Теперь самое время сопоставить два этих факта -- политическую и экономическую мощь Совета Европы со всей важностью этих составляющих для развития нашей державы и упорное нежелание отечественных чиновников «кланяться» на той политической арене, к речам с коей прислушиваются короли и президенты. Трудно предположить, что в правительстве «не знали» о самом факте сессии или что там некого было послать на столь важное мероприятие. Чего-чего, а чиновников разного ранга в нашем отечестве в избытке! Да и то, что такая «забывчивость» случается не впервой, -- тоже наводит на размышления. И, согласитесь, весьма грустные.

-- Евроинтеграция нужна нам, хотя она и не самоцель! -- заявил на Всеукраинских сборах представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности, прошедших в сентябре в Киеве, Президент Леонид Кучма. -- С ее помощью мы должны поступательно идти в Европу. Но это не значит, что Украина как нищий будет стучаться в дверь к богатому соседу…

Естественно, я поддерживаю этот тезис целиком и полностью, прекрасно понимая: страна должна иметь чувство национальной гордости, и если ее обижают хотя бы игнорированием -- патриотично будет прилагать все усилия, чтобы исправить такое положение вещей. Но можно ли упрекнуть Совет Европы в предвзятости или двойных подходах? Нет. Напротив, Украину ценят, а к членам нашей делегации относятся с уважением, учитывая посильный вклад, который мы вносим в работу того же Конгресса местных и региональных властей Европы. Тут и за примерами далеко ходить не надо -- прямо на сессии Конгресса состоялось вручение трех специальных медалей «За заслуги» -- наград в Европе весьма почетных и чтимых. Их получили представители Швеции, Дании и… Украины. Да и снятие «нашего вопроса» с повестки дня без особого шума тоже говорит о достаточно добродушном настрое, хотя делегации, напоминаю, уже не первый раз приходится оправдываться за неявку чиновников. А удовольствие это -- ниже среднего.

-- Перенесем на май! -- сообщили нам и так глянули, что даже думать не хочется: а вдруг и весной в Страсбург из Киева никто лететь не надумает -- найдутся дела поважнее! Долго неподобающее отношение и игнорирование элементарных обязательств тут терпеть не будут -- могут и крутые меры принять, чтобы другим неповадно было. Вплоть до вывода из состава Совета и иных малоприятных санкций. Надо ли напоминать, что при этом мы утратим свой шанс спокойно и с достоинством войти в семью европейских народов? И передать его даже следующим поколениям вряд ли получится. Обидно…

В деле местного самоуправления нашей стране есть чем гордиться

А еще обидно и оттого, что Анатолий Кинах сам пообещал Совету Европы принять участие в работе Конгресса. И не сумел выполнить обещания. Понятно, конечно, что в стране опять непростая политическая ситуация, связанная со сменой правительства и «чемоданными настроениями». Но именно в этом случае Украине нужна как минимум демонстрация четкой работы институтов государственной власти.

Да, один Кабинет уходит, на его место придет другой. Это не чрезвычайная ситуация, а обычный рабочий процесс, происходящий и в других державах. Но будет ли новое правительство преемником старого, хотя бы на важнейших направлениях, или оно станет сначала все рушить, а потом строить нечто новое, пугая своей непредсказуемостью? Согласитесь, ответ на этот вопрос -- краеугольный камень отношения к нам не только правительств других стран, но и тех же инвесторов, которых мы весьма энергично, но не очень успешно заманиваем на родные просторы. Раз у премьера слишком много работы -- он, понятно, может и не ехать. Но есть министры, государственные секретари, способные выполнить эту почетную миссию, не уронив ни собственного достоинства, ни престижа страны. В нашем же случае налицо демонстрация явного пренебрежения к сегодняшним государственным интересам, равно как и полное игнорирование перспективы.

Что интересно: такую «позицию» можно было бы понять, если бы стране нечего было сказать в Страсбурге. Но ведь ситуация выглядит с точностью до наоборот, и представителям Украины можно не только спокойно говорить о наших успехах в деле местного самоуправления, но и совершенно обоснованно гордиться. Вступая в Совет и желая быть равными среди равных, наша страна взяла на себя определенные обязательства. Подписала и ратифицировала, скажем, Европейскую хартию местного самоуправления -- серьезный документ, исполнение которого оказалось не под силу (или -- не по желанию?) даже некоторым странам с развитой демократией. В Украине создан Фонд поддержки развития местного самоуправления при Президенте, глава государства издал несколько указов, направленных на расширение полномочий местных властей, есть и постановления правительства «в тему», Верховная Рада приняла соответствующие законы. Так что никто бы с докладом и такими результатами бледно не выглядел! Напротив -- успешное выступление добавило бы политического авторитета оратору, а стране -- моральные дивиденды. Словом, все были бы довольны! Так нет же…

Я вовсе не пытаюсь лишний раз «ткнуть» отставного уже премьера, к личности и трудам коего испытываю искреннее уважение. Весьма своеобразное отношение к проблематике местного самоуправления правительству Кинаха досталось в наследство от Кабмина Ющенко, который с Европой общался приблизительно так же…

Не считайте, что начал я, вроде, «за здравие», а заканчиваю «за упокой». Просто внешняя и внутренняя политика -- различны. И то, что мы говорим о себе дома, иногда отличается от предлагаемого «на экспорт». Это естественно и разумно. Именно поэтому я и задаюсь вопросом: отчего в правительстве страны, имеющей столько регионов, нет человека, отвечавшего бы за работу с ними? Какую сферу жизни ни возьми -- «главный» обязательно есть. И «присных» при нем -- полная обойма. А здесь -- нет.

Хорошо, конечно, что есть тот самый Фонд, который мы уже вспоминали. Но он -- при Президенте, а значит, неправительственная организация, и пунктуальные европейцы его полноценной заменой признать не могут. И -- настаивают: должен быть такой министр, какой есть практически во всех демократических странах и который бы занимался именно региональной политикой. Естественно, если таковая вообще есть… Наверное, не зря за годы становления нашей государственности, можно сказать, по воле народа возникло более 40 ассоциаций, пытающихся так или иначе решать вопросы местного самоуправления, быть связующим звеном между регионами и Киевом. Сегодня крупнейшие из них объединяются в Конгресс, чтобы стать еще более реальной силой, от которой никаким бумажным щитом нельзя будет отгородиться. Именно на сессию Конгресса местных и региональных властей Украины, создаваемого, можно сказать, по образу и подобию европейского, мы и пригласили иностранных гостей, чтобы иметь возможность диалога и с ними.

Однако тут опять «внешняя» и «внутренняя» политики. Не скажу, что с зарубежными партнерами будет легче работать, чем с нашими бюрократами, -- не так поймут в Украине! А вот о том, что срочно и накрепко надо создавать связку «Конгресс -- полномочный представитель правительства, ответственный за регионы», не умолчу. Потому что действительно надо! Чтобы они сообща, реально усилив регионы начали решать насущные вопросы дальнейшей демократизации страны. И потому что времени на привычную для нас раскачку просто нет.

 


193

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров