Киевский ученый александр таширев надеется освободить белый континент от пищевых отходов
В Антарктиде устраивать свалки строжайше запрещено, поэтому мусор на полярных станциях копят в течение всей зимовки, а затем вывозят на «большую землю» на судах и самолетах. Вот только с объедками, очистками, испортившимися продуктами так поступать не получается: при первом же потеплении они начинают источать жуткий запах. Не действуй в Антарктиде запрет на ввоз животных с других континентов, на каждой станции с пищевыми отходами «боролись» бы, пожалуй, по одному-два кабанчика. Но киевский биолог Александр Таширев нашел способ, как справиться с кухонным мусором гораздо лучше, чем это получается у животных.
На украинской антарктической станции «Академик Вернадский» пищевые отходы -- их здесь образуется за сутки по 3-5 килограммов -- высыпают на берег, где уже толкутся в ожидании пиршества поморники и чайки. Однако птицы съедают только лакомые для них кусочки, а, скажем, остатки картофеля, помидоров, лука, апельсинов их не привлекают. Невостребованный мусор «слизывают» волны. Так поступали еще бывшие хозяева станции англичане: «Фарадей» (так она прежде называлась) была построена в середине 1950-х, и за истекшие годы возле нее образовалась настоящая подводная свалка. Проблема с пищевыми отходами не решена на многих станциях. Скажем, на британской станции «Родара» только в этом году планируют поставить мини-завод по переработке мусора, а на другом британском «зимовье» «Розер» просто измельчают объедки и очистки, чтобы затем спустить в море через станционную канализацию
Ученый-подводник Владимир Ильин и его аспирант, исследовавшие дно в окрестностях станции «Академик Вернадский» в феврале нынешнего года, обнаружили, что мусор застревает в неровностях дна и гниет, несмотря на температуру воды минус один-полтора градуса. При этом образуется сероводород: Ильин наткнулся на целые залежи ила, насыщенные этим опасным газом. На восьмой по счету украинской зимовке в Антарктиде, которая начнется через пару месяцев, пополнение подводной свалки удастся прекратить. В специальной установке пищевые отходы в течение двух недель почти полностью будут превращаться в безвредный газ.
-- На предстоящей годичной зимовке начнутся опытно-промышленные испытания установки, -- говорит ее разработчик сотрудник Института микробиологии и вирусологии Национальной АН Украины и Украинского антарктического центра Александр Таширев. -- Но обкатка технологии ведется в Антарктиде уже два года. Я дважды побывал на станции в сезонных экспедициях, мои эксперименты продолжили полярники. Теперь можно быть уверенным, что 90--95 процентов отходов будут «растворяться» в воздухе, преобразуясь в углекислый газ и азот, а оставшиеся пять-десять процентов -- превращаться в твердый неорганический нетоксичный осадок. Биолог Сергей Игнатьев, зимующий сейчас на станции, придумал высушивать эти остатки на открытом воздухе. В сухом виде их можно вывозить на «большую землю» вместе с остальным мусором. Таким образом проблема устранения пищевых отходов будет решена. Кроме того, установка стала простой и удобной в эксплуатации. Вместе с киевской фирмой, участвующей в ее создании, мы намерены выпустить «экспортный» вариант, например, для других антарктических станций, которых насчитывается более восьмидесяти, для турбаз
-- За счет чего удается превращать мусор в безвредный газ?
-- Это делают бактерии. Завозить их с других континентов в Антарктиду запрещено, поэтому мы задействовали те микроорганизмы, которые живут на «шестом континенте» или попадают туда с грузами и людьми. Но если бочку с объедками просто поместить в тепло, то начнется обычное разложение. Мое ноу-хау в том, что в бочку добавляется смесь химических веществ, задающих этому процессу определенное направление. Планируется, что на «Академике Вернадском» пластмассовые емкости с пищевыми отходами будут помещены в «парник» из пленки, в котором нужно поддерживать температуру 30--35 градусов, а на годичную зимовку достаточно будет завезти около 300 килограммов химикатов.
-- Как создавалась ваша технология?
-- На нее ушло около 20 лет. Новая технология, надеюсь, поможет в утилизации городских свалок, в которых неконтролируемые процессы растягиваются на десятилетия. Достаточно упомянуть село Большие Креничи под Киевом, где свалку устроили в овраге: перегородили его насыпью и стали свозить мусор. Но овраг -- природный водосборник, и сейчас там образовалась жутковатое болото, грозящее вырваться наружу. Надеюсь, мне удастся предложить такую технологию, при которой достаточно будет засыпать в свалку порошок и за короткое время превратить мусор в безопасный углекислый газ и азот.
671Читайте нас в Facebook