В момент смерти михаила пономарева на окно его бывшего кабинета в шахматном клубе рухнул фонарный столб
Так случилось, что кроме звания кандидата в мастера у Михаила Пономарева не было больше никаких официальных титулов. Но миллионы любителей шахмат в нашей стране знали его как Тренера. Именно так — Тренера с большой буквы. Скромного труженика, создавшего в небольшом шахтерском Краматорске шахматную школу, равной которой нет нигде в мире. Наставника самого юного в истории шахмат чемпиона мира Руслана Пономарева.
Нина Пономарева: «Для Руслана это огромное горе, он плакал первый раз в жизни»
Корреспонденты «ФАКТОВ» выразили соболезнование семье Михаила Никитовича. Нина Васильевна Пономарева, сквозь слезы, рассказала о последних часах жизни супруга:
- В четверг вечером Миша пришел из шахматного клуба чем-то очень расстроенный. Но делиться со мной и сыном Борисом не стал и лег спать. Поднялся в пять утра. У него было высокое давление, а тут еще началась гроза. Ни таблетки, ничего не выпил. Я спрашиваю: «Чего так рано встал?» А потом ему стало плохо — инсульт Вызвали «скорую» В нашу больницу приехала даже реанимационная бригада из Донецка. Врачи делали все, что могли, но в субботу в 6. 45 утра он умер, так и не придя в сознание Это, наверно, судьба
- Мне сказали, что точно в это же время буря повалила фонарный столб у шахматного клуба, и он упал прямо на окно бывшего директорского кабинета, — горестно продолжает Нина Васильевна. — С должности директора мужа ведь уволили. После этого Руслан назначил его главным тренером при своем фонде. Для Руслана смерть Миши — огромное горе, он плакал, наверное, первый раз в жизни. Никто не сможет заменить Мишу. Как человека, как личность Сколько он отдал шахматам!.. Вклад его нельзя оценить, а почести и награды получили другие. Какой он оставил клуб — все гроссмейстеры, мастера! Какие бы спонсорские деньги ни были, а педагогический процесс наладить непросто. Тренеров мало, за всем надо следить, во все вникать. Планы были большие. Миша ездил в Москву, переговорил с Илюмжиновым. Месяц назад он и Руслан встречались с Кучмой, просили помочь с подготовкой к матчу с Каспаровым. В понедельник собирались к губернатору, потом на какой -то турнир за границу. Почему это все ему? Почему в 62 года?..
Популярность шахмат в Советском Союзе была необычайно высока. Повсюду создавались шахматные школы, открывались новые клубы. Центром древней игры в Донбассе стал Краматорск. Здесь каждый год проводились крупнейшие соревнования республиканского и союзного значения, а в товарищеских матчах шахматисты Краматорска часто обыгрывали коллег из Донецка. Организатором и вдохновителем многих начинаний был Михаил Пономарев.
- Хочется добрым словом отметить организаторов IV летних игр молодежи СССР, — писал в 1989 в журнале «64-Шахматное обозрение» тренер сборной страны, международный мастер Анатолий Быховский. — В Краматорске сделали все, чтобы участники турнира хорошо поработали и отдохнули. Заслуживает похвалы инициатива хозрасчетного шахматного клуба (директор Михаил Пономарев), организовавшего сразу после окончания игр фестиваль в Донецке и Краматорске с призовым фондом 1000 рублей для мужчин и 500 — для женщин.
Первая встреча ученика и учителя состоялась на детских соревнованиях в Краматорске. И на целых восемь лет Михаил Никитович и его сын Борис стали для Руслана тренерами, а Нина Васильевна — второй мамой. На ее плечи легла неблагодарная будничная работа — стирка, уборка, приготовление завтраков, обедов, ужинов, а когда надо, и лечение. Находила она время и в шахматы с будущим чемпионом поиграть. Да, не удивляйтесь: в семье Пономаревых в шахматы играют все! Краматорцы, с которыми мы общались, в один голос твердили: «Без Пономаревых не было бы Пономарева!» Они всегда были одной командой. И говорили о себе: «Мы». С самого начала у Пономаревых была цель — звание чемпиона мира.
«В 1993 году Руслан принимал участие в первенстве Донецкой области среди мальчиков 1983 года рождения, проходившее у нас, в Краматорске. И мы c сыном Борей сразу обратили внимание на талантливого мальчишку. Сам он из Горловки, занимался в шахматном кружке районного центра внешкольной работы. Мы пригласили Руслана для тренировок в Краматорск, предварительно переговорив с его родителями».
(Из последнего интервью Михаила Пономарева «ФАКТАМ». )
- Помню муж сказал мне тогда: «Нина, Руслан такой слабенький. У нас свой дом, пусть у нас хоть недельку побудет». И вот вместо недельки Руслан остался почти на восемь лет, — рассказывала корреспонденту «ФАКТОВ» Нина Васильевна. — Мои родные дети — Сергей и Борис — повырастали, а тут снова маленький появился — да еще какой: худенький, болезненный И самое главное — однофамилец.
- В первую очередь мы занялись здоровьем Руслана, — продолжает Нина Васильевна. — Нашему сыну Боре понравилась его игра, но прежде чем заниматься с Русланом шахматами, нужно было поставить его на ноги. Для того чтобы по шесть часов упорно сидеть за шахматной доской, нужно иметь крепкое здоровье. Разработали даже целую программу. И цель, конечно, была — сделать из него сильного шахматиста. Сын и муж с самого начала (не знаю, в шутку или нет) всегда говорили: «Руслан, мы воспитаем из тебя чемпиона мира». Так оно и вышло.
Первое, что мы сделали, — научили Руслана бегать по утрам, делать зарядку. У Михаила Никитовича было много знакомых тренеров в различных видах спорта. И в бассейн Руслан ходил бесплатно, и футболом занимался. От школы мы его освободили, чтобы он мог больше времени уделять шахматам. Да и с таким здоровьем, какая школа? Учителя занимались с ним во внеурочное время. Экзамены Руслан сдавал вместе со всем классом. И школу, кстати, закончил с серебряной медалью.
Естественно, Руслан нуждался в усиленном питании. Без этого шахматисту никуда. Тяжело дались эти годы. Мы же его, по сути, вырастили Позже уже начались успехи: в 14 лет Руслан стал самым молодым гроссмейстером в мире, опередив француза Этьена Бакро. Тогда уже началась по-настоящему усиленная подготовка. Приглашали к нему на сборы многих гроссмейстеров.
Ел Руслан все свежее, прямо с грядки — фрукты, овощи. Пошел, сорвал помидор и сразу съел. Курочки были свои, всегда свежие яички
«Знаете, почему родители оставили Руслана в Краматорске? Потому что здесь ему было обеспечено хорошее питание, классная подготовка. Но за все это надо ведь было платить, бесплатно работать, понятное дело, никто не хотел. Первые три года я платил из своего кармана. Это не так уж и много по нашим меркам — тысяч 10-12 долларов. Покупали продукты, начиная от икры и кончая бананами. Он кушает, а я смотрю. Самому бы все это съесть, ведь жили-то мы небогато. Руслан поел, я говорю: «Все, иди в комнату». Знаете, почему? Потому что неудобно было при нем все это доедать — просто некрасиво. А его еще и одевать надо было — костюм, рубашки, обувь »
(Из последнего интервью Михаила Пономарева «ФАКТАМ». )
- В начале 90-х мужу даже пришлось бизнесом заняться, чтобы хоть как-то шахматный клуб на плаву удержать, — продолжает Нина Васильевна. — И гаражи в аренду сдавали, и производством мебели занимались. Однажды Миша даже гробы в Западную Украину возил продавать, чтобы еще как-то заработать. А сыну приходилось лампочками на базаре по субботам торговать. Деньги шли на различные поездки, да чтобы оплатить подготовку — все ведь за свой счет. Искали спонсоров
«Руслан таки пробил дорогу молодым. Только за два последних года мы смогли набрать в свой клуб талантливых детей со всей Украины. Захар Ефименко, Сережа Карякин (месяц назад этот 12-летний талантливый шахматист стал самым молодым гроссмейстером в мире. — Авт. ), Катя Лагно, Александр Арещенко, Антон Коробов. Они уже на пятки наступают чемпиону. Эти ребята, чемпионы мира и Европы в разных возрастных категориях, выиграли взрослый командный чемпионат Украины в апреле этого года и успешно выступили на только что закончившемся Кубке европейских чемпионов в Греции».
(Из последнего интервью Михаила Пономарева «ФАКТАМ». )
Руслан Пономарев: «Никитич любил всякие розыгрыши»
- В Краматорске на детских соревнованиях я познакомился с Михаилом Никитовичем и его сыном Борисом, — вспоминает чемпион мира Руслан Пономарев. — Слово за слово, подружились А через некоторое время я переехал жить к ним, чтобы полноценно заниматься. Родители, конечно, за меня сначала переживали, часто приезжали в гости и в конце концов успокоились. Позже наша семья вновь объединилась. Мама с папой и сестра переехали в Краматорск. Вспоминаю смешной случай. Во время прогулки по Москве, сразу после победы в финальном матче чемпионата мира над Василием Иванчуком, зазвонил мобильный телефон. Какая-то женщина сообщила, что со мной будет говорить Президент Украины. Я был в полной уверенности, что это очередная шутка Никитича, который умел менять свой голос и любил всякие розыгрыши. Хотел уже ответить в том же духе, но услышал голос Леонида Даниловича.
- Мой супруг — очень общительным человеком был, любил пошутить, — продолжает Нина Васильевна. — Занимаются, бывало, сын с Русланом, такие уже затурканные этими шахматами — то к книгам бросаются, то к компьютеру А Михаил Никитович обязательно что-то придумает для разрядки, и они снова чувствуют прилив сил, и с новой энергией сражаются дальше. Помню, однажды Руслан долго сидел над партией, и тогда муж тихонько намазал валерьяночкой фигурку коня и говорит: «Что, Руслан, не можешь решить задачку? Смотри, кот и то быстрее соображает». Зовет кота, а тот приходит и хвать лапой коня Все это как-то в шутку, легко и интересно было.
Великий Тренер всегда оставался в тени своих учеников
В последние месяцы шахматный клуб будоражили финансовые проверки. Работали различные комиссии, приезжали ревизоры из Донецка. Нарушений не нашли, но Михаил Никитович вынужден был уйти с должности директора. Оптимизма он не терял, был полон новых замыслов, связанных с деятельностью «Фонда Руслана Пономарева». Успеху Сережи Карякина, выполнившего гроссмейстерский норматив, он радовался, как ребенок. И всегда оставался в тени своих учеников. Не суетился, не кричал на каждом углу о своих заслугах, не гнался за сиюминутной выгодой.
Одному из корреспондентов «ФАКТОВ» довелось лично присутствовать в Донецке на чествовании чемпиона мира по шахматам Руслана Пономарева. Руслану в тот день досталось много разных подарков. А человеку, взрастившему шестнадцатого чемпиона мира, — Михаилу Никитовичу Пономареву — вручили почетную грамоту. Да что там почетная грамота! Никитич, как ласково называли Тренера в его клубе, так и не дождался звания заслуженного. Не стал он оформлять документы и на предложенную ему квартиру в Киеве
Несмотря на все невзгоды, Михаил Пономарев был одним из самых счастливых людей на земле — он осуществил свою мечту при жизни.
581Читайте нас в Facebook