Что появится раньше: парламентское большинство или законодательная база для его деятельности?
Традиционные парламентские каникулы длились 46 дней. Это, впрочем, не значит, что в вышеуказанный период все без исключения народные избранники только и делали, что загорали в разных климатически приятных уголках земли либо релаксировали как-то иначе. Свыше 80 процентов депутатов, прошедших в парламент по мажоритарным округам, встретились со своими избирателями. Да и те, кто стал обладателем мандата по партийным спискам, участвовали в разработке стратегии будущих действий своих политических сил, так как осень обещает быть напряженной.
Работу системы «Рада-3» проверяли учащиеся юноши и девушки
Говорят, во многих странах вполне традиционно и даже принято, что новые технические «заморочки» первыми опробуют юные пользователи (»ФАКТЫ» подробно рассказывали в предыдущих номерах газеты об установке в сессионном зале более совершенного оборудования на рабочих местах депутатов). По этому поводу есть разные мнения. Если справился с хитросплетением кнопок и функций ребенок, не получивший еще и аттестата о среднем образовании, то ученому мужу все это уж точно будет доступно. Вторая причина: старшеклассников пригласили в Верховную Раду затем, чтобы хоть чуть-чуть «освятить» зал, наполненный напряженными и не всегда честными схватками, духом юной искренности и бескомпромиссности Во всяком случае, приглашенные ребята -- члены Малой Академии наук, победители различных олимпиад -- желтой, зеленой и красной (соответственно, «воздержался», «за» и «против») кнопками оперировали с увлечением. Их старшим «коллегам» буквально с сегодняшнего утра придется делать то же самое, но принимая более серьезные решения. Причем, по предварительным прикидкам, в достаточно сложных условиях.
Осенняя сессия парламента традиционно является бюджетной -- высший законодательный орган обязан рассмотреть и окончательно утвердить основной финансовый документ страны на следующий год. Эта процедура, пожалуй, еще ни разу не проходила гладко, без авралов и политической окраски экономического действа. На сей раз во времени она совпадет с более чем серьезным, во многом поворотным для Украины, процессом -- внесением в повестку дня и обсуждением возможных изменений в Конституции с целью реформирования политической системы.
Смогут ли народные депутаты разумно разделить два «потока»? Ведь во внимание следует принимать и тот факт, что бюджет вот уже который год народные избранники безрезультатно «грозятся» утвердить на новой налоговой основе. А Налоговый кодекс -- это, кстати говоря, одна из проблем, которую планировалось разрешить опять-таки на данной, стартовавшей сегодня, сессии.
Возможность влиять на раздел портфелей в исполнительной власти будет способствовать вступлению народных депутатов в большинство?
Минувшую сессию парламент начал, имея в своем составе шесть фракций. К нынешней приступает после вполне ожидаемых перегруппировок: здесь наличествует девять фракций и четыре группы, то есть тринадцать формирований. Сказать, что это окончательная конфигурация Верховной Рады четвертого созыва было бы, конечно, рискованно: наверное, некоторые распады-соединения еще впереди. Но сейчас речь идет не о создании локальных, так сказать «клубов по интересам». Широко анонсируется создание того самого, действительно необходимого для плодотворной работы парламента большинства. Постоянный представитель Президента в Верховной Раде Александр Задорожний даже заявлял СМИ, что большинство фактически родилось во время каникул: 232 депутата выразили желание его сформировать. И, как известно, Президент Леонид Кучма в свете своих инициатив по реформированию системы власти дал понять, что дееспособное большинство может сформировать (переформировать, доформировать) правительство еще до того, как будет утверждена законодательная система, где подобное право будет закреплено за парламентом (в частности, большинством).
Конечно, внесение изменений в Конституцию -- процесс сложный и длительный, который займет минимум две сессии (голосование за внесение предложения, вердикт Конституционного суда, наконец, голосование не простым, а конституционным большинством в триста депутатов и многое другое, включая дискуссии непримиримых оппонентов). Понятно и то, что реальная возможность влиять на раздел портфелей в исполнительной власти -- сейчас один из факторов, могущих поспособствовать вступлению народных депутатов в большинство. Но раздаются вполне объективные замечания: большинство, оппозиция и прочие атрибуты цивилизованного парламентаризма, возникшие без опоры на букву закона, могут быть весьма эфемерными, зависимыми от сиюминутных интересов их субъектов, в конце концов, никого ни к чему, по большому счету, не обязывающими
Так что в любом случае предполагается серьезная законотворческая работа. Сегодня она стартовала. И буквально завтрашний день может дать ответы на многие вопросы.
Читайте нас в Facebook