45-летняя американская писательница донна боится электричества и открывает холодильник, надев тапочки на резиновой подошве
Страх тесно связан с инстинктом самосохранения и часто спасает нас от различных неприятностей, а порой даже сохраняет жизнь. Но если он «отключает» разум, мешает нормальному существованию и общению с другими людьми, то это уже фобия. Людей с подобными психическими расстройствами с каждым годом становится все больше, равно как увеличивается и список фобий. В то же время, если сравнить с другими психическими заболеваниями, то именно в области лечения панических страхов современная наука достигла наибольших успехов.
Мужчина никогда не видел змей, но приходил в ужас даже от их изображения
Жизнь больных фобиями для нормального человека необъяснима, а порой смешна. Вот лишь несколько примеров, которые приводит американский журнал «Тайм». 45-летняя писательница Донна (из этических соображений указываются только имена больных) страдает тяжелой формой электрофобии -- боязнь электричества. В современном мире ей приходится переживать панический страх по нескольку раз в день. Она пытается бороться с этим собственными методами. Дверцу холодильника открывает, предварительно надев обувь на резиновой подошве. Никогда не меняет перегоревшую лампочку сама. Перед грозой закрывает в доме все окна и двери, выключает свет и пережидает опасность в самом темном уголке.
44-летняя ассистентка преподавателя Жанетт боится кошек. У нее аилурофобия. Прежде чем войти в любое незнакомое помещение, она посылает на разведку свою 21-летнюю дочь, которая выполняет эту обязанность с пяти лет.
Студент-дантист по имени Мартин страдает офидиофобией. Панический страх у него вызывают змеи, даже сфотографированные или нарисованные. Его преследует один и тот же кошмарный сон: он сидит на стадионе или в баре и вдруг видит, как к нему подползает змея. «Это глупо и смешно. Я в жизни не видел живую змею » -- говорит Мартин.
На самом деле это не смешно. Ведь больные любой фобией при виде предмета или существа, вызывающего у них страх, оказавшись в пугающей ситуации, могут испытывать приступы удушья, учащение сердцебиения, у них возможна даже остановка сердца! Единственное их желание во время такого приступа -- бежать без оглядки. Но ноги не слушаются
Если же вам просто не нравится ездить в общественном транспорте или вы испытываете брезгливость при виде тараканов, это еще не значит, что у вас клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств) или инсектофобия (боязнь насекомых). Настоящие «фобы», оказавшись в вашей ситуации, уже покрылись бы холодным потом и задыхались от страха!
Так что же такое фобия и в чем причины ее появления? Психологи считают, что панический страх наступает из-за ошибочной нейрохимической реакции мозга на тот или иной внешний раздражитель. В мозге таится информация, о существовании которой человек даже не подозревает.
Можно сказать, что кто-то из далеких предков Мартина, который боится змей, однажды оказался в смертельной опасности при встрече с этими существами. Эта информация передавалась из поколения в поколение и хранилась в паралимбической области мозга, которая отвечает за первичные инстинкты, от самосохранения до продления рода. Интересно, что человеческий мозг по привычке отправляет туда же информацию о страхах, вызываемых новыми, современными вещами и предметами: самолетами, автомобилями, электроприборами, компьютерами. И рождаются новые фобии. Психологи установили, что до 40 процентов больных получили свои страхи по наследству.
Детские страхи -- не болезнь
Но не всегда следует искать причину страха столь глубоко. Очень часто виновными в возникновении фобии оказываются наши родители. Порой ребенку достаточно стать свидетелем излишне эмоциональной реакции отца или матери на мышь, ожог, молнию (список можно продолжать до бесконечности), чтобы это заставило его мозг впоследствии воспринимать этот раздражитель как источник смертельной опасности.
Известный французский психиатр Анни Бирро считает, что большинство наших фобий зарождаются в детстве. Для ребенка нормально бояться темноты, визита к врачу, полета в самолете, купания в большом водоеме. Но для детских страхов Бирро отводит достаточно строгий возрастной лимит -- их можно иметь до семи лет. Если же ребенок не преодолел фобии позже, следует обратиться к врачу. Ведущий специалист нью-йоркского центра психотерапии Стивен Филлипсон рекомендует родителям: «Чтобы избавить ребенка от боли в дальнейшем, нужно сделать так, чтобы он пережил эту боль».
Фобий существует великое множество. На специальном сайте в Интернете www. phobialist. com описано более 500 подобных заболеваний. Порой они кажутся абсурдными. Например, алектрофобия (боязнь цыплят) или аллиумфобия (боязнь чеснока). А есть еще коулрофобия -- боязнь клоунов. Но, наверное, куда неприятнее хрометофобия (боязнь денег), эротофобия (боязнь секса), венустрафобия (боязнь красивых женщин).
Кстати, большинство страдающих фобиями -- женщины. Статистика утверждает, что 55 процентов страдающих социальными фобиями (страх ситуаций, возникающих в социальной и профессиональной деятельности) и 90 процентов пациентов со специфическим фобиями (боязнь конкретных предметов, животных, ситуаций, явлений) составляют представительницы слабого пола. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос наука пока еще не дала.
От фобии можно избавиться за несколько часов
Легче всего поддаются лечению специфические фобии. Там раздражитель очевиден. Лечение заключается в том, что пациента постепенно «знакомят» с тем, что вызывает у него панический страх. Сначала это просто беседы, затем следует демонстрация рисунков, фотографий. Если раздражителем является какая-то ситуация, то ее имитируют, стараясь максимально приблизить к реальной. Например, страдающих авиафобией (боязнь самолетов) усаживают в специальном тренажерном зале, полностью соответствующем салону пассажирского лайнера. Курс лечения длится три-четыре недели.
Новейшие методики предлагают ускоренные курсы. Одним из ведущих специалистов в этой области является профессор Стокгольмского университета Ларс Горан Ост. Если верить его исследованиям, до 95 процентов больных специфическими фобиями могут контролировать свои страхи уже после первого сеанса. «Возьмем, к примеру, арахнофобов (тех, кто боится пауков). Они уверены, что пауки могут их укусить, и они умрут от яда. Мы на единственном гипнотическом сеансе заменяем эту ошибочную информацию в мозге пациента на соответствующую действительности. И страх уходит навсегда», -- утверждает шведский профессор. Все больше клиник на Западе начинают использовать новую методику.
Сложнее всего лечить агорафобию -- боязнь открытого пространства. Все, что находится за пределами дома, вызывает у больного панический страх. Такие пациенты годами не покидают своих жилищ, не встречаются с другими людьми. Покупки они делают по телефону или через Интернет. Практически нельзя определить, что стало причиной заболевания. Чаще агорафобия развивается годами. Человек постепенно замыкается в своем мирке.
Чтобы излечиться, нужно встретиться со страхом в присутствии врача. Так что нужно избавиться от еще одной фобии -- иатрофобии, или боязни докторов.
Верующие люди реже страдают фобиями
-- Где же граница между здоровым страхом и болезненным? -- с таким вопросом мы обратились к заведующему центром психотерапии и медицинской психологии Киевской городской психоневрологической больницы N 1 Леониду Юнде.
-- Граница между здоровым страхом и болезненным состоянием не всегда четкая, но все же есть критерии, по которым можно отличить психическое расстройство. Во-первых, по тому, насколько страх соответствует реальной ситуации. Естественная реакция -- когда человек боится бросающейся на него собаки. Но в случае, если при одной лишь мысли о собаках возникают дрожь в теле, учащенное сердцебиение, головокружение, человека подташнивает, -- это болезненная реакция. Во-вторых, наши страхи обычно меняются в зависимости от ситуаций. Человека с фобическим расстройством преследует один и тот же страх, и приступы случаются регулярно. Иногда трудно диагностировать психическое расстройство. К примеру, если бизнесмен постоянно боится потерять деньги, то эти мысли могут быть как навязчивыми, так и оправданными. Ведь у него есть реальная возможность обанкротиться. Такие фобии считаются социальными и сложнее всего поддаются коррекции. Ведь чтобы избавиться от навязчивых мыслей, надо изменить внутреннюю сущность человека.
Те, у кого снижен уровень тревожности, обычно живут меньше, поскольку чаще подвергают себя опасности. Так, эмоция страха почти не свойственна наркоманам. Люди, у которых притуплено чувство страха, чаще совершают противоправные действия. Не секрет, что многие не идут на преступления не из-за моральных убеждений, а потому, что боятся быть пойманными. Почти вся деятельность человека основана на страхе. К примеру, человек работает, чтобы в будущем не стать нищим, чтобы обеспечить себе старость.
Психотерапевты помогают пациентам осознать и изменить отношение к четырем глубинным страхам, которые лежат в основе любых фобических расстройств. Первый -- страх небытия. Нет неопровержимых фактов, что после смерти человек продолжит свое существование, поэтому мы боимся смерти. Второй -- страх свободы выбора. Каждый раз мы выбираем, как нам поступить в той или иной ситуации, но эта свобода не всегда несет только положительные эмоции. Хочется выбрать наилучший вариант, но иногда последствия нельзя спрогнозировать. Нас пугает неизвестность. Третье -- страх отсутствия смысла. Изначально происходящее не имеет смысла. Из бесконечного набора смыслов мы сами или под чьим-то давлением выбираем один. И, наконец, -- страх одиночества. Человек рождается и умирает одиноким, однако на протяжении всей жизни пытается преодолеть это состояние.
Во все времена роль психотерапевтов исполняли священнослужители. Да и задача всех религий -- избавление человека от страха через принятие безусловной любви. На это нацелены почти все духовные практики. Поэтому верующие люди реже страдают фобическими расстройствами.
1134Читайте нас в Facebook