Чтобы избежать подтоплений площади победы и некоторых центральных улиц, в столице планируют построить новый подземный коллектор и расширить русло реки лыбедь
В начале нынешнего лета многие водители пережили немало неприятных минут, когда автомобилем приходилось форсировать «плавающую» площадь Победы и часть прилегающего к ней одноименного проспекта. Случилось это после непрекращавшихся более суток проливных дождей. Тогда же затопленной оказалась и подземная часть новой двухуровневой развязки возле станции метро «Дорогожичи» -- на пересечении улиц Мельникова и Телиги.
Есть в столице и другие проблемные участки, где после дождей просто невозможно ни пройти, ни проехать. А значит, подобная ситуация может повториться во время очередных ливней?
Генеральный директор коммунального предприятия «Киевгоргидродормост» Владимир Жуков полагает, что развязка на Дорогожичах подтапливаться не должна. Ведь Сырецкий сливной коллектор отремонтировали, а на местной насосной станции установили новое оборудование. Дорожники постоянно контролируют системы ливнестоков на отдельных участках городских улиц, где чаще всего подтапливаются дороги. Там можно обойтись незначительным ремонтом, чтобы после ливней или таяния снега вдоль тротуаров не скапливалась вода.
Однако есть участки, где решить проблему подтоплений проезжей части раз и навсегда довольно сложно. Это касается как раз площади Победы и некоторых центральных улиц города. Дело в том, что большинство дождевых стоков на правобережье Киева попадают в реку Лыбедь, которая служит своеобразным коллектором. Именно про этому естественному и самому большому ливнестоку вода затем уходит в Днепр.
Но Киев активно застраивается, сливная канализация становится все более разветвленной, и русло Лыбеди стало слишком узким, чтобы безболезненно пропустить все ливневые воды. Поэтому и подтапливает после обильных дождей улицы в центре столицы. После июньских ливней дорожники изрядно потрудились, чтобы хорошенько очистить этот естественный ливнесток -- извлекли из реки целые горы мусора и немало бревен. Такие «очистительные» работы проводятся постоянно, особенно после дождей, иначе на реке быстро образуются «плотины» из всевозможных бытовых отходов.
И все же Лыбедь нуждается в более масштабных преобразованиях. Специалисты утверждают, что ее русло необходимо значительно расширить, и столь кардинальная мера даже предусмотрена в новом Генеральном плане развития столицы. Однако необходимы огромные средства, выделить которые из местного бюджета городские власти пока не могут. И ограничиваются «ремонтом» наиболее сложных участков реки, где ее пропускная способность самая низкая.
В преддверии осенних ливней дорожники почистили почти два километра коллектора, по которому Лыбедь протекает под землей, попутно «залатав» все дыры этого железобетонного сооружения. Почистили и более десяти километров русла на тех участках реки, где она протекает на поверхности.
Чтобы избежать наводнений в центральной части города, планируют также соорудить новый подземный коллектор в районе улиц Пестеля и Старонаводницкой. По нему дождевая вода будет попадать в Днепр, минуя Лыбедь. Это позволит частично разгрузить реку, пока ее русло не будет расширено.
Предлагается еще один вариант: сделать на нескольких дамбах Лыбеди большие щели, чтобы вода быстрее попадала в реки. Но даже если он будет реализован, значительного эффекта это не даст -- лишь частично улучшит ситуацию.
Вместе с решением проблемы подтоплений необходимо позаботиться и об экологическом состоянии Лыбеди. Долгие годы во время дождей в реку смывало отходы, накапливающиеся на территории расположенных рядом предприятий. А директор коммунального предприятия «Плесо» Николай Щепец мечтает о том, чтобы вернуть Лыбеди хоть отчасти ее первозданный вид, благоустроить на некоторых участках берега и близлежащую территорию. К примеру, возле Лысой горы (здесь река сохранила свои естественные контуры) или железнодорожной станции «Киев-Волынский».
Естественно, рассчитывать на какие-то грандиозные преобразования древней и некогда полноводной реки в ближайшие годы вряд ли можно. Но есть надежда, что скоро здесь все-таки появятся нормальные очистные сооружения, через которые, прежде чем попасть в Днепр, станет проходить вода.
249Читайте нас в Facebook