Создание большинства в верховной раде может привести к новому переделу руководящих должностей
Сегодня, 24 сентября, Верховная Рада начнет рассматривать проект государственного бюджета на 2003 год. Первое обсуждение в сессионном зале важнейшего финансового документа, естественно, вызовет определенную дискуссию. Только вот будет ли атмосфера заседания способствовать сосредоточению депутатского внимания именно на этой дискуссии? Ведь именно на сегодня запланирована следующая после 16 сентября акция оппозиции, причем, как раз у стен здания парламента. А если по тем или иным причинам колонн с флагами на прилегающих к зданию парламента улицах не окажется, то сегодняшний день в Верховной Раде все равно обещает стать зрелищным: в соответствии с регламентом, для заявлений и выступлений в начале заседания слово предоставят представителям фракций. А поскольку согласительный совет, экстренно собранный на прошлой неделе, не принял решения провести внеочередное пленарное заседание 18 сентября, политические страсти выплеснуться в зал именно сегодня, так сказать, наперерез бюджетному процессу.
Проект бюджета на 2003 год парламентарии будут улучшать в процессе его рассмотрения в Верховной Раде
Кстати, что касается самой перспективы бюджетного процесса -- то, по крайней мере, внешне, она выглядит если не радужной, то намного более спокойной, чем можно было бы ожидать. Во всяком случае, профильный комитет Верховной Рады, для многих даже несколько неожиданно, после своего заседания в пятницу устами своего руководителя, народного депутата Петра Порошенко заявил: отправить проект на доработку в Кабмин комитет не предлагает, считая, что документ готов к рассмотрению, и улучшать предлагаемый правительством вариант можно в процессе первого чтения. Тем не менее, специалисты по бюджету в Верховной Раде считают, что в правительственном проекте есть нарушения 29 пунктов бюджетной резолюции и несоответствие четырем статьям Конституции. Словом, работы у парламентариев -- непочатый край. Не говоря уже о том, что каждый год обсуждение бюджета вызывает отраслевые и региональные «битвы» -- всякий, что по-человечески вполне понятно, старается хоть чуть-чуть подтащить куцее одеяльце отечественной экономики поближе к себе.
Интересно другое. А именно: не вплетется ли в процесс обсуждения и утверждения бюджета мощная кадровая мелодия, то есть не совпадет ли этот период с изменениями в составе правительства, замене руководителей парламентских комитетов? Ведь если представить себе, что, скажем, пост министра финансов займет другой человек, или бюджетный комитет в Верховной Раде (говорят, так принято в странах с традиционной парламентской демократией) останется в руках оппозиции, а теперешний его глава станет членом большинства, то становится понятным: проект бюджета на 2003 год будет настоящей «безотцовщиной». Да и решения профильного комитета парламента тоже могут претерпеть изменения.
В течение недели несколько фракций под документом о принципах создания большинства таки подпишутся?
Дело в том, что именно на нынешнюю, «многострадальную» в плане политического многообразия неделю, приходится обещание участников переговорного процесса о создании большинства выдать на-гора хоть предварительный результат. Во всяком случае, авторы текста коалиционного соглашения, народный депутат и лидер фракции «Трудовой Украины и Партии промышленников и предпринимателей Сергей Тигипко, а также его коллега, глава Украинского народного руха Юрий Костенко неоднократно заявляли: в течение недели несколько фракций под документом о принципах создания большинства таки подпишутся, подавая пример остальным, желающим присоединиться. Только вот кто и к кому будет присоединяться, до конца не понятно. Так что возможны варианты.
Как известно, первое заявление о намерении создать парламентское большинство исходило от девяти фракций: восьми, созданных на базе избирательного блока «За единую Украину», плюс СДПУ(о). После паузы (а пауза была вполне понятной, 215 человек, которые мог бы собрать такой альянс, это для большинства маловато) конфигурация несколько изменилась: в переговорном процессе на заданную тему появилась «Наша Украина» и, напротив, в какой-то мере «заморозили» свое участие в формировании большинства объединенные социал-демократы. Свое поведение лидеры СДПУ(о) объясняют так: поскольку глава «НУ» Виктор Ющенко подписал резкое обращение оппозиции к Президенту, они не могут вместе с «Нашей Украиной» создавать что-либо. Вполне логично. Как и то, что сложно представить себе большинство без наибольшей по численности фракции, которой является «Наша Украина». Впрочем, чего-чего, а чудес у нас в политике хватает, и прозрачная логика здесь задействована далеко не всегда.
Тем временем, говорят, что по предварительному проекту создания большинства (кто бы в него не вошел), это формирование получит право перераспределить главенство представителей фракций в парламентских профильных комитетах и рейтинговым голосованием определять кандидатуру премьер-министра. Не говоря уже об изменениях в правительстве, в сторону, так сказать, его коалиционности. Поэтому сейчас и сложно ответить на вопрос: кадровые или плановые вопросы стоят сегодня на повестке дня Верховной Рады.
240Читайте нас в Facebook